будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 14, 2025
Культура
Борисова Марина

Радость национального масштаба

Радость национального масштаба
zolushka

В Большом зале Kонсерватории спели «Золушку» Россини. Для тех, кто в курсе, этой информации довольно, чтобы в полной мере ощутить масштаб события: произошла российская инагурация бельканто, а через это – наше вхождение в мировой музыкальный рынок.

Если по порядку, то суть в следующем. «Золушка» Россини (1817) – образец бельканто (буквально – прекрасное пение) – вокального стиля, сочетающего бешеную виртуозность и полную естественность извлечения звуков. Бельканто – это как экстремальный вид спорта – красивый, рискованый, завораживающий, вроде горных лыж. Дух захватывает – у тех кто, потребляет это высококачественное и высокотехнологичное искусство. У тех, кто производит – напротив: дыхание должно быть так тренировано, что гроздья звуков на малую единицу времени должны восприниматься как нечто совершенное, упорядоченное и, главное, не доставляющее никаких проблем исполнителю. Но и отшлифованность тут не самоцель, она необходима для свободного выражения эмоций – когда ни один микрон ощущений не остался не проявленным. Т.е. речь идет об искусстве в высшей степени утонченном, изысканном, доставляющем высочайшее удовольствие. Бельканто означает не только особую эмоциональную, даже психофизическую тонкость, это целый материк со своим менталитетом, ставший также историческим стилем. Было время (первая треть 19-го века), когда производство такого типа музыки было нормой творчества, и ряд композиторов (Беллини, Россини, Доницетти) сочиняли оперы в промышленным количествах – рынок требовал.

После долгого забвения искусство утонченных ощущений снова поднялось в цене. Когда в опере произошло уже все, что могло произойти, а средства драматической выразительности доведены до предела, снова возникла тоска по хрупкой красоте вокальной эквилибристики. Появились исполнители, специализирующиеся на этом репертуаре, и сегодня бельканто – один из важных  отсеков музыкального рынка с его взаимосвязанными институциями – исполнителями, репертуарной политикой, фестивалями, записями. Идеологическая база с ее культом примадонны, окруженной безумствующей толпой, исчезла. Прагматическая – осталась: бельканто – прекрасный способ эмоциональной релаксации, дорогостоящее удовольствие витания в облаках. Любой уважающий себя оперный дом держит в запасе такое искусство.

Кроме России. Для нас  бельканто – потерянный материк. В лучшем случае – легенда о великих примадоннах прошлого, чье пение вызывало слезы. За исключением «Севильского цирюльника» Россини, все эти прекрасные сочинения итальянских гениев у нас не востребованы. Да и невозможны. Прежде всего, потому, что для полноценного существования этой отрасли оперы нет базы – школы, воспитывающей мастеров стиля.

И вот исполнили «Золушку» Россини – в концертном виде, всего один раз, зато по мировым правилам (оперный продюсерский центр Classica viva). Один этот проект не изменил российский оперный пейзаж, но подверг его стабильность сомнению – главные установки потеряли былую убедительность. Прежде всего, в том, что это никому не нужно – аншлаг и бешено горячий прием сигнализируют, что потребитель созрел. В том, что искусство никак может быть среднего уровня: оно должно быть качественным и дорогим,  пускай лучше элитарным, чем доступным и убогим. В том, что такую музыку некому петь - отличный кастинг это опровергает. Певцы, которые собрались в Москве ради проекта под именем «Золушка», вовсе не звезды. Кроме меццо-сопрано Анны Бонитатибус, выступающей в статусных домах и ролях. Остальные участники ансамбля -  грамотные, хорошо обученные музыканты, которые не испытывают технических и стилистических проблем, чувствуя себя в таком репертуаре, как дома. Их пение соответствует нормам цивилизованного музыкального мира, как, собственно, и должно быть - другое дело, что в России такое пение воспринимается исключением, а не нормой.

Позитивный статус проекта, определяющий его выгодные позиции на нашем музыкальном рынке очевиден: это активный шаг по внедрению в мировой контекст и убедительный аргумент, что на качестве глупо экономить – чем больше вложено, тем выше рейтинг продаж. Но самое перспективное достоинство концертного исполнения «Золушки» в том, что его российская часть соответствовала мировым правилам. Партнером итальянки Анны Бонитатибус выступил молодой российский певец Максим Миронов, который делает сейчас бешеную международную карьеру как россиниевский тенор. Что само по себе невероятно – раньше нашим певцам лидировать в таком репертуаре было не под силу. Миронов – из нового поколения российских певцов, которые обучены, как надо, у которых развит вкус и которые органично вошли в чужую ментальность. О российском своеобразии, означающем на самом деле национальную косность, можно забыть. Когда Максим Миронов пел партию Принца, отличающуюся  сложностью высшего пилотажа, кульминацией ощущений была радость национального масштаба: вот, наконец, и российский певец по качеству пения не отличается от западных звезд. И обрел он, между прочим,  это качество, не где-нибудь, а у нас, в России. И наверняка на банкете по случаю столь успешного мероприятия Максим Миронов поднял тост за своего вокального педагога Дмитрия Вдовина.

См. также:

Интервью с Вадимом Солодом - руководителем продюсерского центра «Classica Viva»

Борисова Марина
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).