будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 17, 2025
Культура
Змеул Александр

Путешествие Энди Уорхола в Россию

Путешествие Энди Уорхола в Россию
dub_vin

Знаменитая картина Владимира Дубосарского и Александра Виноградова – «Энди Уорхол в Москве», - на которой художник стоит на фоне Храма Христа Спасителя, как нельзя лучше иллюстрирует историю с предстоящей в России выставкой «Энди Уорхол: художник современной жизни». Каждая из сторон - и организатор выставки фонд Alcoa, и принимающие музеи решают свои глобальные задачи, для каждого из них Уорхол – это свой Храм Христа Спасителя.

«Выставка включает более 300 картин, рисунков и архивных материалов из постоянного собрания нашего музея, а также информационно-справочные материалы и каталог, специально изданный для посетителей выставки в России», – бодро рапортует а пресс-релизе директор музея Уорхола в Питсбурге Томас Соколовский. Музей этот, как сказали бы в советское время, - подшефная организация американского алюминиевого гиганта Alcoa, штаб-квартира которого расположена как раз в Питсбурге.

В этом году Alcoa приобрела два предприятия и в России – в Самарской и Ростовской областях. Далее все пошло по классическому для крупных западных компаний сценарию. Вместе с компанией Alcoa в России появился и благотворительный фонд Alcoa. Задача фонда – не просто заниматься благотворительностью, но и создавать положительный имидж Alcoa в регионе, где компания ведет бизнес. А потому работы Уорхола отправятся на Волгу и юг России. 

Правда, сначала выставку покажут в Москве и Санкт-Петербурге. Хотя здесь у Alcoa нет крупных производств, однако не показать выставку подобного уровня в столицах выглядело бы как необъяснимый и почти вызывающий жест. Так что сначала работы Уорхола увидят в Москве – выставка в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу откроется 13 сентября. К организации и проведению этого безусловно крупного события сама Третьяковка, в общем, имеет достаточно косвенное отношение - вернее будет сказать, что выставка из Питсбурга лишь гастролирует на площадке Третьяковки. Весь проект – от концепции и отбора работ до печати каталогов и приглашений - делают американцы. Третьяковка же получает от проведения этой выставки неплохие доходы (плата за аренду помещений, выручка от продажи входных билетов), а попутно кует и "символический капитал" - отличную пиар-прибыль.

Несмотря на это, Третьяковка позиционирует выставку как свой проект. Раз у нас - значит, наше; так, видимо, рассудило руководство музея. Рассудило, впрочем, скорее от безысходности: в следующем году Третьяковка празднует 150 лет с момента основания, но так случилось, что основной юбилейный проект провален – новое здание на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной к 2006 году построено не будет. Вернее, его даже не начали возводить, так как все сошлось воедино: сложный с точки зрения гидрогеологии участок, отсутствие финансирования и даже архитектурного проекта. Однако юбилеи всегда нуждаются в крупных проектах, Третьяковке же похвастаться особенно нечем. Кроме разве что серии выставок  "Золотая карта России", представляющей коллекции региональных музеев, однако тянущейся далеко не первый год. Счет выставкам сейчас идет уже на десятки, и похоже, Третьяковка сама устала от них – раз от раза концепция выставок становится невнятней.

И вот, начиная с этого года в Третьяковке начинают показывать большие выставки, этакие музейные блокбастеры: «Бубновый валет», «Марк Шагал»... Теперь «Энди Уорхол: художник современной жизни». Три первоклассных выставки за один год - действительно очень много. Однако широкой общественности невдомек, что только выставку Шагала Третьяковка делала самостоятельно. «Бубновый валет» был инициативой частного фонда культуры «Екатерина» – тогда фонду удалось показать не только работы из Третьяковки и Русского музея, но и малоизвестные публике произведения из регионов (вплоть до районных музеев), а главное, работы из частных собраний. Силами «Екатерины» было даже модернизировано несколько казарменных залов Третьяковки на Крымском валу – там наконец появилось музейное освещение.

Когда же Третьяковка делала выставку Шагала, то в музее узнали, что страховая оценка картин – это не абстрактные цифры с большим количеством нулей, а вполне конкретные строчки бюджета. Кстати, фактически все большие выставки делаются на спонсорские деньги – Третьяковка (как и другие музеи) просто не может оплатить ни страховки, ни печать каталогов. При этом спонсоров в музее не любят и рассматривают их как неизбежное зло.

Правда, в Третьяковке нашелся человек, который решил использовать выставку Энди Уорхола не в финансовых и пиар- целях, а в художественных. Руководитель отдела новейших течений Третьяковки Андрей Ерофеев параллельно с выставкой родоначальника поп-арта покажет экспозицию «Русский поп-арт», где 250 произведений будут объединены в три основных раздела: «Предшественники русского поп-арта»; «Поп-арт в искусстве 1960–1970-х», «Поп-арт сегодня».

После Москвы экспозиция Энди Уорхола отправится в Санкт-Петербург. В середине декабря она откроется в Русском музее, который так же может гордиться этой выставкой. Этим проектом он утрёт нос своему главному конкуренту – Эрмитажу. Ведь предыдущая выставка Уорхола в 2000 году проходила именно в Эрмитаже. Нынешняя экспозиция несравнима по масштабу и качеству с предыдущей, и тем самым Русский музей утверждает свой статус главного места показа современного искусства в Питере.

Напоследок выставка Энди Уорхола отправится и на Волгу,  в район стратегических интересов компании Alcoa, – весной 2006 года экспозиция откроется в Самарском областном художественном музее. У местной политической и художественной элиты появятся поводы для торжества. Амбициозная Самара, вечно претендующая на ведущую роль в регионе, последнее время чувствует себя обделенной – её так и не сделали столицей Приволжского федерального округа. Зато теперь можно будет объявить о крупнейшем художественном событии 2006 года в Поволжье. 

В другом регионе стратегических интересов Alcoa, Ростовской области, пройдет гораздо более скромная выставка Энди Уорхолла. В городе Белая Калитва в рамках культурно-образовательной программы для юношества (так официально называется этот проект) будут представлены принты Энди Уорхола.

Итак, благодаря Энди Уорхолу будет решено огромное количество задач – Alcoa выйдет на большую дорогу благотворительности, музеи и их руководители решат проблемы собственного позиционирования на рынке искусства, региональная администрация удовлетворит свои амбиции. Название «Энди Уорхол: художник современной жизни» приобретает буквальный смысл. И всё же в конце концов стопка реальных и виртуальных купонов, которую настригут организаторы и устроители выставок Уорхола в России, - не самое важное. Главное в другом: искушенная московская и питерская публика, жители Самары и южнорусские подростки наконец-то вживую увидят произведения самого гениального рекламщика ХХ века, яркого художника, запрягшего высокое искусство в упряжь коммерции. И зрелище это со всех точек зрения несомненно будет и любопытное, и полезное.

На фото - репродукция картины Владимира Дубосарского и Александра Виноградова "Энди Уорхол в Москве". (2001)

Змеул Александр
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).