будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 15, 2025
Культура

Просто Маринина

Просто Маринина
marinina

«Никакой критик – плохой или хороший – не определяет тираж моих книг», - считает Марина Анатольевна Алексеева. Она придумала Маринину, Каменскую, и вот теперь - «Пружину для мышеловки» (М.: Эксмо, 2005), вторую книгу серии об участковом милиционере Игоре Дорошине. Новый герой, сын оперных певцов, зарабатывает на жизнь тем, что между обходом пожилых подопечных и ухаживаниями за котом пишет музыкальные шлягеры. О том, кто пришел на смену обаятельной Анастасии Павловне и как работается сегодня их создательнице, наш корреспондент Ольга Орлова спрашивала у Марины Алексеевой.

Марина Анатольевна, вы автор более чем тридцати книг. Вам знакомо чувство профессиональной усталости?

Конечно.

В чем это выражается? Что Вы начинаете не любить? 

Я начинаю не любить ту книгу, которую пишу. Когда я ее закончу, она станет замечательной, потому что уже ничего не потребует. Естественно, три-четыре месяца спустя я увижу в ней дыры, недоработки. Но любая мать, видя недостатки своего ребенка, не любит его меньше, хотя в тот момент, когда она его воспитывает, может испытывать раздражение.

Если бы первые Ваши книги не пользовались успехом, продолжали бы Вы писать? Ушли бы со службы?

Я бы продолжала служить. Я ушла с работы именно тогда, когда профессиональные интересы стали плохо совмещаться с писательскими. Продолжала бы я писать или нет, не знаю. Я ведь начала сочинять романы при вполне определенных обстоятельствах: мне не нравилось то, чем я занималась, да и я этой работе не нравилась. Найди я более комфортное место работы или будь я загружена интеллектуально 24 часа в сутки, то у меня бы не было ни потребности, ни возможности выдумывать детективные истории.

Писатель Александр Кабаков как-то заметил, что автор, сознательно не ограничивающий себя строгими жанровыми рамками, всегда стремится создать глубокий психологический роман. Как бы Вы прокомментировали утверждение: «Из офицера милиции, который пишет детективы, Маринина превратилась в автора психологических романов».

Если бы это  высказал такой мастер, как Кабаков, то свою Нобелевскую премию я бы уже получила. Но честно говоря, я крайне далека от теории литературы и ничего не понимаю в литературном процессе. Я не литератор и даже не писатель, я просто автор. Однако когда пишу, стараюсь сделать книгу такой, чтобы мне было самой интересно читать. А ведь читать-то я больше всего люблю именно психологические романы. Если мне предложить на выбор американские, французские и испаноязычные детективы, то в первую очередь предпочту  испаноязычного автора и в последнюю очередь - американского. Видимо, внимание к психологическим тонкостям даже в детективном жанре – это особенность испанской культуры. Обратите внимание, испанское кино в этом смысле не сравнится ни со шведским, ни с французским. И испанские журналисты меня поражают тем, что девяносто процентов их вопросов касается психологических подробностей. Они очень сконцентрированы на копании в своей душе, а я это так люблю…

Вы когда-нибудь ощущали на себе действие принципа «ухудшающего отбора», когда в угоду интересам рынка страдает качество текстов, но увеличивается их количество?

На себе  - нет. Только однажды в 1996 году издательство предложило мне договор на пять романов в год. Несмотря на то что в первые два года я быстро и много писала, я отказалась. Ведь я не знала, как дело пойдет в дальнейшем и какой у меня будет настрой. Больше таких предложений не поступало. Начиная с 1997 года я писала по две книги в год. Полгода -  достаточный срок, чтобы настраиваться, раскачиваться, придумывать, а потом сесть и все записать. Составлять слова не трудно, когда есть понимание и эмоция, но придумать, что ты хочешь от этого эпизода, тяжело.

Вы продумываете молча или проговариваете?

По-разному. Думаю лучше всего во время ходьбы или плавания, когда возможно равномерное движение. Хорошо сочиняется в парке, где безопасно и нет толпы людей. В море можно не думать о движении, о дыхании, а размышлять именно о том, о чем хочется. Еще у меня есть три человека, которые предложили себя как стенку для мяча – и я их активно в этом качестве использую. Я, как и многие люди, ленюсь думать правильно. Мы же думаем большими блоками, а не выстраиваем каждую мысль до конца. Пока ты проговариваешь идею, она твоя, но когда чужой человек ее произносит, ты отстраняешься и сразу видишь ее дефекты. Поэтому я, конечно, все обсуждаю.

Вы - активный участник международного книжного рынка. Как вы относитесь к ярмаркам? Помогают они продвижению писателей? 

