будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 19, 2025
Культура

Родина Терминатора

Тольяттинский фестиваль "Майские чтения", родившийся на базе театрального центра "Голосова, 20", давно стал знаменит среди поклонников актуального искусства.  Президентский совет по культуре и искусству недавно наградил их   "Акцией по поддержке российских театральных инициатив".

Группа городских драматургов во главе с худруком центра "Голосова, 20"  Вадимом Левановым -- постоянные участники фестиваля "Новая Драма", всех значительных форумов современной драматургии.  Тольяттинцев приглашали во Францию на фестиваль "Пассаж" в Нанси и в город Ди на фестиваль "Est-Ouest",  к ним  постоянно приезжают представители театрального мира Европы, США, Канады. Но самое удивительное, что и прославившийся на весь мир  фестиваль, и альманах "Майские чтения" все эти годы без малейшей личной прибыли единолично спонсировал тольяттинский предприниматель Владимир Дороганов.  В беседе с ним  Майя Мамаладзе  пыталась разобраться в проблемах культурного проектирования в новом городе без истории  и в иных  гранях  "тольяттинского феномена".

Владимир Николаевич, расскажите о себе с самого сначала, чтобы можно было понять,  каким образом бизнесмены становятся  меценатами?

После школы я поступил в Политехнический институт, но бросил. Проработал два месяца на волжском автозаводе, но понял, что конвейер меня тупит. И придумал пойти на хореографическое отделение в Самарский институт культуры в то время, когда после первого курса забирали  в Советскую Армию. Честно два года я стерег воздушные рубежи родины в Венгерской Народной Республике, а потом пришел на свой курс и увидел, что самый последний, ведь два года все без меня танцевали. А последним я быть не люблю. Так я попал на режиссерский курс с Вадимом Левановым. Потом мы лет восемь с Вадимом не виделись, он закончил Литинститут в Москве, осел в Самаре, а я переехал в Тольятти. Вадим тоже переехал в Тольятти, когда встал вопрос, кто сменит руководителя театра на улице Голосова.   Это был 1999 год, когда к нам приехали Миша Угаров и Лена Гремина. Мы провели первые «Майские чтения» с драматургами.

С этого начинался фестиваль «Майские чтения»?

Нет, сначала 9 лет были поэты. И вдруг театру на улице Голосова, 20 предложили руководителем  Вадима Леванова. Мы 20 лет лаемся, ссоримся, но все равно вместе.

Театральный центр «Голосова, 20» имеет статус народного театра?

Ну да, говорить это в Москве, с Вами, смешно. В трудовой книжке у Леванова записано, что он – главный руководитель, а театр - музыкальный, народный, драматический.

Почему музыкальный?

Потому что ставка добавляется у Вадима.

Как хорошо! Но давайте вернемся назад. Получается, что Вы ушли в бизнес, имея гуманитарное образование?

Теперь я еще закончил заочное отделение Поволжской Академии госслужбы имени Столыпина при Президенте РФ.  У меня еще одна на сегодняшний день специальность – государственное муниципальное управление.

И как вы использовали данное вам гуманитарное образование сразу после института?

Я работал после института в областном научно-методическом центре народного творчества и культпросветработы. И вот как-то Сережа Лейбград предложил пригласить поэтов на фестиваль в Тольятти. Так, в 1990 году приехали из Самары Лейбград, из Москвы  Александр Макаров-Кротков, Стелла Моротская, Володя Тучков. Начались поэтические «Майские чтения». К нам приезжали Тимур Кибиров, Михаил Айзенберг, Лев Рубинштейн, Геннадий Айги, Юлий Гуголев, Алексей Айги и ансамбль "4'33"... Они существовали без названия до года 96-го. И грянул 1999 год. Юбилей Пушкина. Получилось так, что ни один из поэтов приехать к нам не смог, потому что они были расхватаны по Москве.  И тогда Вадим подал идею позвать драматургов.

Леванов, видимо, уже к тому времени писал пьесы и бывал на «Любимовке», фестивале драматургов?

Конечно.  К нам приехала довольно сильная команда с первого раза. Михаил Угаров, Елена Гремина, Ольга Михайлова, Ксения Драгунская, Максим Курочкин, Катя Шагалова, а также и Вадим Леванов, тогда еще самарец. Жили на турбазе, в абсолютно закрытом месте, в Жигулевских горах, у костра были читки. Потом попробовали привозить спектакли. Вот так все и поехало.

А как тольяттинцы очутились во Франции?

Получилось так, что русская француженка Таня Могилевская приехала в Тольятти в 1999-м на «Музейный пикник», значительное городское мероприятие, как искусствовед, участвующий в жюри. Она совершенно непонятно как узнала про нас и пришла в наш театр. В 2000 году она  приехала уже со вторым куратором программы Жилем Морелем знакомить нас с переводами Бернара-Мари Кольтеса. И мы начали совместный проект с ними и режиссером Филиппом Гойяром "Зеркало: Восток-Запад".


Что Гойяр тогда показывал в Тольятти?

В 2001-м Гойяр поставил Лагарса. «Смутные воспоминания о чумном годе». Он приехал с очень интересной командой. Там был удивительный художник по свету Михаил Сережникофф, русский эмигрант в третьем поколении. Мне пришла в голову мысль, поскольку город автомобильный, было бы любопытно световое оформление спектакля решить автомобильным способом. Мы набрали безумное количество автодеталей, и Сережникофф сделал удивительный свет, собранный на фарах, скруточках, миганиях. Он невозможен в театре, в замкнутом помещении, потому что автомобильные фары очень сильно нагреваются, и на улице от них колоссальная жара, но сам принцип очень интересный.

