будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 14, 2025
Культура
Рамм Вита

Родина - мама?

Родина - мама?
bolls

На  27–ом  Московском  международном кинофестивале не только смотрят кино. Последние годы фестивальная жизнь продолжается и на дискуссиях, на которых нередко формулируются ключевые для развития современного кино идеи. Так получилось и на круглом столе «В поисках смысла: новый патриотизм», проведенном на МКФ 20 июня. Организаторы в лице главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея сразу задали высокую планку будущего обсуждения, забросав участников вопросами: 

  • Попытки объединить общество на платформе патриотизма,  связаны с дефицитом идей, дефицитом общественного согласия, социальных перспектив и нашей общей пассивностью?
  • Какие мифологемы, критерии и формулы патриотизма существуют сегодня?
  • Какие сюжеты, темы, каких героев современный кинематограф предлагает в качестве образца патриотизма? 
  • Чьим социальным ожиданиям отвечает нынешняя версия российского патриотизма?

Конечно, не на все вопросы нашлись ответы, но судя по оживленности обсуждения, поставлены они были правильно. По мнению самого Даниила Дондурея, кино и телевидение никак не озабочены созданием нового образа России. Например, ни одного позитивного образа предпринимателя на экранах не появилось. Даниил Борисович привел и статистику: за последние 15 лет было создано около 900 картин, однако ни в одной (!) страна не увидела позитивных перемен. Зритель обнаружил лишь, что живет в новой стране, которую населяют одни бандиты, ездящие на «стрелки» и участвующие в«разборках». 

На телевидении, по мнению господина Дондурея,  схожая ситуация:  «пересиливает криминальная тема и нет попыток объяснить – как можно сегодня работать и зарабатывать, как меняется к лучшему страна». 

Слушая  господина Дондурея, я вспоминала, что  в минувшем телесезоне НТВ сделало сразу две попытки приспособить сюжет про графа Монте Кристо под нужды многосерийного кино: это «Фаворский»  режиссера Дмитрия Светозарова и  «Граф Крестовский» режиссера Рамиза Фаталиева.  В основу обоих сценариев лег роман Александра Дюма, однако действие перенесено в 20 век.  А эпизоды возвращение Заключенного происходят уже в современной  России. 

Очевидно, авторы (и сценаристы, и продюсеры)  просто боятся  работать с реальными и не менее увлекательными  историями. Берется уже опробованный веками вариант.  Что это как не несколько наивный поиск оправдания  богатству  и «нуворишам»? Ведь намного проще  героя  «кладом наградить», чем написать историю о том, как он строит свой бизнес, а, значит, и новую Россию.  Но поскольку у руководителей каналов и продюсеров нет последовательной и осознанной идеологической концепции, то и патриотизм, как справедливо заметил Даниил Дондурей, они понимают лишь в одном аспекте – военном.  «О прошлом в кино и на ТВ снимают, как о настоящем, а о будущем, как о возврате назад. И возникает вопрос – к чему все реставрационные модели?» 

Культуролог Юрий Богомолов высказал мысль, что "патриотизм – не идея или смысл, а инстинкт. Вот гордятся победой ЦСКА, даже не задумываясь, что половина команды -легионеры разных национальностей.  Когда гордиться нечем, возникает ксенофобия. Потому само понятие – патриотизм – архаика. Невозможно правильно воспитывать патриотов, потому что, когда есть «наши», значит, есть «не наши» и начинается поиск врага, как внутреннего, так и внешнего»". 

Социолог  Татьяна Кутковец  патриотизм обозначила очень ярко: «России присущи два вида патриотизма – ландшафтный и жертвенный» и привела примеры социологических опросов на «Радио Свобода» - на вопрос, чем народ реально гордится, больше всего ответов про природу (река, березы), про самых красивых девушек и лучших парнях. «Это патриотизм мирного времени, а жертвенный связан с войной. 

 Аплодисменты заслужила профессор Мариэтта Чудакова, напомнив ключевую фразу  Кеннеди: «Не спрашивай, что Америка может сделать для тебя, а спрашивай, что ты сделал для Америки» и предложила вместо Америки поставить слово – Россия:  «пока  детям мы не будем внушать чувство – это твоя страна! Ты  должен сделать ее лучше, у нас ничего не получится. Но и родители, и окружающие (СМИ, школа, двор) внушают лишь одну мысль – все равно от нас ничего не зависит». Нашелся у Чудаковой и готовый рецепт решения проблемы  – написать хорошие учебники истории. «Наши учебники истории – огромная методологическая ошибка! Бесконечно переписывая историю, приглаживая, умалчивая события, невозможно воспитывать патриотов. Если это твоя страна, значит, это твоя история!». 

