будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 14, 2025
Культура

Процесс писания – коммуникация, одна из самых тесных и задействующих

"Полит.ру" представляет беседу с Ириной Ескевич, автором книги "Оптические маневры в окрестностях Эйнштейна и Пикассо", вышедшей в издательстве "ОГИ" в рамках серии "Non Fiction". Где зарождаются столь необычные интриги и сюжеты, положенные в основу книги? Насколько представленные в книге эссе и зарисовки автобиографичны? Каков тот читатель, которому посвящена эта книга? Ответы на эти и некоторые другие вопросы попытался получить в беседе с автором книги Дмитрий Ицкович, директор издательства "ОГИ".

См. также фрагмент книги на "Полит.ру".

Вот ты находишь интригу и сюжет в местах, где их обычно сейчас не ищут. Откуда в твоих попытках сквозит интригой и сюжетом?

Это очень хорошее слово – сквозит. Оттуда, где и свирепствуют сквозняки, – из скрытых переходов, потайных лесенок, невидимых ходов, которыми в достатке оснащены просторные помещения узаконенных дискурсов, но которые культура почему-то находит нужным оставлять укромными, невидимыми. Но в них-то, возможно, и происходят события, отнюдь не подсобные для культуры, а центровые. Вот только как их разглядеть? Я и книжку свою назвала поэтому «Оптическими маневрами». Из простого человеческого любопытства: что это там блеснуло этаким загадочным НЛО, имплантировалось, понаделало, но так и не проступило в опознанность. Где понаделало? Да хоть в обстоятельствах частной жизни двух весьма симпатичных и вполне обычных ребят – Риты и Кирилла, в отношениях которых я где-то с месяц ковырялась, занимаясь сугубо художественным текстом. Это загадочное НЛО, все время присутствующее в бытовых стратегиях и реакциях Кирилла, на сто третьей странице Рита и опознала как Авиньонских барышень своей повседневности. Так и проклюнулся сюжет «Маневров» - из интриги между вещами, казалось бы, несовместимыми – повседневностью и «отвлеченным искусством» Пабло Пикассо. Любопытно, что саму диалектику видимого и невидимого культура подробно и детально разрабатывает в таком месте, где ее в голову не приходит искать – в фундаментальной физике. «Чтобы наблюдатель ничего не заметил» - таково одно из главных условий производства специальной теории относительности Эйнштейна. Почему наблюдателю предписывается определенные вещи не замечать – и на этот вопрос в захватывающих обстоятельствах становления его теории можно найти ответы. Ведь уйти за пределы видимости – и значит осуществить свою власть. Самые деспотичные правители – те, что невидимо правят нашими поступками и чувствами. Я вообще просто не могу согласиться (весь мой личный опыт противится этому) с весьма расхожим мнением, очень внятно выраженным, например, Фредериком Бегбедером, - «Есть искусство, занятое отвлеченными вещами, и искусство, которое интересуется реальной жизнью». Словно бы между отвлеченными вещами и реальной жизнью существует непроходимая стена. А между тем, этим самым отвлеченным вещам, этим тайным правителям, так щедро тиражируемым и поддерживаемым искусством, философией, да той же математикой и физикой, как и пресловутым небесам, больше негде ютиться, как в наших судьбах. Тем активней, кстати,  участвуют, тем меньше мы знаем о них. И потому повседневность, в которой и реализуются они в наших буднях, представляется мне местом куда более мистическим, чем развалины древнегреческих Дельф.

Ты сама такой же повседневный человек, как и другие, встающие по утрам, бредущие на работу. Есть ли связь между твоей собственной повседневностью и твоими повествовательными, писательскими увлечениями? Делишься ли ты своей повседневностью?

Разумеется, да. Например, один из текстов «Маневров» (так потребовал сюжет) - художественный: «Ван Дейк с руками», хоть и в двух других, условно эссеистических, присутствуют чисто художественные стратегии. Так вот, в «Ван Дейке» я делаю это – в смысле, делюсь повседневностью – открытым текстом. И мне приятно слышать от разных читателей, что они находят в моих описаниях детских впечатлений много узнаваемого и при этом неожиданно нового об известном, то есть получается, что я делюсь с ними и их повседневностью тоже, а это действительно благодарное занятие. Кстати, писательство – это тоже ведь повседневность, один из элементов повседневности, из числа самых захватывающих и даже где-то экстремальных. Так что я не стала бы их так противопоставлять. Писательские занятия не только что-то черпают из повседневности, а сами в нее очень многое привносят, открывая совершенно новые коммуникативные и информационные каналы. Сам процесс писания – коммуникация, одна из самых тесных и задействующих. Именно  писательские занятия заставили меня совершенно по-новому взглянуть на такой, например,  чрезвычайно интересный (в смысле, очень обыденный и рутинный) компонент повседневности, как восьмичасовой рабочий день, на встречу с которым я бреду по утрам, как ты верно заметил, пять дней в неделю. В итоге мне даже захотелось написать о нем – все, что я о нем теперь думаю и знаю, – много неожиданного даже для меня самой. Я ведь довольно долго и вполне удачно избегала этого «компонента». И потому моя повседневность складывалась исключительно из обстоятельств частной жизни, из контактов, всегда очень напряженных, наэлектризованных и плотных с весьма конкретными людьми, разраставшимися в моей жизни до огромных размеров (и мне нравилось это). Но вот на дне одного из этих контактов я набредала вдруг на «Сатирикон» Петрония, который ощущала чем-то, непосредственно и прямо ко мне относящимся. Знающим что-то, чего я не знаю и возможно никогда не узнаю, – обо мне, о девушке X, о парне Z, и не будь которых в моей жизни, я навряд ли бы заинтересовалась «Сатириконом».  Но так или иначе, я начинала «Сатирикон» -  не понимать. Это непонимание само по себе уже было весьма интересным  процессом. Этот внутренний процесс и становился однажды внешним действием. Я являлась учиться на философский факультет, на кафедру ИТМК. Зачем являлась, в сущности? Чтобы прочитать «Сатирикон» Петрония. Но для этого требовались различные обходные пути. Например, выяснялось, что путь к Петронию лежит через Платона. А к Платону? И вот перед Платоном вдруг написался сценарий, точнее, художественный текст в форме сценария, совсем бытовой, но с очень проработанной и любопытной композицией, что-то проясняющей в итоге в Платоне. Написался через фильтр новых дружб и любовей, в которых перемешались чувства с профессиональными интересами. Это я и называю "плодотворной щедростью повседневности". Об этом можно долго говорить. Здесь много неясного и интригующего.

