будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Культура

Самые лучшие помидоры

Фестиваль NET был придуман в 1998 году группой молодых театральных критиков и первые два года так и делался – наивным и самопальным способом, буквально «на коленке». Не было ни штата сотрудников, ни зарплат, ни умений, и молодые люди с ужасом потом рассказывали о своем опыте «растаможки» декораций перед самым началом спектакля и о безнадежной борьбе с чиновничьим равнодушием и мздоимством. Так прошло два года, на третий – 2000-й – провести фестиваль и вовсе не удалось. В 2001-м NET попал под крыло Центра имени Мейерхольда и начал новую жизнь. В этом году фестиваль уже стал полностью самостоятельным, хоть ЦиМ и значится третьим учредителем NETа вместе с его арт-директорами - Мариной Давыдовой, театральным обозревателем «Известий», и Романом Должанским, обозревателем «Коммерсанта».

Дина Годер встретилась с Мариной, Романом и исполнительным директором фестиваля Евгенией Шерменевой и выяснила, чего стоило энтузиастам сделать первый частный театральный фестиваль в нашей стране.

Роман Должанский: Вот тебе для начала история о состоянии нравов нашего театрального сообщества. Государственный театр Содружество Актеров Таганки сдает помещение фестивалю на два дня, подписывает все документы, а за неделю до спектакля выясняется, что в первый из этих двух дней на его сцене пройдет концерт юмориста Задорнова с телесъемками. А на вопрос, как же это можно, отвечают: «Ой, ну, вам это надо? Может, вы вообще отмените, мы вам денег вернем? Или в другой день сыграйте». Видимо, им гораздо больше денег предложили. А речь, между прочим, идет о спектакле Могучего, который открывал программу.

А сколько вообще стоит аренда театра в день?

Евгения Шерменева: Дело даже не в реально прописанных суммах за аренду. Театр «Содружество актеров Таганки» вроде бы стоит в три раза дешевле МХТ имени Чехова, но обошелся нам в ту же сумму. Там не было вообще никакого оборудования, пришлось все нанимать и заново начинять пустую коробку светом и звуком. А в МХТ помимо того, что достаточно современное оборудование, еще и профессиональные службы, конечно. Вообще надо иметь в виду, что когда сдается площадка, то ее оценка идет по аншлаговой стоимости самого дорогого спектакля, идущего на этой сцене.

Р.Д.: У нас делать какой-либо фестиваль, не имея недвижимости, невозможно, потому что аренда съедает все. Рассказываю еще одну историю: в городе Тампере, в Финляндии, проходит весьма известный театральный фестиваль. И я поинтересовался у его руководителей, сколько они денег тратят на аренду площадок. (А фестиваль этот потрясающий – 50 тысяч жителей и огромное количество театров, больших и маленьких, в подвалах, ангарах, с ярусами…) Они говорят: «Чего?». Я говорю: «Ну, ваш фестиваль же  играет в разных театрах, сколько вы им платите?» Они опять: «Чего?». Я думаю: может, я как-то по-английски плохо изъясняюсь. Оказывается, нет. «Да что вы, это такая честь принимать фестиваль! Театры нам сами заранее звонят и спрашивают: а кто у нас на этот раз будет играть?».

Я слышала, что единственный, кто в этом году пустил вас к себе  без денег, -  это театральная библиотека, где играли «Странника».

Е.Ш.: Да, там директор (В.П.Нечаев - ред.) чуть ли не сам с актерами столы и стулья для зрителей ставил.

Самые нищие - самые бескорыстные. И все же чем ваша ситуация отличается по способу функционирования от Чеховского фестиваля, к примеру? Я понимаю, что ваш – частный, а тот – проводится общественной организацией. Но у него тоже нет своего театра.

Р.Д.: У них есть гарантированная государственная поддержка. А у нас нет. То есть нам государство помогает, но никогда нельзя быть заранее в этом уверенным. Да и сумма поддержки может за три месяца до начала вдруг стать вдвое меньше.

Е.Ш.:  К тому же у них есть помещение  - целый дом в центре,  штат сотрудников и техническая база.

Марина Давыдова:  Они сдают в субаренду первый этаж банку. На эти деньги весь персонал мог бы безбедно существовать. И, по большому счету, если бы главный продюсер Шадрин не был таким энтузиастом,  мог бы сказать: да ну на фиг этот фестиваль, привозить для виду три спектакля и все.

Р.Д.:  Они получают порядка 5 миллионов долларов, а мы – миллион рублей. Да и вообще, важно, где делать фестиваль. Вот в этом году у нас первый раз есть отдельная комната в СТД. Не проходная, как было в ЦиМе, не дома на коленке, как сначала.

