будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 25, 2025
Культура
Короленко Псой Шашкин Михаил

Сахаров и Чомски

Сахаров и Чомски
98_08

“Мудило американское! Вы, кроме железяк своих грёбаных да кока-колы, ничего не знаете, а туда же – лезут нас учить!… Тут люди жизнь за духовное кладут, Сахаров вон заживо умирает, а он мне про демократию, свинья, фирмач хренов!”. Так отвечает героиня романа Сорокина своему американскому приятелю на его слова об отсталости России перед демократическим Западом. Образ Сахарова выступает здесь эмблемой секулярной святости и противопоставляется конформизму сытого потребительского общества.

Марина имеет в виду, что Сахаровы рождаются только в России. А, скажем, Америка в этом отношении безблагодатна. Фигура инакомыслящего, диссидента, совершающего гражданский и нравственный подвиг, в одиночку противостоящего властям, представляется имманентной тоталитарному обществу запрета и совершенно невозможной в забугорном колбасном раю. В этом высказывании Марины чувствуется своеобразный инвертированный советский патриотизм: жизнь у нас, конечно, не сахар, но зато есть свои Сахаровы. А у вас там в Америке – одна кока-кола, да и то лайт.

Между тем, вот уже несколько десятков лет в Америке звучит одинокий голос человека, чья интеллектуальная и гражданская биография делает его очень похожим на академика Сахарова. Его зовут Ноам Чомски (Хомский). Оба накопили огромный символический капитал в максимально удаленной от политики сфере теоретической науки. Пока один изобретал бомбу, другой подрывал здание классической лингвистики. Когда один получал звёзды Героя Социалистического Труда, другой сам стал звездой американского, да и всемирного языкознания. Огрубляя, можно сказать, что статус “отца водородной бомбы” примерно равен статусу “отца структурной лингвистики”. Конечно, Чомски-лингвист знаменитее Сахарова-физика. Однако, физика – наука, как ни крути, более авторитетная. Так что вот оно и выходит так на так.

Сахаров и Чомски – парадигматические воплощения критически мыслящих социальных прослоек в своих обществах: русский картавящий интеллигент и американский интеллектуал, изъясняющийся на патрицианском новоанглийском наречии. И на фотографиях чем-то схожи: широкие лбы, длинные лица, очочки, свитер, гуманный добрый взгляд. Два мудреца, старца, аввы, гуру, ребе. Обоим не сиделось в башне из слоновой кости. Обоим стало невмоготу. Оба “не смогли молчать”. Свой символический капитал, заработанный на рынке научных идей, они вложили в политические проекты, связанные с правозащитной деятельностью и острой критикой официальной позиции своих государств.

Кто-то возразит, что с идеологической точки зрения Сахаров и Чомски – антиподы. Сахаров – по крайней мере, в политический период своей деятельности – прозападный либерал, Чомски – самый главный в мире “левак” и анархист. Но мы понимаем, что различие между “правым” и “левым” во многом поверхностное (“сено vs солома”) и бывает обусловлено контекстом. Поглядите к зеркалу и понаблюдайте за своим отражением – ваш невоспитанный двойник сжимает вилку в правой, а ножик в левой руке.

Так вот и Чомски с Сахаровым глядели друг на друга, взаимоотражаясь в зеркале железного занавеса. Если бы родители Чомского не уехали с ним в свое время в Америку из белорусского местечка, так был бы он Немой Хомским, антисоциалистом и антисоветчиком. А если бы Сахаров родился в Спрингфилде и преподавал ядерную физику в MIT, тогда бы у него была фамилия Шугар, и тут уж ему никуда бы не деться от антикапитализма и антиглобализма. Существенна в обоих случаях воля к сопротивлению. То, чему сопротивляешься, формирует методы и содержание борьбы.

Поэтому Сахаров боролся за права евреев, которым не давали убежать в Израиль, а Чомски – за права палестинских беженцев. Русский Сахаров ходил на суд защищать сиониста Щаранского, а еврей Чомски вступался за Юргена Графа, усомнившегося в реальности Холокоста. Не потому, конечно, что верил в этот бред, а потому, что любит свободу слова. Но бывало и так, что совести двух наций вещали почти в унисон: Чомски защищал права советских диссидентов, а Сахаров вовсе не так уж однозначно положительно относился к американскому империализму.

Однако, при всём разительном сходстве судеб и личностей Сахарова и Чомского, нельзя забывать об очень существенной разнице между ними. Зададимся вопросом: кто из них оказался более эффективен? Чья проповедь была услышана? Кто добился своих целей? За ответом ходить далеко не надо – взгляните на карту мира или на учебник истории последнего десятилетия. Да и в прежние времена это было ясно. Кто не знал Сахарова в советские годы? Даже люди, не имеющие никакого отношения ни к политике, ни к физике, кое-что о нём слышали. Кто не слушал “Голоса Америки”, смотрел по крайней мере программу “Время”. А кто в Америке прислушивается к Чомскому? Небольшая кучка кампусных интеллектуалов. Остальные, в лучшем случае, знают его как фрика – великого лингвиста, пустившегося в смехотворное левачество.

Американский пророк вещал и вещает из чрева кита, а голос Сахарова был гласом вопиющего в пустыне. Пустыня хорошо проводит звук, и одинокий голос быстро превратился в хор. А что можно услышать из чрева кита? Бу-бу-бу. Не то чтобы у Чомского нет трибуны – его всегда ждут на кампусе или на радиостанции с пятью тысячами слушателей. Однако даже в глупенькую политическую передачу с десятком миллионов зрителей его не позовут. И не потому, что нельзя, а потому что неинтересно, слишком уж далеко от мейнстрима. Энергия запрета действовала как рупор, многократно усиливающий тихий и картавый голос Сахарова. Чомскому разрешают говорить о чем угодно и с кем угодно, да только никто его не слушает.

Иначе говоря, история Сахарова и Чомского в концентрированном виде выражает две модели интеллектуального сопротивления, соответствующие двум типам режима – твёрдому и мягкому. Твёрдый – система кнута, мягкий – система пряника (точнее, гамбургера). Твёрдый пользуется системой наказаний и запретов, мягкий оперирует экономикой внимания. Твёрдый гнобит своих Сахаровых, мягкий не замечает своих Чомских. Твёрдый – не выпускает из Горького, мягкий – не пускает в телевизор. Твёрдый – карает, мягкий – маргинализирует… Но твёрдый – ломкий, а мягкий – гибкий. И твёрдый падает, а мягкий стоит вечно.

Короленко Псой Шашкин Михаил
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).