будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 14, 2025
Культура
Абрамова Евгения

Ростан Тавасиев: «Я не зарабатываю. Я занимаюсь творчеством»

Полит.ру продолжает исследовательский проект «Условия труда творческих работников». Второе интервью – с художником Ростаном Тавасиевым.

Евгения Абрамова, Полит.ру: Давайте обратимся к опыту повседневности. И первый вопрос - о предметах, которые Вы делаете. Вы их делаете сами или используете чью-то помощь?

Ростан Тавасиев: Мне очень помогают моя мама, сестра, любимая девушка, друзья. Уверен, что без их помощи и поддержки я бы не справился. Объекты, картины, инсталляции которые я делаю, как и очень многие предметы в этом мире невозможно сделать самому. Бумага, на которой я рисую эскиз, акварель, карандаш, тушь, перо или роллер - все это изготовлено не мной. Не говоря уже об искусственном мехе, холсте, акриле или масленых красках.

Е.А. Вам приходилось ходить в офис, чтобы зарабатывать деньги для реализации своих творческих проектов?

Р.Т. Я пробовал эту порочную практику, когда еще был студентом Строгановки - пошел работать в модное дизайн-бюро. В результат я убедился, что служить двум господам, как сказано в Писании, совершенно невозможно. Я работал там четыре месяца, там кормили вкусным обедом, вокруг трудились талантливые и очень милые люди, там был свободный график, и платили зарплату. Зарплаты хватало на жизнь, мне даже выдали мой первый мобильный телефон, но сил и времени на самое главное - искусство - у меня совсем не оставалось, правда, я еще и в институте учился. Я вспомнил, что жизнь у меня одна, и что откладывать творчество на потом - очень большая глупость. И уволился с работы, и с тех пор не работаю.

Е.А. То есть Ваша деятельность как художника позволяет Вам жить в Москве?

Р.Т. Жить мне позволяет, видимо, Бог, уж не знаю, как Он меня терпит, а если Вы имеете в виду деньги, то мое искусство кормит меня, вернее сказать — питает.

Е.А. Снимать квартиру в Москве?

Р.Т. Нет, не снимать. У нас с сестрой есть квартира в Москве. Есть дом под Москвой, в Абрамцево, где я могу жить и работать.

Е.А. То есть, Вы зарабатываете как художник себе на еду, одежду, свободное время, реализацию своих проектов?

Р.Т. Я не зарабатываю. Работа - это яму копать. Трудно и не интересно. Я занимаюсь творчеством. Это очень интересно и приятно. Радость которую я испытываю от процесса, уже сама по себе награда! Каким образом моя творческая деятельность превращается в материальные ценности, для меня самого загадка. Мистическая загадка. Я одет, обут, но объяснить этого не могу. Единственное, что могу сказать, что я очень стараюсь делать хорошо, то, что я делаю. Может, это как то связано…

Е.А. Вы работаете с «Айдан галереей» , и у вас существуют договорные отношения?

Р.Т. У нас устный договор и любовь, полное доверие и взаимопонимание.

Е.А. То есть, у вас нет официального договора?

Р.Т. Нет. Если люди порядочные, доверяют друг другу, то и живут они душа в душу. А если непорядочные, то никакой контракт не спасет.

Е.А. Вы учились в Строгановке. Почему Вы выбрали именно этот ВУЗ?

Р.Т. Потому что он самый лучший. Ни в какой другой поступать я не видел смысла. Поступал я туда три года, два из которых работал лаборантом на кафедре графического дизайна. Учился до пятого курса, на пятом курсе меня выгнали.

Е.А. Вы учились на бюджетном отделении?