Е.Ш.: Нам дали ее благородно, без всяких денег, так что теперь есть место, где поставить компьютер и телефон.

М.Д.: Но это добрая воля СТД, послезавтра комнату могут отобрать, и мне будет нечего возразить, поскольку с какой стати они должны нас у себя держать?

Е.Ш.: А какие были проблемы, пока мы своего счета не сделали! Без этого, например, все деньги, которые поступали за билеты, аккумулировались на счету той организации, которая их проводит. Мы работали с ЦиМом – все деньги автоматически шли на его счет. Частично они шли на фестиваль, но все остатки оставались им, и бороться с этим было невозможно.

Р.Д.: Даже, если удавалось сэкономить деньги во время фестиваля для того, чтобы пустить их на развитие, оплатить какие-то дальнейшие поездки, то получить их с партнера уже было невозможно. А еще бывали у нас спонсоры, которые делили свой вклад на 3 части и говорили, что третью часть денег переведут по окончании фестиваля. И не было такого спонсора, который бы эту часть заплатил.

Почему?

Р.Д.: Потому что у нас люди не дорожат своей репутацией. Одни, например, сказали, что им спектакль не понравился. Это же вообще непредсказуемо.

Так частный фестиваль имеет какие-то плюсы или нет?

М.Д.:  Я не вижу этих плюсов, если иметь в виду организационный аспект. Конечно, это дает ощущение  независимости, но оно обманчивое, поскольку независимость в первую очередь связана с количеством денег. Любой фестиваль есть компромисс между твоими возможностями и желаниями. Можно составить идеальную программу, сидеть и облизываться, но когда подсчитаешь деньги, по ходу дела из этой идеальной программы ты вычеркиваешь больше половины или даже двух третей и заполняешь его теми спектаклями, которые ты можешь привести, поскольку у тебя хватает на это денег и организационных ресурсов.

Так значит дело просто в том, что никакая институция не захотела поддержать вашу идею?

М.Д.: Конечно, если бы ФАКК сказал, что будет нас крышевать и опекать – я бы не стала отказываться. Это же другие деньги.

Оно же вам и так денег дает?

М.Д.: Копейки. Большое спасибо, конечно, что мы в этом году мы получили 1 млн рублей на фестиваль и 200 тысяч на проведение мероприятий в Клубе на Брестской. Но сопоставьте: в прошлом году один привоз театра Шаубюне со спектаклями Остермайера стоил 200 тысяч евро. В этом году мы хотели привезти польский «Дибук» Варликовского и выяснилось, что это стоит 50 тысяч евро. На те деньги, что нам дал ФАКК вообще никакого фестиваля провести нельзя – разве что привезти один скромный спектакль.

Помню, что в 2001 году вы проводили фестиваль с Бояковым – тогда в организаторах появилась слово «Практика», которым он теперь назвал театр.

Р.Д.:  Да, слово «Практика» придумано мной и эта организация, - некоммерческое партнерство, -  организовали я и Бояков, чтобы проводить фестиваль, ну и еще для каких-то проектов. Именно тогда, в 2001 году, мы получили первый бюджет министерства культуры. Я вообще считаю, что фестиваля до 2001 года не было. В доисторические времена 98-99 года у нас не было ни организации, ни бюджета, ничего.

Но он же проводился?

Р.Д.: На гранты фонда Сороса. Просто сумма перечислялась мне на счет. Практически в карман. Мы их снимали – и все делали. Это сейчас фестиваль в целом стоит полмиллиона, а в 98-м году – 15 тысяч долларов.

А как вы отчитывались за эти деньги? Известно же, как у нас все приходится все проводить: с черным налом, взятками и др.

Р.Д.: За западные  гранты отчитываются проведенным фестивалем.

Е.Ш.: У них результативная бухгалтерия, а у нас – налоговая. Государству, по большому счету, результат безразличен. У нас главное - отчитаться по каждой позиции.

Из чего сегодня состоит ваш бюджет?

Е.Ш.: Из нескольких частей. Во-первых, из поддержки государства. Во-вторых, спонсоров, а для них это имиджевая реклама. В третьих – льготы, которые мы получаем от наших партнеров, того же Академсервиса (это гостиницы). А четвертая – самая большая – то, что вкладываем мы своими переговорами с посольствами, культурными центрами, какими-то зарубежными фондами, которые берут на себя серьезную часть расходов по привозу зарубежных групп.

Р.Д.: Есть еще одна строка – расходы на подготовку фестиваля в течение года. Мы за нее не получаем зарплаты – то есть, это наш спонсорский вклад.

