будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 17, 2025
Культура
Абаулин Дмитрий

Реванш саксофона

Реванш саксофона
namys

Три дня – с 19 по 21 августа – продолжался VIII Московский международный фестиваль «Джаз в саду «Эрмитаж». Безусловным героем нынешнего лета стал саксофон. При всей очевидности и даже банальности ассоциаций далеко не всегда этому инструменту воздается должное на современной джазовой сцене. Быть может, именно в силу своей особой, характерной для джаза колоритности голос саксофона часто удаляется от центра композиции и превращается в красочный мазок где-то сбоку. Из прошлогодней фестивальной программы, например, гораздо ярче запомнились труба Эдди Хендерсона и гитарный дуэт Николая Громина и Алексея Кузнецова.

Даже если это не случайное стечение обстоятельств, а реальная тенденция, то в нынешнем году саксофон взял убедительный реванш. Закрывавший фестиваль американский саксофонист Джеймс Сполдинг никак не желал уходить со сцены, выстреливая в воздух трель за трелью. Уже толпились около сцены спонсоры, желающие отметиться в памяти народной своими подарками. Официальные лица готовились произнести подобающие моменту речи, а саксофон Сполдинга все никак не унимался. Было похоже, что самый именитый гость фестиваля, поигравший на своем веку с буквально всеми великими фигурами американского джаза, не хотел расставаться с московскими музыкантами, с которыми играл в Москве четыре вечера подряд (три вечера накануне фестивального выступления Сполдинг и трио пианиста Якова Окуня играли в «Ле Клубе»).

Тремя часами раньше Сполдинга на сцену вышел еще один выдающийся джазмен – поляк Збигнев Намысловский. Свое приобщение к джазу он начал с других инструментов, некоторое время играл на тромбоне. Но широкую славу ему принесли выступления в качестве саксофониста в 60-х и 70-х. Намысловский был в те годы одной из тонких нитей, связывавших «невыездной» советский джаз с внешним миром. И сегодня Збигнев Намысловский играет сложно структурированные, развернутые пьесы, в которых импровизация сочетается с композиционной выстроенностью.

Полной противоположностью семидесятническому интеллектуализму Намысловского оказалось выступление Дона Брейдена. 41-летний музыкант из США сыграл, пожалуй, самый впечатляющий из сетов фестиваля. Брейдену не было равных по яркости звука, силе дыхания, мощи свинга. Его музыка достаточно проста и открыта для восприятия. Музыкант не стремится выкинуть какое-то виртуозное коленце (чем очень грешит наша джазовая молодежь, неуемная в своем старании сыграть посложнее). Просто берет тему и ведет ее до тех пор, пока развитие не достигает кульминации. В отличие от большинства корректных бэнд-лидеров, Брейден не очень стремился дать простор своим партнерам в импровизациях. Из отведенных для каждого выступления пятидесяти минут Брейден солировал не менее получаса, после чего, невозмутимо улыбаясь, спросил у публики: «Может, вы хотите услышать еще одну пьесу?». И, получив согласие, добавил еще десятиминутную порцию настоящего горячего джаза, который, оказывается, уцелел во всех передрягах XX века.

Приятно, что на фоне таких гостей совершенно достойно выглядели наши музыканты. Лучшим номером субботы стало выступление ансамбля «Бриль Бразерс». Объединив свои тенор и сопрано-саксофоны, Дмитрий и Александр Брили играли композиции, насыщенные пряными экзотическими специями, среди которых нашлось место и испанским мотивам, и звукам джунглей, и восточному колориту, который привнес турецкий пианист Кент Мете. Собственные темы музыкантов и их отца, известнейшего музыканта Игоря Бриля, аранжированные в джаз-роковом духе, составили единую и стройную программу, засвидетельствовавшую творческую зрелость исполнителей.

И еще одно имя наверняка запомнили побывавшие в эти дни в саду «Эрмитаж». К сожалению, заболел и не смог приехать из Германии Александр Пищиков, которого очень ждали любители джаза. Его заменил молодой москвич Олег Грымов, чье выступление в составе квинтета французского флюгельгорниста Мишеля Марра стало приятной неожиданностью. Грымов сыграл раскованно и темпераментно и сорвал заметно больше аплодисментов, чем француз.

Отечественная саксофонная школа, о расцвете которой говорят специалисты, похоже, действительно дает свои плоды, за созреванием которых будет интересно понаблюдать в ближайшие годы.

Абаулин Дмитрий
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).