Р.Т. Да, я с третьего раза поступил на бюджетное отделение. И после того, как меня выгнали, не стал учиться за деньги. Вообще история изгнания моего из института - история о том, как вредно работать. У нас профессором был Анатолий Юрьевич Гусев. Он был главным дизайнером в "Коммерсанте", а может и во всей стране. Он очень щепетильно относился к своему многолетними трудами заработанному авторитету, влиянию, своему честному имени. Так вот. Двое моих шустрых одногрупников, тайком ото всех, пошли устраиваться на работу в модное дизайн-бюро. Пришли они, значит, показывают свои тоненькие портфолио, со студенческими работами, но чувствуют, что ничего тут им не светит. И давай, как последний аргумент, рассказывать, что у них Гусев преподает, и, стало быть, они круче всех на свете, потому как к такому животворящему источнику силы и знаний очень близко находятся, и два раза в неделю с ним беседуют. На работу их не взяли, и они скрыли от других студентов свой неудачный и роковой для меня поход.

Вышло так, что вечером хозяйка этого злополучного бюро в "Петровиче" с Анатолием Юрьевичем встретившись, рассказала, какие прыткие его студенты и как, используя его имя как волшебное заклинание, трудоустроиться пытались.

А на следующий день я, ничего не подозревая, прихожу в это же модное дизайн бюро, и то ли пораженные моими дарованиями, то ли от того, что взять на вакантную должность кого-нибудь все-таки надо, меня и приняли. И заходит в аудиторию на следующем занятии Гусев и спрашивает - кто тут из вас в "Локомотиве" работает. Я с радостью сознался, искренне считая это достижением, и думая наставника моего порадовать. Но оказалось, что он расстроился, и показательно исключил меня, что бы другим неповадно было именем его злоупотреблять, так мне в приватной беседе и объявил. Я очень удивился.

И только спустя два года все подробности похода моих засранцев одногрупников Коли Антипова и Стаса (что-то я даже фамилию его уже забыл) стали мне известны и я понял, что произошло. А Анатолий Юрьевич Гусев до сих пор не подозревает, что совершенно невинного человека так сурово покарал! Но благодаря его беспощадной непреклонности я не стал дизайнером, чему очень рад.

Е.А. У Вас есть диплом?

Р.Т. Не знаю. Я не стал заходить за ним. Пока его у меня никто не спрашивал. Вы первая поинтересовались. Вообще может и есть, четыре года-то я отучился...

Е.А. Вы госэкзамены сдавали?

Р.Т. Насколько помню, не сдавал. Эта вся история с исключением из таким трудом взятого ВУЗа - очень большая травма для меня. И, возможно, сознание вытесняет, как-то блокирует воспоминания... Но должен сказать, что образование принесло мне огромную пользу. Те знания, которые я получил на первых трех курсах - они совершенно бесценны, и я ими все время стараюсь пользоваться.

Е.А. После того, как Вы оставили дизайн-бюро и перед тем, как познакомились с Айдан и у Вас появились средства к существованию - чем Вы занимались, как зарабатывали?

Р.Т. Никак не зарабатывал.

Е.А. На что Вы жили?

Р.Т. Как придется. Даже не знаю, на что мы жили. Мы жили с сестрой, наши родители уехали жить за город и решили в Москву больше не возвращаться. Когда нам исполнилось 16 лет, они перестали нам давать деньги. Работала сестра, кормила меня, и я иногда рисовал всякие иллюстрации для журналов, кормил ее.

И я не понимаю, как мы жили, когда я поступал в Строгановку. Зарплата лаборанта ниже, чем стипендия. Кроме карточки на метро ничего у меня и не было, и я совершенно не понимаю, каким образом мы жили, это для меня совершенная загадка. У нас были все время самые замечательные и интересные гости, каждые выходные мы ходили в клуб, мы жили очень, очень весело. Я думаю, многие, имеющие самые большие деньги, наши сверстники могли бы нам только позавидовать.

Е.А. Было ли связано Ваше решение пойти в Строгановское училище с тем, что Ваш дедушка был скульптором?

Р.Т. Дедушку своего я никогда не видел, он умер за два года до моего рождения. Но повлиял он на меня очень сильно. Рядом всегда были его величественные работы, невероятно монументальные даже в маленьких эскизах. Дедушка, кстати говоря, тоже несколько раз исключался из Академии художеств, за рукоприкладство и горячий осетинский нрав.

