будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Культура

Рыба ложится спать против течения

Рыба ложится спать против течения
riby

В апрельском номере журнала "Октябрь"  опубликован роман Петра Алешковского "Рыба. История одной миграции".  

Автор сборника рассказов "Старгород",  нашумевшей повести "Жизнеописание Хорька", авантюрного романа "Владимир Чигринцев", сказки "Рудл и Бурдл" и еще нескольких книг, в своем новом романе повествует  о русской женщине, которая родилась в Таджикистане и пережила многолетний трагический опыт внешних и внутренних странствий.  Внимательность к детали, составу воздуха (действие романа охватывает 1970-80-е годы, распад Союза, неприкаянные 1990-е и современность), глубина понимания человеческой природы сочетается с ласковым авторским сочувствием всему, чего касается его перо. Ощущение подлинности явленного в "Рыбе" мира так поразило  Майю Кучерскую, что  она немедленно обратилась к Петру Алешковскому с расспросами.  

1. "Перемещения людей – часть божьего плана"

Первое, что увидит читатель романа  - заглавие. «Рыба». И, конечно задумается – это что ж за «рыба»? У кого-то возникнут христианские ассоциации, а кто-то решит, что это заглавие слишком тихое, медленное…

Ну, почему? Рыба бывает и стремительной, как щука, например, или мурена. А бывает якобы медлительной, как камбала. А бывает, что рыбой называют фригидную женщину. Кроме того, «Рыба» действительно ассоциируется с Христом. Книга «Рыба» - это история миграции, история русской женщины, которая в 1992 году драпала вместе со своей семьей от геноцида в Таджикистане и попала в Россию, откуда вышли ее предки. Это история о том, как русской пришлось знакомиться с русскими, выживать и выжить. Вера, моя героиня,  - медицинская сестра. Про ее метод «лечения» так и не понятно до конца, действительно ли она лечит  наложением рук или ей это только кажется.

А почему главная героиня романа - женщина?

Меня один раз спросили, почему в «Хорьке» мало положительных женщин. Я ответил, что так было нужно, но в шутку пообещал, что напишу книгу, в которой будут такие женщины. И как-то я думал, думал, и решил, что надо написать не просто о женщине, а от имени женщины, потому что лицедейство писателям  свойственно. Это интересная и сложная задача.  И художественная, и стилистическая, и, безусловно, психологическая.  Игра, одним словом. А играть приятно. Вот я пять лет и играл- воевал с самим собой, но мужчину  в себе, конечно,  не уничтожил, а вот маску моей Веры поизносил до дыр.

У Веры есть прототипы? 

У меня никогда не бывает реальных прототипов, хотя фотоальбом в голове  присутствует. Когда я писал «Седьмой чемоданчик», я думал о том, как описать родных – деда, бабку, отца. И понял, что на бумаге они становятся героями, потому что любой другой человек, который их знал, имеет шанс описать их по-другому.

А твоя Вера – это случайно не новый национальный тип?

Нет, конечно же. Хотя тип вполне национальный. Эта русская бежала в свою родную страну. И оказалось, что эта страна не шибко ее ждет. Мы, к сожалению, очень мало об этом говорили и говорим. Прошло уже лет 14 или 15 с тех пор, как произошли эти события. Многие мигранты, до сих пор не прижились и мыкаются на просторах, что равняются сорока Франциям, а многие просто умерли.

Репатриация, иммиграция – вещь страшная, мне одна аргентинская еврейка-старушка говорила: «И куда они едут, понимали бы, что их ждет!» Сама приехала в СССР, купившись на сталинскую пропаганду, попалась и…прижилась. Говорила она мне про своих внуков, уезжавших в Америку в период застоя. Судьба этих внуков сложилась по-разному, но это – другая история. Такие перемещения совершаются по большей части ради детей – теми, кто понимает, а не движим инстинктом самосохранения, просто бежит сломя голову.

Быть может, самые пронзительные страницы "Рыбы" посвящены Средней Азии. Откуда такие психологически и этнографически точные сведения?

Мне довелось работать там в археологической экспедиции в 1970-е годы, и я никогда не забуду эту потрясшую меня поездку, - в общем-то первую зарубежную поездку, в абсолютно иной мир. Тогда он был мирным, красивым, полным своей гармонии, к которой я приобщился по касательной, как заезжий. Тогда же, работая на раскопе и глядя в голубое безоблачное небо я понял, что перемещения людей – часть божьего плана. Мир стоит на движении, без смешения кровей человечество закисло бы и выродилось. Беру же я барана в своей деревне и меняю его на соседского, чтобы «оживить» кровь в отаре. В советской археологии проблемы миграции не приветствовались – сталинизм предпочитал  тупо отстаивать автахтонное происхождение, так было потребно режиму. А ведь режим существовал с исторической точки зрения очень не долго – маленькая прослоечка культурного слоя,  только от него и теперь страдают люди, типа моей героини.

Мне кажется, что твоя героиня чем-то напоминает «хорька», хотя возможно дело просто в форме – и там «жизнеописание», и здесь.

Возможно. Оба они – закрытые системы. И здесь казните меня, как хотите, таким образом,  мне проще открыть их миру. Так я могу показать эмоцию. Если бы она была душой компании и пела под гитару, она была бы комсомолкой, спортсменкой или героиней и исполнительницей бардовской песни. Она глубже.

