будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 14, 2025
Культура
Саркисян Оксана

«Роман-холодильник» 20 лет спустя

На Винзаводе в XL галерее открылась выставка Константина Звездочетова «Нормальная цивилизация». Все стены галереи снизу доверху были завешаны картинами, пародирующими рекламу сладкой жизни. В центре галереи возвышался подиум (как в центральной галерее ГУМА) с декорацией подарочных коробок, конфент, винограда. На колонах галереи удобно расположились полочки с разрисованными Константином Звездочетовым и его помощником Александром Петрелли разного калибра бутылочками. Разгул общества потребления завершала намалеванный во все стену пейзаж желтого песка, синего моря  и синего неба в центре которого красовалось розовое солнце гламура. А перед стеной стояла картонная кадка с пальмой на которой росла жвачка.

Думается, дежавю было запланировано. Тексты выпущенного к выставке буклетика сообщали о вдруг нахлынувшей на автора ностальгии в результате которой он вдруг забылся в розовых грезах, и, потеряв какие-либо ориентиры в современности, решил вспомнить лихую мухаморскую молодость.

В конце 70х группа «Мухомор» эпатировала хулиганскими акциями высоколобое, углубленное в метафизическом и эстетическом  дискурсе, нонконформистское искусство. Их творчество, кажется, было первым проявлением безидейного треша в отечественной истории искусства. Мухоморов нельзя было воспринимать серьезно, и это был их программный протест против «отцов». Абсолютно несерьезно было, к примеру, их подобострастное преклонение перед капиталистическим Западом, если таковое иногда встречалось в их коллажах или обращение к высокодуховному искусству. В этом ключе в 1982 году был изготовлен Звездочетовым «Роман-холодильник», показанный на первой выставке  в АПТАРТе, первой квартирной галереи на 1/6 части суши, как именовал ее Никита Алексеев, однокомнатная квартира которого собственно и являлась галереей для группы художников-концептуалистов.

Советский холодильника марки «ЗИЛ» (поскольку советскому человеку сложно было использовать его по назначению), был превращен в художественный объект, точнее в сложно организованный роман, главы которого повествовали о некоем лирическом герое, его переживаниях и приключениях. Некоторые главы оказались упакованы в находящиеся внутри холодильника коробки и коробочки. Весь холодильник был ярко разрисован в сказочном звездочетовском стиле «голубое-золотое», наполнен муляжами самых блатных продуктов и таким образом восполнял практически духовной пищей недостаток пищи как таковой.

Сегодня Константин Звездочетов один из наиболее успешных на арт рынке художников. Он уже давно сам стал брендом и теперь должен учитывать потребности коллекционеров в качественном арт продукте. Поэтому выставка в XL, хотя и напоминает «Роман-холодильник» и первые мухоморские опыты коллажа, все же исполнена на традиционных холстах среднего размера, так что их можно легко изъять из инсталляции с целью продажи. Казалось бы, что тут удивительного, известный художник делает очередную выставку – продажу и о чем тут собственно говорить, если не умиляться. Сам Звездочетов (не поймешь уже насколько серьезно) помахивая палицей, разоблачает известное с древнейших времен преклонение русского человека перед Западом. Но, не думаю, что в современном глобальном мире эта проблема еще присутствует. Совершенно не важно преклоняется ли кто либо перед Западом, а Макдональдс есть в каждом городе мира. Да и различить какие бренды западные, а какие местные нелегко в эпоху транснациональных корпораций. Однако на выставке «Нормальная цивилизация» не все так уж однозначно и просто.

Вроде все, то же самое: уже лет тридцать узнаваемый подчерк художника. «Нормальная цивилизация» пробуждала ассоциации не только с «Романом – холодильником», но и с другими работами Звездочетова, с его картинами, объектами, инвайроментами в которых образы часто перекочевывают из произведения, в произведение неизменно отсылая к единственному критическому источнику советского периода, журналу «Крокодил».  Мир вокруг меняется, советская эпоха сменяется перестройкой, потом стабилизация нулевых, кризис, а актуальный художник как бы не меняется и все время дергает одну и ту же струну. Справедливости ради стоит припомнить здесь одну из первых выставок Звездочетова в XL галереи в 1994г, инсталляцию «Выбравшим Пепси». Она состояла из показа прямой трансляции CNN о пикетировании Белого Дома и бутылочного битого стекла на полу галереи, по которому автор в тельняшки катался, игнорируя боль. Поэтому объявить Звездочетова не чувствительным к времени сложно. Думается перед нами все же не банальное желание «тряхнуть стариной», «вспомнить молодость». В том, что раньше звучало как веселый хулиганский эпатаж советского образа жизни (кстати, опасный), наконец стало нормальным.

Теперь Звездочетов такой же скучный художник общества потребления, как и Энди Уорхол, философия скуки которого теперь действует и на 1/6 части суши. Картинка осталась прежней (возможно стала белее четкой и качественной) но во временном смещении образуется щель, из которой сквозит. Скука. Депрессия. Просто утомленность «розовым гноем» (это уже ставшее крылатым выражения запустил в свой последний приезд в Москву американский художник Илья Кабаков). И вот произведение художника, который якобы не меняется, звучит совершенно иначе.  В этом собственно отличие так называемого современного искусства от романа. В романе двадцать лет спустя герой  должен еще раз, может не так зажигательно, как в первый раз, но все же совершить подвиг, а в искусстве это кажется совершенно лишним.

Саркисян Оксана
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).