Где точка входа твоей идентичности, и что нам светит в конце?

А вот именно здесь. Ты задаешь такие прицельные вопросы. В поиске подоплеки, разноцветной отвлеченной подложки  наших будней и наоборот, в попытке увидеть, где встроены и как вытекают в нашу частную жизнь происшествия тех же Авиньонских барышень, или как может в нас кровоточить специальная теория относительности. Я иду сразу с двух сторон, но не чувствую раздвоенности, напротив. Найти себя в отчужденных вещах - что ты делаешь в них и зачем. Например, в деньгах. Такой вот понятный, привычный, банальный предмет – деньги. Которых вечно к тому же не хватает. Но с некоторых пор я заглядываю в свой кошелек, как в разъем какой-то вселенской тайны. Что мы делаем, в каких процессах реально участвуем, совершая свои нехитрые ежедневные монетарные манипуляции? Я наткнулась на мерцающую тайну денег в одном из текстов «Маневров». А когда «вышла в люди» с проектом книги о деньгах, внезапно обнаружилось, что это модная и востребованная тема. Уходя внутрь себя, всегда в итоге оказываешься в курсе внешних событий. А что в конце, на выходе? Но мне пока совсем не хочется отсюда выходить…

И все-таки пробуждения. Интерьер и экстерьер собственной жизни, по которому разбросаны приметы, оказывающиеся вовсе не приметами, а собственно основными деталями. Что уходит на периферию и как она, периферия, живет и называется?

Периферия – место, где центр прореживает себя, освобождается от собственных комплексов, в том числе и тяжкого комплекса интеллекта. И потому за периферией есть еще одна – свалка. Но я люблю свалки. Например, те, где обнаруживаются скомканные детали, окурки вдохновений, я не знаю, в панике отброшенная Набоковым вставная челюсть Дивины. Мне бы хотелось однажды пройтись по этим его следам. Или вот отбросы чувств. Их легкие извращения. В том числе и собственных. Довольно интересная и продуктивная зона. Периферия – это место, где мы упаковываем в мусорные корзинки самих себя. Довольно любопытно их взять и распаковать однажды обратно. Это наверное и есть – пробуждение.

Социум, что ты от него ждешь, если пытаешься произвести для него такие продукты?

У меня к тебе сразу встречный вопрос: какие такие?

Вот такие продукты. Тексты твои, которые ты дописываешь и доводишь до отчуждаемого состояния. Вот, например, Шри Аурабинда – все понятно: зачем, почему, кому. Сэллинджер – да тоже все понятно. А с тобой не так понятно.

Ну это, знаешь, наверное, как в принципе неопределенности Гейзенберга. Проясняется что-то одно – либо местоположение, либо импульс частицы. Меня занимало, конечно, местоположение – особая композиция намеков и тем, в которых обнаруживались своеобразные зрительские места, с которых только и можно было разглядеть и показать читателю те самые в обычной оптике невидимые события, деятельности и объекты. А что попутно начал расплываться «импульс» текста – это был сопутствующий неизбежный процесс. В самом деле, кому адресована книга? Неясно. Для культурологов слишком художественно и субъективно. Для искусствоведов – зачем здесь Эйнштейн? Для любителей художественной литературы – слишком заумно, особенно в «Эйнштейне». Для физиков – что там делает «Моя мама вся в часах»? Или другой «импульсивный» вопрос. В каком жанре  написана книга? Не заявишь же в аннотации, что оптические маневры – и есть жанр. На вопрос о жанровой и предметной принадлежности книжки забавно отвечают книжные магазины. В одних она выставлена в отделе искусствоведения, в других - философии, в третьих – в отделе современной прозы. (Один из интернет-магазинов прямо позиционирует книгу, к моему изумлению, как роман). И смотрится неуместной – и там, и там. Она неуместна и даже невидима (раз импульс расплылся, но зато обнаружилось местоположение точки разрыва видимого и невидимого!) в оптике социума. Если пристально присмотреться к социуму, то вот он - самый настоящий последовательный и настойчивый кубист, творящий кубистические полотна наших будней. Социум – это ведь только шлифовка в нас наших социальных ролей – граней. У Дали есть рисунок – роскошная клумба граненых кристаллов. Называется «Индивидуумы». Так и хочется добавить – социализированные.  Кубизм – это повседневная оптика социума. По-другому социум просто не видит. А смотрит-то он не откуда-то, а из наших собственных глаз. Как смотрит – это и показал Пикассо. За что социум его щедро вознаградил – признанием, славой, его многочисленными замками. Социум всегда так или иначе вылезает на поверхность в своей кубистической сущности. В СССР, где в искусстве насаждался соцреализм, кубизм проявился в непомерном почитании граненых хрустальных изделий. Любовь к хрусталю – это превращенная форма любви к Пикассо…Или еще одна форма социального самолюбования.  Но «Маневры» - не хрустальная книга. И чего хорошего мне после этого ждать от социума?

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).