Так уж вышло, что сначала распространился слух о новой картине Лунгина – какой-то, говорили, фарсовой, немыслимо смешной, в общем, в духе лунгинской же «Свадьбы», и только потом «Бедные родственники» добрались до проката.
На «Кинотавре» Павел Лунгин стал абсолютным триумфатором, его фильм завоевал Гран-при, приз за лучший сценарий (Геннадий Островский) и за лучшую мужскую роль (Константин Хабенский). Потом был показ «Бедных родственников» в рамках Российской программы XXVII ММКФ, и перед премьерой было настоящее смертоубийство. Причем не покидало ощущение, что пожилые, но от того не менее страстные любители кинематографа, спихивающие друг друга с лестницы Дома Кино, это и есть герои «Бедных родственников». В общем, «Бедных родственников», мягко говоря, ждали. С 6-го октября они стали, наконец, доступны и широкому зрителю.
Жанр картины – авантюрная (даже лучше «плутовская») трагикомедия – в нашем кино редкость, и редкость приятная. Мало кто из российских режиссеров, особенно режиссеров крупных, берется сегодня за комедию, вроде бы не предполагающей разговоров о вечном. Но, как оказалось, фарс и трагизм, бурлеск и сентиментальность, гротеск и мелодрама – вещи вполне сочетаемые.
История о том, как блистательный, но не слишком удачливый аферист Эдуард (его прекрасно сыграл Константин Хабенский) проворачивает дело о «бедных родственниках», одновременно напоминает и аферы Остапа Бендера и, более всего, гениальную комбинацию Чичикова. Американские и израильские евреи, в глубоком детстве увезенные за границу, за кругленькую сумму возвращаются в город Голутвин повидать живых родственников и навестить могилы умерших. Родственнички все, естественно, липовые, умело подобранные Эдиком, но разве в этом дело? На наших глазах разворачивается настоящая фантасмагория характеров, ментальностей, ситуаций, возможных только на бескрайних постсоветских просторах. Фильм-обозрение, поэма о мертвых и живых душах. Очень смешная.
Интересная штука: в пространстве города Голутвина Лунгину удалось то, чего не получилось добиться в городе N. «Дело о мертвых душах» – бесспорно культурная и небесталанная экранизация поэмы Гоголя - в целом получилась вязкой и безжизненной. Герои казались далекими, никаких эмоций не вызывали, а «тело» фильма хотя и было красивым, но совершенно неодушевленным. А вот на современном материале «Бедных родственников» режиссер смог найти необходимый баланс между трогательным и смешным, между гротеском и трагедией. Получилось легкое и одновременно глубокое европейское кино.
Разве что в самой конструкции фильма присутствует некая натужность, почти вымученность. После провального «Олигарха» Лунгин, видимо. вспомнил о том, что его конек – это этническая комедия с фестивальным уклоном, и снял «Бедных родственников». Картину в целом удачную, и все же при очевидной своей искрометности слишком рассудочную. В лунгинской же «Свадьбе» славянско-еврейское безумие a la Кустурица было естественным как дыхание, и фильм летел птицей-тройкой словно бы сам по себе. В «Бедных родственниках» бричка периодически буксует. И ответы на вечные «куда несешься?» и, главное, «зачем?» по обыкновению не дает.