Мои родители не хотели, чтобы я был художником. Они очень хорошо знали, насколько не просто быть в этой профессии, и хотели для меня более спокойной и устойчивой позиции в жизни. Папа окончил художественно-графический факультет Ленинского педагогического института с красным дипломом.

На него очень сильно повлияла служба в советской армии. До армии он был хулиган. Насколько я знаю, за то, что он танцевал рок-н-ролл, его из института выгнали, борясь со стилягами. А в армии его исправили, настолько, что после того, как он, вернувшись из армии, в институте блистательно отучился, его уговорили оставаться в аспирантуру и потом преподавать. Потом он преподавал в Абрамцевском училище, а потом, как мы с сестрой появились, пошел работать в Комбинат Прикладного Искусства, занимался прикладным искусством.

Что я хочу быть художником - это было всегда мне очевидно, с самого раннего детства, а потом, в половозрелом возрасте я необычайно ясно осознал, что я вот уже и есть художник. Это было как озарение, я помню даже мельчайшие детали, того, как это ощущение накрыло меня. Но убедить в этом родителей было очень непросто. До самых своих последних дней Папа с недоверием относился к моей деятельности. Он всегда хотел, чтобы я стал работником самого, что ни на есть материального труда.

После с трудом отбытой, отсиженной, вытерпленной средней школы меня отдали учиться в ювелирное ПТУ имени Карла Фаберже, которое я, уныло скрипя сердцем, окончил. У меня диплом ювелира широкого профиля. И получив диплом, я понял, что для главного дела жизни - искусства, мне недостает знаний и навыков. Я не могу реализовать свой высоко парящий замысел своими руками, мне не хватает класса, нужно развиваться, и я понял, что Строгановка и есть самое лучшее, и только там меня вылечат, и пошел туда. Мне было важно попасть в самое лучшее, самое настоящее учебное заведение, где действительно учат. Странно получается, в школе и ПТУ мне учиться совсем не хотелось, хотелось гулять, но меня заставляли, и учили, учили, учили, а когда запылала во мне священная жажда знания, и я пробился с огромным трудом, в Строгановку искренне и глубоко стремясь познать самую суть премудрости, тут-то меня и выгнали прочь...

Е.А. Все ли Ваши друзья из художественной среды или есть, например, кто-то, с кем Вы поддерживаете отношения, одноклассники, например, и как последние относятся к тому, что Вы делаете?

Р.Т. Я стараюсь общаться с приятными и интересными мне людьми. Некоторым одноклассникам, наверное, нравится то, что я делаю. Но большинство моих одноклассников, да и просто людей на этой планете, совершенно не подозревают, ни только о том, что я делаю, но и о том, что я вообще существую. Разве это справедливо? Как мне с этим жить? А я живу! Согревает израненную душу только сознание того, что очень скоро, пусть я сам до этого уже и не доживу, они все узнают и все поймут...

Е.А. Какие художественные издания представляют для Вас интерес: Openspace, Художественный журнал, Art Forum? Покупаете ли Вы Афишу, Time Out?

Р.Т. Журналы я стараюсь не покупать, они сейчас дорогие, а в интернете все о себе самих в основном и пишут, сами потом и читают. Как вы сказали - Openspace? Это, наверно, такой интернет сайт? Интернет очень - опасная ловушка, я себя чувствую таким мотыльком, который может оказаться в поле притяжения монитора, и позабыть о том, что его настоящая функция - опылять цветы, становиться гусеничкой, допустим, и заниматься некоторым, пусть не материальным, но трудом. Легкая слава, поклонницы, ласкающие волны информационного поля вокруг себя, это все очень заманчиво. И так просто устроить все это в интернете. Но мне этого мало.

Е.А. Для Вас важна критическая оценка? Есть какие-то критики в Москве, мнение которых для Вас особенно важно? Их, правда, и так не много.