Почему роман написан от первого лица? Так легче?

Нет, так сложнее. Я начинал в третьем лице. Казалось бы – какая широкая возможность уходить в сторону, давать комментарии, но теряется доверие читателя. От первого лица в данной истории возникла бы другая мускулатура у текста, а переживания, связанные с женской физиологией  прозвучали бы объяснением из учебника.

2. "ХIХ век закончился со смертью Сталина"

Роман «Рыба» выдвинут на премию «Большая книга», а еще ты дважды входил в шорт-листы Букера. Что такое литературная премия лично для тебя?

Сейчас - ничто. Первый раз, с «Хорьком» нервничал. Потом перестал. Но все равно в премиях надо участвовать. 

Почему?

Опыт показывает, что какое-то время премированная книга продается лучше. А ведь хочется тиража.

Хочется - вряд ли же ради лишних денег, они ведь все равно невелики? Или ты хочешь быть «народным писателем»?

Я хочу, чтобы роман прочитало как можно больше читателей. И думаю, что большая часть пишущих хочет того же. Вопрос – признаются ли они в этом. Мне об этом говорить не стыдно. Писал, работал для людей, хотя, конечно, и для себя. Это противоречие я всю жизнь разрешить  не могу, а философствовать на эту тему – от лукавого. Не будут читать, вполне возможно, что все равно буду писать… Хотя какой я графоман – пишу слишком медленно.  Вот в ХIХ веке писали!.. ХIХ век, слава Богу, закончился со смертью Сталина. Ну, немножко еще потянулся до смерти Брежнева. Хватит.

В каком смысле ХIХ век протянулся до смерти Брежнева?

А помнишь, как мы читали во времена застоя? Как будто телевизора и кино не существует. Взахлеб и много. Теперь в книжных магазинах, как в Елисеевском, и хоть издатель вечно жалуется – дефицит-то раскупают!  Сожалеть по прошлому глупо и непродуктивно, важность слова – всем и так понятна (тем, кто понимает), культура неистребима, Волга впадает в Каспийское море, а лошади, как известно, едят овес, но чаще – сено.

Каков статус писателя сегодня?  Поэт в России не больше, чем поэт?

Писатель в мире и в России не больше, чем писатель. А это – много значит!  Но когда появится Писатель, то не волнуйтесь, запишут в ВПЗРы (Великие писатели земли русской). А когда умрет,  и памятник поставят.

Просто пока Писателя нет?

Тормознулось на Солженицыне, вроде он живой, слава Богу, но наполовину уже и мраморно-бетонный. А дальше поживем – увидим. Сложно оценивать современников с этих позиций.  Да и времена другие – другие песни. Свобода теперь – это то, что внутри тебя. Но она всегда была внутри, снаружи был режим, что не одно и то же. Не думаю, что Лермонтова оценивали как великого писателя или поэта при жизни – в России надо жить подольше, или умереть красиво. Или жить подольше и замечательным образом умереть. Может еще оценят Домбровского и Коваля, а может – проехало. Конечно, жизнь изменилась, не в основах, нет. ..


3. "Я терялся в тайге, не поверив компасу"

Ты имеешь в виду технический прогресс – Интернет, мобильник?

Да, это тоже. Но главное, скорость. Ритм, связь – многие берут в лес, мобильный телефон. Может быть, это скоро надоест, но пока-то это так. Сам видел. Это уже привычка, это наркотик. Но скольким людям этот наркотик спас жизнь, вовремя связав их с врачом, например. Или JPRS , с которым потеряться невозможно. Я сам терялся в тайге, не поверив компасу. По физике у меня всегда была двойка. Я хотел бы научиться пользоваться этим прибором, но признаюсь честно, у меня с приборами проблемы. Наверное, на самом деле – лень. Освоил же я, наконец, Интернет. А ведь говорил, что ни за что. 
 
Кстати, о наркотиках. В «Рыбе» очень натуралистично изображается жизнь наркоманов – вряд ли из личного опыта?

Меня всегда интересует проблема воли. Наверное, это пунктик. Насчет наркотиков – видел. Не понравилось.

А при чем тут воля?

«Рыба» выживает только благодаря собственной воле, воле к жизни. Также побеждают наркотик люди умные. Побороть зависимость можно только при помощи ума. Это я тоже видел.

А при помощи веры? 

Сегодня церковь пестует и подбирает наркоманов. И многим помогла. Вера, безусловно, может спасти. Кстати, один из героев хватается за нее как за соломинку. А вот хорошо ли хватается, не мне судить.

"Один из героев" - муж твоей героини. Ты его уже осудил!

У героя как это ни странно есть жизнь за обложкой, после точки. Если кому-то хочется ее достроить. И я совсем не знаю, как сложится жизнь мужа героини. Во всяком случае – ему вольно стать даже святым. То, что Вера святая у меня сомнения нет, но она об этом не знает.  Я не  сужу людей, это другая профессия.

Насколько тебе уютно жить в этом мире, городе, стране, доме?

Мне очень неуютно жить порой. Все чаще и чаще. Это никак не связано со временем. Задача - постоянно ощущать сопротивление жизни как счастье. Когда не удается, становится неуютно. Хочется вильнуть хвостом и залечь на дно. Но этого делать нельзя, на то и воля дана, чтобы ложиться спать против течения, слушать шум мира, наблюдать и играть в свою игру – чужой тебе не предложат.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).