Жан-Люк Лагарс издан в четвертом по счету альманахе «Майские чтения». А как  возник сам сборник?

Сборники появились с 1999 года, единственный, кто их  мог печатать в Тольятти, – это был издатель Вячеслав Смирнов.  Первый сборник мы издали с пьесами. Второй, поэтический, «Цирк Олимп. Избранное», ныне стал раритетом, студенты с него ксерокопии снимают. Восемь альманахов издали на мои деньги, недавно департамент выделил средства  – подготовлено два новых. Сейчас многое выложено в Интернете…

Да, кстати, я хотела узнать, откуда взялись сайты фестиваля и альманаха,  уникальные по количеству новодраматических текстов?

Ныне действующий делает Виктор Айсин, прозаик, живущий в подмосковном Пушкине.  Страница на ресурсе www.101.km.ru - авторский проект Дмитрия Путченкова, но она не обновляется. Вот поэтому важны именно книжки, как некий артефакт.  А дальше стал вопрос привезения спектакля. И мощным был 2002 год,  когда на спектакли выдал грант фонда Сороса. Мы привезли театр питерцев, «Особняк», - их «Активную сторону бесконечности», «Я... Она... Не Я и Я» по пьесам Клима, «Человеческий голос» по Кокто театра на Литейном. И с тех пор фестиваль стал театральным. В прошлом году в городе произвел мозговой удар ТЕАТР.DOC, были их три спектакля.  И появился этот год, сумбурный, тяжелый для моей фирмы, и стало понятно, что фестиваль перерос бюджет из моего кармана и больше не может быть фестивалем одного человека и одной очень маленькой фирмы.  На деньги маленькой фирмы не может существовать фестиваль, которым интересуется Европа: Чехия, Германия, Франция, Англия, шотландцы были, канадцы были. Поэтому нужно привлечение финансовых ресурсов.  И в этом году  городской департамент культуры дал нам деньги.


Только в этом году они вас заметили?

Знали они о нас всегда. В прошлом году первый раз дали аж 15 000 рублей. Я их вернул обратно. Я сказал, что не нищий и 15 000 рублей найду. А в этом году, думаю, что они покроют наши расходы на 80%. Просто такой фестиваль очень нужен городу, потому что он адекватно отражает именно Тольятти. В искусственно созданном городе Тольятти нет еще своего выработанного стиля,  он все еще формируется. За 50 лет город из 200-тысячного стал 800-тысячным, темп мировой, не только для России, для мира темп. В только варящейся каше жизни  интересно именно современное искусство, современная драматургия, современная поэзия, современная музыка. Фестиваль подходит именно этому молодому городу, а не городам вроде Великого Устюга. Тольятти родиной Деда Мороза быть не может. Родиной какого-нибудь Терминатора, пожалуйста. Но нельзя же осваивать город только с точки зрения технократической. Как я уже пафосно докладывал в Ди на семинаре, формирование положительного имиджа города, создание благоприятного инвестиционного климата зависят не от того только, какая у нас промышленность и мощности. Люди,  вкладывая сюда свой капитал, должны понимать, что они вкладывают их в город, где  кроме ВАЗа, химического производства, в наличии некая стабильность человеческого проживания. Но нашим бизнесменам российским это не интересно, пока идет работа на старых запасах знаний. Нет понимания того, что деньги оттуда – с тех банков за границей - придут только тогда, когда там будет понятно, в какую ситуацию они вкладывают деньги здесь. Если говорить о культуре, спонсируя, впадают в две крайности - в развитие фольклорного творчества и в «попсу», массовый кич, сверхприбыльный.

Хорошо, а в чем состоит Ваша личная выгода при вложении денег в фестиваль?

В начале 90-х я просто-напросто считал себя умнее нашего государства, я не хотел платить налоги.  Вы помните, система тогда была – отдавать 96% заработанного. У меня работали здесь театральные классы, в них было 150 детей. До 2001 года с ними здесь занимались на мои деньги. Я оправдан только тем,  что вложил больше 96% в реальное дело. Я не отдал своих денег на то, чтобы наших пацанов в Чечню посылали. Мне это не надо. Я считал приоритетным вложением помощь городу.


На бумаге не узаконено, что ваши налоги уходят сюда?

Сейчас налоги не такие зверские, чтоб их не платить, я их все-таки плачу. Человек свою среду формирует сам, и если центру «Голосова, 20» за 15 лет удалось создать среду общения для себя – это хорошо. Городская культура возникает не столько от деятельности автомобильного завода, сколько от деятельности такого центра как «Голосова, 20». Все еще пока бурлит, формируется, а когда зацементируется, мы узнаем, какую роль для Тольятти сыграли «Майские чтения». То, что было заложено 15 лет назад, уже дает результат. Восемнадцатилетние сейчас к нам в театр идут вовсе не на мат, им просто интересен театр, интересна современная драматургия. А формировать культуру в ближайшие 30 лет будут они. Хотим там или не хотим, я и Леванов стали культурным слоем, фундаментом для будущих 150-ти «Майских чтений».


 А каков ваш критерий отбора на фестиваль?

Мы приглашаем в Тольятти современное искусство, художественно состоятельное. Но все-таки это лаборатория. Лаборатория, в которой происходит некое общение, важное для развития  нового театра. Поэтому как лаборатория она имеет право на провал. Я всегда это подчеркиваю, у нас есть уникальная возможность. К нам приезжали постановки, которые ставились по современным пьесам, и мы их даже инициировали, но спектакля в итоге не получилось. Редко у кого есть на фестивалях, вообще в театре, право на провал, на ошибку, неудачу, а у нас – есть.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).