Р.Т. Вообще для меня самое важное мнение - это мнение моей мамы, моей сестры и моей любимой девушки, моих друзей. И не обязательно, что именно в такой последовательности. Мнения других малознакомых людей для меня также очень важны. Но глубоко я их стараюсь не воспринимать. Вне зависимости от того ругает ли малознакомый человек или хвалит. Бесценно уже то, что другой человек вообще заметил, то, что ты делаешь, потратил время посмотреть, осмыслил, пусть и поверхностно и предвзято, да еще если потрудился сообщить тебе свое мнение - то тут уж пусть и отругает, имеет полное право. Это, что касается простого, любопытствующего зрителя. А среди профессиональных критиков Мария Кравцова - мой любимый критик, и пусть другие не обижаются... только признаться ей в этом чувстве у меня вряд ли хватит смелости.

Е.А. Занимаетесь ли Вы хозяйственными делами? Знаете ли Вы, сколько стоят коммунальные услуги, ходите ли Вы в сберкассу все это оплачивать?

Р.Т. Я завтра собирался пойти. Честное слово, пойду! Стоит моя квартира 3340 рублей в месяц.

Е.А. То есть Вы знаете, как устроена эта система?

Р.Т. Тут самое главное - придти в сберкассу в такое время, чтобы не было очереди. Сберегательный банк известен своими очередями, хорошо осознавая свое уникальное положение среди других банков, Сбербанк хранит, свято хранит эту советскую традицию. Ну вот, а как окажешься у окошка с надписью коммунальные платежи, нужно сунуть туда бумажки и деньги. Я плохо понимаю, как платить за электричество, вот это для меня загадка, там не просто бумажка, а бланк, который надо заполнять. Вот на это меня не хватает.

Е.А. У Вас есть пенсионное свидетельство?

Р.Т. Карточка такая, зелененькая? Есть.

Е.А. Знаете ли Вы, что часть Ваших доходов должно отчисляться на Ваше пенсионное обеспечение?

Р.Т. Но у меня как-то нет доходов. Но расходы точно есть... Какой уж тут пенсионный фонд...

Е.А. Вас это беспокоит или нет?

Р.Т. Пока не очень, но, может быть, я надеюсь, если я доживу до старости, подорожают мои работы. Я на это только уповаю, потому что, какие бы доходы не поступали на мою пенсионную карточку, глядя на пенсионеров сейчас, я вижу нищету, унижение и отчаяние. И единственное, что я могу сделать, чтобы избежать такого ужасного положения, это работать сейчас, и создавать произведения искусства, и делать все для того, чтобы они были хорошими и ценились. Мой собственный пенсионный фонд - это я сам. Потому что надеяться на государственный пенсионный фонд я не могу. И, конечно, может быть, не обманут, и действительно заплатят, но мы все видим, как живут честные пенсионеры, честно трудившиеся всю жизнь, а работали они гораздо больше нашего.

Е.А. Как часто Вы посещаете врачей? Ходите ли Вы в поликлинику рядом с Вашим домом, к которой Вы "прикреплены", или Вы ходите в платные поликлиники к платным врачам?

Р.Т. Вообще по-разному, смотря, что болит. В поликлинике рядом с домом, слава Богу, давно не был. Хороший зубной доктор есть в Абрамцево, в хотьковской областной психиатрической больнице №5, но он сейчас реже стал принимать, он уже не молодеет, как и все мы. Работает он сейчас меньше и сложнее к нему попасть. Его услуги обходились гораздо дешевле, чем в Москве и ничем не хуже и по технологии, и по качеству работы, он лечил меня уже лет десять и все мои зубы знает наизусть.

Стараюсь лечится по каким-то знакомым по возможности. Вообще у врача я не был уже достаточно давно, может, уже и пора, конечно.

