будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино
Июнь 20, 2025
Культура
Тупикин Влад

Public Enemies

Public Enemies
98_tupikin

Было некоторым разочарованием узнать, что Майкл Манн, автор отличного по всем статьям фильма "Public Enemies" (в СНГовном прокате - "Джонни Д."), раньше снимал сериал "Полиция Майами: отдел нравов". Ну, что же, в конце концов, каждый мастер на чём-то растёт. Ладно. Дело не в сериале. И не в том, что "Public Enemies" тоже сняты на цифру.

Фильм-то и правда хорош. Можно знать что-то про тысяча девятьсот тридцатые годы, можно не знать, можно быть в курсе недолгой биографической нити популярного гангстера Джона Диллинджера, можно ничего не знать про гангстеров, но в фильме есть всё необходимое для любителей острого сюжета, длинных перестрелок, исторического антуража, восстановленного до мельчайших деталей (что там шляпы-костюмы? но часики, качество фотографий, кухонный гарнитур в публичном доме, тачки, аэроплан компании "American Airways" и, конечно, автомат Томпсона (любопытную деталь про него я узнал из этого фильма: оказывается, когда расстреливался первичный диск, ну, типа как у ППШ, на замену в бою ставили прямой рожок, типа как у "Шмайссера"), ну или внушительно фыркающий паровоз и журнал с чёрно-белыми картинками, который главный герой небрежно пролистывает в обезьяннике), но также есть место для чувств, для той самой любви, которая, как хочется верить, не морковь и не картошка, которую - ррраз! - и в окошко.

Ну и Джонни Депп, конечно. Мало того, что великолепный актёр в прекрасной роли, так ещё и немного внешне похож на Джона Диллинджера. Каковой Диллинджер, как настоящая голливудская звезда, жил в мире масс-медиа: был героем газетных и радио-репортажей, постоянно появлялся в кинохронике, которую до наступления эпохи ТВ крутили перед началом фильмов в кинотеатрах, как сейчас крутят рекламу, а по дороге из аэропорта в тюрьму его приветствовали вдоль дорог всамделишные (а не сгоняемые, как, скажем, в Москве на Тодора Живкова) поклонники, пытавшиеся разглядеть, кричавшие: "Джонни!", с платками в руках, запоминавшие историческое мгновение...

Но Джон Диллинджер был звездой, не потому что красавчик. Джон Диллинджер был звездой, потому что грабил банки - делал то, что и сами представители массового общества времён Великой Депрессии, миллионы простых американцев, замученных кризисом, хотели бы сделать, да не могли. Работа эта, кстати, была вполне коллективной: мало того, что в банки он входил не один, что на шухере стояли свои ребята с Томми-ганами, бандитам нужны были квартиры, врачи, машины, которые они постоянно меняли, оружие, да и просто человеческое общение: ну да, девчонки, ну да, кабаки, где не сдадут (и где иногда всё-таки сдавали), и загородные виллы, где можно отлежаться с проникающим пулевым. Словом, целая инфраструктура работала не только на полицию и ФБР, но и на этих врагов государства. Не зря же американское название дано во множественном числе и только русское излишне персонифицирует то, что и без того персонифицировало бы массовое сознание: добро и зло as usual и as absolute.

Жизнь Джона Диллинджера была, конечно, про простого человека, отделённого изначально от всех радостей этого мира, про простого человека, родившегося в несчастливой семье, где мать умирает, пока сын ещё пешком под стол, где отец побивает пацанёнка кулаками, потому что тонкостям разговора и сам не обучен, где первым дурацким преступлением становится ограбление бакалейщика, нормального в целом мужика, и получение за это десятилетнего срока, который приходится мотать от звонка до звонка, про человека, который делает себя сам и добивается всего, о чём мечтает любой человек: делать настоящее дело, любить и быть любимым по-настоящему, ни в чём себе не отказывать и никогда не работать. Диллинджер добивается всего этого, но ценой неимоверного рукотворного укорачивания своей жизни - и чужих, когда приходится.

Но фильм этот не только про Джонни Д. и его нетривиальную компанию (один только Малыш Нельсон уже подстреленный, умирая, убил трёх федеральных агентов - не в фильме, в жизни, в самом конце её), он - про ту бездушную машину, которая боролась с гангстерами в Америке, и про её, этой машины, неприкрыто фашистские методы. Основатель и глава ФБР господин Гувер, практиковавший расстрельные расследования и не гнушавшийся вербовать в стукачи детей (и затем публично, под кинокамеры, награждать их), так и говорит начальнику чикагского филиала организации: "Допросы ведите с пристрастием и, как это теперь (теперь - это в 1934-м, помните, что за время, кто набирал силу в Европе? - В.Т.) говорят в Италии, без белых перчаток". С пристрастием и вели: отказывали умирающему от ран в уколе морфия, пока тот не выдаст явки-пароли-адреса, били часами напролёт привязанную к стулу девушку, чтобы назвала всё то же, а когда она попросилась в туалет, просто вышли из комнаты, чтобы она под себя описалась. Именно эта машина государства и именно такими методами (наряду с прослушкой телефонов, с анализом массовых данных и с принятием новых законов специально под ситуацию - система никогда не стесняется менять правила игры прямо по ходу дела; непонятно, чего же стесняться тем, кто ненавидит систему и противодействует ей?) подавила наиболее открытые и наиболее наглые проявления "романтической преступности", переубивав наиболее ярких и бесстрашных, загнав остальных в лабиринты подпольной экономики, в которой они благополучно пребывают и до сих пор. Ещё немного о законах: с некоторого момента Джона Диллинджера и его товарищей никто не собирался судить (безглазая Фемида, весы, состязательный процесс, все дела), их откровенно отстреливали, вызвав из Техаса специальную банду убийц с полицейскими бляхами.

Думаю, не стоит тут ставить вопрос, так неподдельно волновавший (при обсуждении любых, абсолютно любых тем) известного некогда московского младомарксиста Андрея Грязнова: "На чьей стороне правда?" Но вопрос "Кому сочувствовать?" даже не возникает: государство берёт наши жизни и наши деньги по заранее составленному плану, по самому укладу своего существования и тут нет базара: государство и все его слуги – настоящие "Public Enemies"; бандиты, отнимающие деньги у слишком богатых, забирают порой и наши жизни, может и случайно (мы подвернулись не вовремя, зашли снять зарплату не в тот банк или оказались там на службе уборщицей, кассиром, письмоводителем), но тоже по заведённому укладу и потому они, разумеется, тоже "Public Enemies"; единственные, кому стоит сочувствовать во всей этой истории, - это, конечно, те самые простые люди, которые в лице мистера Диллинджера потеряли свою надежду и своё упование, а в лице мистера Гувера обрели свой универсальный кнут со встроенной прослушкой и перлюстралкой лет на пятьдесят вперёд. В действиях обоих господ был и определённый шик, и понимание того, как устроено массовое общество и как им можно манипулировать. Это были современные господа, технократы своего дела.

В этом смысле куда романтичнее и здоровее примеры банды Неда Келли в Австралии и французской банды Бонно, своего рода реинкарнаций Робина Гуда сотоварищи. Но про них - уже другие истории и другие фильмы.

Тупикин Влад
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).