Говорилось еще много правильных слов – например, что настоящий патриотизм вмещает и Тютчева, и Бродского, Тютчева не любившего.   Цитировали В. Розанова о  Гоголе («проклятом хохле, который научил смеяться на Россией»… ). 

Президент ММКФ, Председатель Правления СК России Никита Михалков неожиданно сместил акценты, переведя разговор с макро- на миркоуровень, из области государственной политики в область чувств: "Интересно, есть ли еще в мире страна, где проводят такие дискуссии? На полном серьезе, взрослые люди, обсуждают,  нужен или нет патриотизм? Какой он нужен? Например, мой продюсер  однажды сказал - моя родина там, где меньше налоги! И действительно он так считает, и это его право. Мне кажется, что патриотизм  вещь  - интимная, глубокая. Особенно для художника. Политики на этом строят свою карьеру, но для настоящего  художника  невозможно объяснение – мол, я патриот, потому и снимаю такое кино.   Другой критерий должен быть – любишь или не любишь, чувствуешь или не чувствуешь, ощущаешь, что без этого можешь жить…"

"Почему, например,  рухнуло голосование в Европе по Конституции? - продолжал размышлять Никита Сергеевич. - А потому,  что все можно привести к общему «макдоналдсу».  И  политику, и  валюту – но! -  национальная культура всегда будет сопротивляться! То, что являет собой  основу любого народа – культура, индивидуальность, ощущение себя принадлежащим к этому  - и  только к этому!..  Это не значит -   не чувствовать других. Но когда корневая система – мощная и питается национальными соками, то ветви могут быть распространены в любую сторону. Все остальное – улетит и не задержится… Вот почему я очень рад, что об этом поговорили». 

По сути Михалков указал на первооснову патриотизма, не связанную ни с официальной идеологией, ни политикой, ни с чем, кроме любви.

Каждый кинозритель может составить свой хит парад зарубежных фильмов,  авторы которых любят своих героев и  - без громких слов – свою страну, даже если в ней жить не самое приятное занятие.  Замечу, что мой личный списокв нынешний ММКФ пополнился  финской  картиной  «Вечная мерзлота» (Pana Maa, реж. Аку Лоухимиес) и чешской   «Хроники обыкновенного безумия” (Pribeny obycejneho silenstvi, реж. Петр Зеленка).  

За текущий 2005 год,  до 20 июня,  в этом списке не было ни одного нового русского фильма.  Теперь есть. Отныне  «Итальянец» (реж. Андрей Кравчук) навсегда  займет место между фильмами «Судьба  человека» и «Я купил папу».  

К сожалению,  по окончании дискуссии,  участники не зашли в кинозал. Они бы увидели эту простую, но не упрощенную коллизию – детдомовец шести лет,  Ваня Солнцев, вместо того,  чтобы радоваться будущему счастью у приемных итальянских родителей, упорно стремится найти свою маму. Взрослые стараются убедить малыша, что ему повезло, ему дан великий шанс добиться лучшей жизни, но слова не действуют… Ваня отправляется в путь, дом ребенка, за адресом…   

Режиссер снял  очень  патриотичное и грустное  кино, без громких слов о совсем маленьком мальчике,  для которого родина означает  мама.  Да, родина его на экране - большая и неухоженная,  но Ваня Солнцев, похоже, еще не осознает убожества своей детдомовской жизни. Пейзаж часто утопает в тумане – сильная метафора прошлого, настоящего и будущего, но вместе с тем мальчика окружают  нормальные и хорошие люди. Могут и помочь, и защитить, и понять… И  может быть,  подрастая,   малыш будет говорить – это моя страна?

Любопытно, что за последние два года на экране уже дважды и с одинаково успешным результатом появлялись дети - братья из «Возвращения» (реж. Андрей Звягинцев),  сын главного героя «Коктебель» (реж. Алексей Попогребский, Борис Хлебников). Современное российское кино ищет путей обновления и вполне логично находит их в образе ребенка - подобно тому, как в эпоху становления кино режиссеры прокладывали дорогу к сердцу зрителей с помощью широко распахнутых детских глаз ("Малыш" Чаплина, "Завтрак ребенка" братьев Люмьеров).    

«Итальянец»  в этом году получил Гран-при жюри детского конкурса 55-го Берлинского МКФ, продюсерами уже обещан Выборгскому фестивалю, потому  в «Кинотавре» участия не принимал. К счастью, для победителей. Такое испытание любви к маме «бедные родственники» не выдержали бы.

Рамм Вита
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).