Платные врачи мне тоже не очень нравятся. Последний раз, когда я ходил к платному, понял, что мне прописывают какие-то очень дорогие препараты, от которых потом получают проценты. То есть это такая коррупция медицинская. Пациент, заболев и заразив кого-нибудь редкой и дорогой в лечении болезнью, тоже должен получать процент от фармацевтических компаний. А пока в платной медицине такие однобокие недоработки, доверять ей тоже не приходится. То есть получается, что надеюсь я только на благоприятное стечение обстоятельств и на вечную молодость.

Е.А. Как часто Вы участвуете в зарубежных выставках, и кто оплачивает Ваши расходы?

Р.Т. Как когда. Всегда зависит от конкретной ситуации. Последний раз у меня была выставка в Италии, ее организовывал и оплачивал частный фонд. Гостеприимные итальянцы оплатили проживание, старались кормить - давали очень занятные талончики на еду. Это чековая книжка, один талончик равен пяти евро, и ими можно расплачиваться в ресторанах.

Е.А. Является ли для Вас аргументом оплата Ваших расходов: допустим, принимающая сторона оплачивает их не полностью, и у Вас оказывается недостаточно средств, чтобы принять участие в выставке? Как Вы поступаете?

Р.Т. Это очень существенный фактор! Это говорит о серьезности намерений и порядочности принимающей стороны. Если люди зовут тебя в гости, далеко в другую страну и говорят, что предоставить при этом ночлега и пропитания не собираются - как можно иметь дело с такими людьми. Они или бедные авантюристы или жадные проходимцы. Ни тот, ни другой вариант мне как то не нравится. Как потом, после выставки работы у них забирать? Они их и не отдать могут, продадут и скажут, что потеряли, а тебе еще и счет выставят за хранение. Лучше я откажусь участвовать в их выставке. Мотивация любой ценой вырваться за границу не всегда правильна.

Е.А. У Вас были идеи уехать из Москвы в Европу, жить некоторое время там или эмигрировать. Вы об этом размышляли, или Вас здесь все устраивает?

Р.Т. Меня здесь не то, чтобы ничего не устраивает, дело не в этом вообще. Не важно, где жить. Просто у меня есть совершенный наркотик - мое творчество, и я в нем, в опьянении своим совершенным наркотиком и пребываю. А под этим наркотиком даже тут прожить можно. Конечно, прекрасно жить в Париже, и прекрасно жить где-нибудь на лазурном побережье, но для меня это не является главной задачей. Мне, в общем-то, все равно где жить.

Насчет того, устраивает ли меня здесь что-то или нет - французов в Париже также многое не устраивает. В общем, честному человеку везде нелегко живется. И так жизнь довольно коротка, и мне нравится ее наполнять творчеством.

Получается такой идиотический образ художника-маньяка, но наверно, так и есть. Я жил и живу в совершенно разных ситуациях и условиях, и никакой стабильности ни в чем. Но я научился в этой обстановке жить, мне нравится сам процесс. Жизнь довольно приятна сама по себе. И конечно можно искать более благоприятные места, чтобы она была длиннее или чтобы она была слаще как-то, но мне и так хорошо. Может быть, я ленивый для этого слишком, но действительно, может быть мне просто неохота тратить свои силы на движение в эту сторону. Ну, то есть, как-то так тут пришлось, я тут так и живу. А потом тут моя семья, мама, собака, сестра-таксист.

***

Ростан Тавасиев родился в 1976 году в Москве. В 1998 году закончил Лицей декоративно-прикладного искусства №332 им. Карла Фаберже по специальности «ювелир широкого профиля». Учился в Университете им. Строганова на кафедре графического дизайна. Сотрудничает с «Айдан галереей». Сайт художника.

Проект «Условия труда творческих работников»

Публикуемые в рамках проекта интервью – результат редакционной обработки расшифрованной беседы, в которую вносит изменения тот, кто задает вопросы, и тот, кто на них отвечает. В результате интервью – это каждый раз компромисс, включающий и исключающий, - но одновременно интервью работает и как опубликованный документ, который открыт любым последующим интерпретациям.

Ранее в проекте:

  • Интервью с Николаем Олейниковым
Абрамова Евгения
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).