Книжные ярмарки существует не для автора, а для книгоиздателя. Литературные агенты от тех или иных издательств налаживают связи. Писателей туда приглашают, чтобы было веселей. Во Франкфуртской ярмарке я всегда участвовала по приглашению моего немецкого издательства, которое к этому времени обычно выпускало мою книгу. Любое издательство заинтересовано собрать у своего стенда побольше прессы. А автор - приманка. В Московской международной и Российской национальной ярмарках я тоже участвовала для встреч с читателями.

Недавно Вы были членом жюри конкурса региональных журналистов "Читают все". Чем журналисты из провинции отличаются от московских?

Московские журналисты сильно проигрывают по сравнению с пишущими людьми из провинции. Об этом все было сказано в бессмертном фильме «Интердевочка». Героиня Елены Яковлевой приходит просить взаймы денег к подругам, которых играли Ирина Розанова и Ингеборга Дапкунайте. Те ей в деньгах отказали, но предложили заработать, объяснив, что москвички могут себе позволить капризничать, а приезжим  ничего в руки просто так не попадало. Московские журналисты в большинстве своем – люди крайне поверхностные и нетрудолюбивые. Зачем напрягаться, если они и так уже в центральной прессе? Ко мне приходят мальчики-девочки лет двадцати, не прочтя ни одной книги, не посмотрев предыдущие интервью, и спрашивают: «Как вы придумали свою героиню?» Им безразлично, что читатель все это уже знает. С провинциальным журналистами такого не бывает. Они приходят подготовленными и стремятся  узнать что-то интересное. Неудивительно, что и конкурсные рецензии показали доброжелательность и глубину, отличную от московских авторов.

Вы болезненно переносите нелестные отзывы критиков?

Сейчас уже нет. Было время, когда очень переживала. Если читала, что мой язык бедный, а сюжет неинтересный, то у меня опускались руки: «Да, наверное, я плохой автор». Но когда в отзыве сказано, что Маринина пишет барахло, потому что у нее в каждой книге маньяки и гомосексуалисты, я терялась: «Это про кого написано?» Это то же самое, если бы мне сказали: «Ты толстая и некрасивая». Я соглашусь: «Ну, да, что сделаешь». Но если говорят: «У тебя три головы и на каждой по три пары рогов», то, извините, это не про меня. Ну, не будешь же бить кулаком по столу и кричать, что на тридцать книг у меня три маньяка!

Мнение о том, что у Вас больше половины сюжетов построены так или иначе на сексуальных преступлениях, и впрямь распространено...

Нет. Я не люблю об этом писать. В «Пружине для мышеловки» есть маньяк, убивающий детей, который был необходим для центральной завязки сюжета. Никаких смакующих подробностей, если Вы обратили внимание, там нет. Так что замаскированную порнографию я не приемлю и читательские пороки преумножать не стремлюсь. С другой стороны, Каменская работает в отделе по борьбе с тяжкими преступлениями: убийства и насилия. Она не может раскрывать кражи и экономические махинации.

Отзывы критики влияют на коммерческий и читательский успех Ваших книг?

Думаю, нет. Я среднестатистическая женщина на пороге пятидесятилетия. Таких, как я, в  нашей стране очень много. Я исхожу из того, что если мне эти отзывы редко попадаются, то большинству моих читателей они тоже не попались. А еще с возрастом я поняла еще одну вещь: любой отзыв субъективен. Отрицательная рецензия значит только то, что конкретному лицу моя книга не понравилась. И никакой критик – плохой или хороший - не определяет тираж моих книг.

Знаете ли вы мнение бывших коллег о персонаже Вашей новой серии?

Коллеги со мной не общаются. Их мнения я не знаю. Правда, мой муж – сам сотрудник милиции.

И что он по этому поводу думает?

Мы с мужем вместе придумывали капитана Дорошина, это его детище, как, впрочем, и Чистяков, муж Каменской. Да и не так безупречен Игорь Дорошин, как может показаться. Мы все повернуты разными лицами к разным социальным слоям. Дорошин заботится о своих подопечных, но по отношению к начальству – он очень плохой участковый. Он не ведет необходимую документацию и не боится взысканий. Он слишком независим, поскольку не живет на зарплату. Как возлюбленный он тоже далек от идеала. Его отношения с родителями весьма сложны, ведь те стесняются его работы. Дорошин лишь отчасти положительный герой.

Ваши литературные ориентиры?

Всю жизнь со мною три автора. С раннего детства я любила Александра Грина и не могла понять, чем он меня завораживал. «Словоохотливого домового» учила наизусть еще в десятом классе, и до сих пор для меня этот текст во многом загадочен. Из авторов детективов – конечно, Сименон. Сборник «Первое дело Мегрэ» был в детстве зачитан до дыр. К рассказу «Мегрэ и бродяга» я возвращалась лет до сорока, пока не поняла и не прочувствовала автора до конца. Еще меня сопровождают всю жизнь сказки Оскара Уайльда. Пьесы и «Портрет Дориана Грея» меня раздражают, но над сказками я до сих пор плачу, и если бы научилась писать с такой же пронзительностью, мне бы цены не было.   

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).