Как известно, самые успешные дела начинаются бесплатно.

Р.Д.: Знаешь, кто главный спонсор фестиваля? Немецкие налогоплательщики. Потому что самый дорогой спектакль фестиваля привозит за свой счет Гете-институт, который финансируется из госбюджета Германии. То есть немецкие налогоплательщики оплачивают нашу возможность увидеть их спектакль.

Е.Ш.: И приезд, и гонорар оплачивают они.

Вы платите гонорары? Я думала – у вас безгонорарный фестиваль.

Р.Д.: Без гонорара никто никуда не поедет. А те, кто поедут, лучше бы сидели дома.

А какие у вас перспективы?

М.Д.: С течением времени появляются… Первые фестивали мы проводили на какие-то совсем жалкие деньги. Я вообще не понимаю, как – на эти деньги нельзя провести ничего. Но потом сам бренд начинает работать. Теперь наш капитал – в самом имени, в каком-то смысле – в наших именах. Мы приходим, к примеру, в Гете-институт и говорим: здравствуйте, друзья, нам бы хотелось на следующий NET привезти что-нибудь хорошее из Германии. Нам отвечают:  вашему фестивалю, вот вам лично – мы, безусловно, будем помогать. Вклад в фестиваль со стороны культурных институций и посольств разных стран неизмеримо превышает вклад и со стороны нашего государства и спонсоров. На те деньги, что мы получаем внутри страны, провести фестиваль нельзя.

А сколько стоит в этом году привоз спектакля "Эмилия Галотти" Тальхаймера, которым закрывается фестиваль?

М.Д.:  Больше ста тысяч евро. Теоретически Гете-институт может привести «Эмилию Галотти» сам, и будут просто гастроли Дойчес театра в Москве. Но ему важно его привезти в рамках фестиваля НЕТ, поскольку у нас уже есть определенная аудитория, есть реноме, это будет адресный привоз и на спектакль придут неслучайные люди. То же с французским культурным центром. Лакаскада можно привести отдельно, ведь наш финансовый вклад в этот приезд минимален. Но им важны не наши деньги, а наше имя, наш бренд.  И это, на самом деле, основной наш капитал. Может быть, наступит такое прекрасное время, когда не только для зарубежных культурных институций, которые на территории России находятся, но и для банков, к примеру, наше имя тоже будет что-то значить. И если они будут готовы давать деньги для того, чтобы было сказано, что НЕТ проходит при поддержке, например, Альфа-банка, то, может быть что-то изменится. Уже какие-то минимальные изменения в эту сторону есть.

То есть ваши преспективы состоят в укреплении бренда?

М.Д.: Наша капитализация в этом состоит. До недавнего времени мы и нанять-то никого не могли – втроем делали фестиваль. У нас не было денег, чтобы провести фуршет, я садилась в машину и ехала на рынок, по дешевке закупали продукты, пока зрители смотрели спектакль, быстренько резали все на столе, устраивали в театре скромный банкетик – потом все уходили, и мы убирали со столов. Сейчас прогресс – мы смогли уже провести пресс-конференцию в клубе на Брестской. Хотя бы  продукты не надо было резать. А еще проявились люди – студенты в основном, которые за очень небольшие деньги работают у нас. Просто им интересно во время фестиваля познакомиться с театрами, режиссерами лично. Фестиваль в значительной степени делается и на их энтузиазме тоже. 

Все, наверное, думают, что вы совсем сумасшедшие?

Р.Д.: Да, наверное, так и есть. Вот в прошлом году рассчитали бюджет и поняли, что остается 8 тысяч долларов. Думаем: давайте оставим деньги на развитие, оплатим поездки, заплатим себе зарплату. А потом спрашиваем друг друга: сколько стоит привезти «Чайку» Арпада Шиллинга? Такой хороший спектакль. Оказалось, как раз 8 тысяч. Вот мы на эти деньги его и привезли.

М.Д.:  Мы не жалеем, что привезли - это было здорово. Поэтому мы так обижаемся, когда говорят, что можно было бы этого не привозить, а привезти что-то другое. На те деньги, что у нас остались, мы привезли лучшее из того, что бывает. Обошли весь рынок и нашли этот помидор. Можно конечно говорить: мы, мол, видели гораздо лучше помидор, - так он и стоил в 10 раз дороже. Конечно, хочется привести Персеваля, Плателя… Но когда начинаешь думать про все это, понимаешь, что это не для нас удовольствие. Я точно знаю, что на те деньги, что у нас есть, наше КПД максимальное, правда!

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).