На открывшемся фестивале "Кинотеатр.doc" 26 и 27 февраля будут показаны фильмы «Соси банан» и «Пыль» молодого кинорежиссера Сергея Лобана. Валерий Золотухин вместе с автором посчитали, на что тратятся деньги в независимом кино.
Как вы умудрились снять полнометражный фильм за $3000?
Все актеры были наши друзья, которые нам доверяют, сценарий Марины Потаповой изначально писался в расчете на тех, кто будет эти роли исполнять. Деньги в основном были потрачены только на кассеты, снимали мы профессиональной камерой. Ну и $1000 заплатили Мамонову, за два съемочных дня.
Да ну?
Дело в том, что за работу он не взялся бы никогда в жизни, если бы ему она не понравилась. Мы с Мамоновым были знакомы, и я приехал к нему в деревню, чтобы предложить сценарий. С порога он мне отказал, сказав, что ему некогда этим заниматься. Кого мы только не предполагали снять в фильме – Лаэртского, например. В начале он сказал, что ему не очень интересно участие в междусобойчике, но затем прочел сценарий и согласился. Ну а потом мы подумали – Лаэртский совсем не то, решили потом поэта Немирова снять в этой роли. В конце концов, решили попробовать еще раз уговорить Мамонова – его не было в тот момент у себя в деревне, так что я заявку засунул прямо за дверную ручку. Он потом позвонил и ответил: «Я буду сниматься». У него дома лежат груды предложенных за 15 лет сценариев, в которых он так и не снялся. А тут еще очень кстати подвернулась тысяча.
А актерские гонорары еще кто-нибудь получил?
Все эти прекрасные люди готовы были сняться бесплатно. Исполнитель главной роли – Алексей Подольский в жизни врач-гастроэнтеролог. Когда мы снимали сцену, где главный герой бежал вдоль дороги в женском платье, он страшно боялся, что его увидят коллеги, те, кто поедет по этой трассе на работу. В спектакле «Зелененький» он тоже ни в какую не хотел играть, пришлось уговаривать. Помнишь передачу «Земля-Воздух», которую он молча просидел рядом с Мамоновым на стуле? Вначале он тоже сопротивлялся изо всех сил – не хотел туда идти.
Раз после этой знаменитой передачи, которая почти сразу после выступления в ней Мамонова, закрылась, Подольского не уволили с работы – бояться больше нечего.
Мы его посадили в студии и поставили перед ним задачу. Договорились так, что как только к нему обратятся журналисты, нужно сказать одну единственную фразу «Мы с Петром снимались в фильме «Пыль». И все – это пойдет на всю страну. Вот так вот он сидит, и радиоведущий Пряников в эфире его спрашивает: «Алексей, зачем вы здесь сидите? Вам самому песни Петра вообще-то нравятся?» Леша - нормальный человек, музыкально очень развитый, но Мамонова не слышал до этого ни одной песни. И вдруг вместо нашей фразы он произносит: «Песни Петра Мамонова мне очень нравятся, и это слабо сказано».
Так на чьи же деньги снята «Пыль»?
С.Л.: У нас была такая возможность – взять у одного человека $5000 на съемку, но получалась полная зависимость. Я подумал - не такая уж это большая сумма, чтобы из-за нее попадать в рабство, бесконечно отчитываться и т.д. Если бы пятьдесят тысяч – не вопрос (смеется). Деньги на фильм сегодня можно найти, но я не рассчитываю на меценатов. Я снимаю корпоративные фильмы и этим зарабатываю деньги, Марина Потапова и Дмитрий Модуль (оператор «Пыли» - В.З.) работают в медиа-лаборатории в МГУ. Дима объясняет студентам основы монтажа, а Марина – сценарное мастерство. Так что "Пыль" сняли на свои деньги.
А прокат картины вы уже с кем-нибудь успели обсудить?
С.Л.: Мы этого хотим, и сейчас идут переговоры с одной компанией. Предыдущий фильм – «Случай с пацаном» - вышел на видео. Как нам сообщили, кассет было продано мало, всего лишь 1200 экземпляров. А вообще-то насчет кинопроката мне объясняли, что у «Пыли» может быть нормальная мэйнстримовая судьба. Тяжело вписаться в график, но все-таки есть один кинопрокатчик, который нам помогает; он уверен в нас на 100%.