будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 20, 2025
Культура
Конрадова Наталья

Провокация, которой не было

Провокация, которой не было
98_10a

Открылся IX Международный форум художественных инициатив. Девятый раз Георгий Никич вылавливает отдельных авторов из потока художественной активности – «как трава растет», а зрителю предоставляет возможность ежегодного наблюдения за этим ростом. В этот раз авторам было предложено работать с темой Рая.

Придя на открытие, вся в ожидании непростоты и подвоха, я робко присматривалась к фокусам, заглядывала в дверные глазки и подозрительные трубы, входила в темные комнаты. Настоящего обмана все не было, брожение по выставке походило на воскресную прогулку в ЦПКиО им. Горького: бросание колец на поролоновые члены (Игорь Демиденко, Катя Кандыба); комната смеха с пустым зеркалом (Викентий Нилин); коллекция кичевых солонок в виде помидора и шариков с портретами Путина (Ольга Божко, Ирина Корина); даже фантастическая оцифровка воды со сложной системой механических и электронных прибамбасов («Куда бегут собаки») – все это идеально вписывается в привычное зрелище под названием «современное искусство».

У инсталляции Сергея Бугаева (Африка) с расстрелянными краской репродукциями трофейных немецких произведений лежат привязанные пистолеты. Современное искусство интерактивно, решила я, и нажала на курок. Выстрела не произошло, а давно ожидаемый катарсис случился: вот это провокация! Ты, как обычно, полагаешь, что художник вызывает на действия, а вызов оказывается имитацией; стрелять призывает, но не дает – конфуз и фрустрация, потеря эмоционального равновесия, арт-терапия и полное зрительское удовлетворение… Позже выяснилось, что пистолеты просто не успели зарядить к приходу публики, а стрелять как раз можно и нужно – все как обычно, аттракционы продолжают свою работу.

Уж сколько десятилетий настоящей, небутафорской стрельбе по культурным традициям, понятым как пошлость и мещанство, но «наши» почему-то все время мажут. Матерный перформанс молодого поэта и свальный грех Олега Кулика выглядят как ленивая, стотысячная попытка нарушения табу, которого давно не существует. Сопротивление общественной морали оказывается бессмысленным, поскольку ее носители либо игнорируют провокации, либо сразу приходят с топорами и ведром краски, а не с микрофоном и ответным манифестом. Художники закономерно проигрывают сражение, поскольку сопротивляются вымышленному противнику – «общественному мнению», кастрированному образу публики, которую в начале прошлого столетия стремали натянутыми через зал нитками и кубистическими мадоннами.

Отсутствие связей с общественностью делает мероприятие самодостаточным, проще говоря – тусовкой. Однако для остроты необходимо постоянно противопоставлять себя другим, и воображаемый диалог с невежественной публикой продолжается – отряд не заметил потери бойца. Результатом становится лакированная музеефикация бунта, который и приобрести недорого, и на стенку повесить комильфо.

Вот проникновенный Мамышев-Монро в роли Достоевского; карта СССР, съеденная молью до РФ; сложные конструкции и концептуальные инсталляции, малопонятные без своих подробных академических описаний. Мейнстрима больше не существует, но и авангарда тоже. На фоне когда-то революционных идей настоящую провокацию трудно придумать, и гораздо более сильные эмоции доставляет отказ от провокаций вообще. Хочется вернуться в абсолютную живописность позапрошлого века. Однако прежде, чем стать деликатесом, дор-блю должен заплесневеть. Искусство пока не подает надежд на смену ориентации, а критики и обозреватели тем временем пишут, что художников продолжает волновать идея Рая, и что у них есть концепция.

Конрадова Наталья
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).