будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Киношкола им. МакГаффина
Июнь 25, 2025
Культура

«Самый главный комплимент – если зритель не видит работу художника»

«Самый главный комплимент – если зритель не видит работу художника»
shuvalov.bmp
Кирилл Шувалов

Киношкола им. МакГаффина заканчивает набор на Курс Продвинутого Кинозрителя. Первая лекция в рамках курса пройдет уже 3 апреля, но возможность записаться на курс еще есть!

Курс продвинутого кинозрителя – это двухмесячная система динамических мастер-классов по всем творческим кинопрофессиям. Педагоги «Киношколы им. МакГаффина» и Курса Продвинутого Кинозрителя – лучшее, что есть в отечественном кинематографе на сегодняшний день, в том числе это Александр Адабашьян, Владимир Хотиненко, Александр Гордон, Евгений Марголит, Михаил Алдашин, Николай Хомерики, Клим Шипенко, Федор Лясс, Игорь Гринякин и многие другие. Не только образование, но и главные кинособытия, собственные показы, интересные люди, дискуссии и многое другое «Киношкола им. МакГаффина» предлагает своим студентам.

Будущий педагог Киношколы им. МакГаффина, художник Кирилл Шувалов, отвечает на вопросы «Полит.ру».

Кирилл Владимирович Шувалов родился в 1969 г. Окончил Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию (СПБХПА им. В.Мухиной), отделение монументальной живописи. Занимался видеоартом и инсталляциями, принимал участие во многих российских и международных выставках. В кино начинал свой путь как декоратор на фильмах «Бумер» и «Русалка»; художник-постановщик фильмов «Счастье мое», «Конвой», «В тумане» (Сергей Лозница), «Охотник» (Бакур Бакурадзе); художник фильма «Шультес» (Б. Бокурадзе) и др.

«Полит.ру»: Первый наш традиционный вопрос: знаете ли вы, что такое «МакГаффин»?

Кирилл Шувалов: Да, я знаю. Термин произошел из анекдота, его рассказал Хичкок. С тех пор все пытаются понять, что же это такое.

«Полит.ру»: Киношкола им. МакГаффина заканчивает набор на Курс продвинутого кинозрителя, который подразумевает двухмесячное обучение по всем основным кинопрофессиям. Как будущий педагог скажите, о чем вы будете читать свой мастер-класс?

К. Ш.: Я бы в принципе рассказал о своей профессии, о том, чем я занимаюсь в кино, о фильмах, которые люблю.

«Полит.ру»: Какой фильм вы хотели бы показать зрителям?

К. Ш.: Их много, так сразу не скажешь.

Последнее мощное впечатление – фильм «Однажды в Анатолии».

Я посмотрел его в Каннах и у меня был шок после просмотра, до сих пор не отпускает, это главное впечатление года. Еще «Охотник» Бакура Бакурадзе, правда, на этой картине я работал, был внутри процесса – это тоже очень интересный фильм.

«Полит.ру»: Как вы пришли в кино?

К. Ш.: В кино пришел совершенно случайно, друг пригласил меня поработать декоратором. Мне это было интересно, я поработал на картине «Бумер», потом работал на «Русалке», тоже декоратором. И пошло – стал постановщиком, уже несколько фильмов сделал. Считаю, что мне повезло, потому что режиссеров, с которыми я работаю, не то чтобы выбираю, но люди встречаются хорошие и интересные.

«Полит.ру»: Что для вас «красивое кино»? Вообще есть такое понятие?

К. Ш.: Сложно сказать, что подпадает под это понятие. Красивый человек – значит человек полноценный, красивый поступок – значит подлинный. Я не очень понимаю, что такое красота, так же, как и счастье, для меня это понятия очень загадочные. Но «Однажды в Анатолии» с прекрасными пейзажами – очень красивое кино, эпохальное.

«Полит.ру»: Есть ли у вас внутренний критерий, по которому вы оцениваете свою работу? Как сказываются внутренние ощущения на оценке фильма в целом?

К. Ш.: Я стараюсь работать так, чтобы не было мучительно больно за то, что сделал. Пока вроде все хорошо, есть досадные мелочи, которые не зависят от меня, но их никто не замечает. Есть и общие ощущения, конечно. Если я знаю, что что-то могло быть сделано по-другому и было бы лучше, но я не смог объяснить и показать, как правильно – это, конечно, не очень хорошо. Но обычно все получается.

«Полит.ру»: Кто ваш самый строгий зритель?

К. Ш.: Мне кажется, ответ напрашивается сам собой.

Сам делаешь – сам и смотришь, я для себя самый строгий зритель.

«Полит.ру»: Когда вы работаете, думаете ли вы о зрителе, или вам более важен факт самовыражения?

К. Ш.: Нет, конечно.

Кино же делается для людей, ты вступаешь в диалог, хочешь что-то сказать людям, ищешь форму. Кинематограф – это способ донесения информации,

которую по-другому просто нельзя донести.

«Полит.ру»: Зрители могут сразу понимать то, что до них пытался донести автор, или они должны этому специально учиться? Нужно ли вообще кинообразование для зрителей? И если нужно, то как учить зрителей смотреть кино?

К. Ш.: Конечно, да! Это как с литературой и другими видами искусства.

Без определенной подготовки ты просто не будешь считывать некоторые слои информации, твое восприятие будет беднее.

Не приобретая дополнительных знаний, ты сам себя лишаешь удовольствия.

Как учить? Во-первых, у самих зрителей должно быть желание и интерес к тому, что они видят, желание понять. Нужны какие-то усилия в этом направлении: общение, просмотр, обсуждение, может быть, воплощение своими руками того, что тебе нравится.

«Полит.ру»: А что вам больше всего нравится в вашей работе?

К. Ш.:

В работе мне больше всего нравится придумывать.

В моей профессии есть четкие разделения: жанровое кино/артхаусное кино. В том кино, в котором я работаю, режиссеры хотят добиваться максимальной естественности, правдоподобности, но в то же время «статизации» этого пространства. Это довольно интересная задача. По сути, моя работа заключается в том, чтобы ее никто не замечал, чтобы все было естественно, как дыхание.

Самый главный комплимент – если зритель не видит работу художника.

Другое дело, когда я смотрю жанровые фильмы, в которых тоже с удовольствием поработал бы, и вижу шикарные декорации, которые придумали художники. Это тоже очень радует, но это просто другое кино.

«Полит.ру»: Где проходят границы профессии художника в кино? С кем он чаще всего взаимодействует?

К. Ш.: Кино – синтетический вид искусства, и границы работы довольно расплывчатые, особенно при создании авторского кино, где многое решается непосредственно в процессе создания фильма. Тут, конечно, самое главное – отношения между художником, режиссером и оператором. Эти три человека должны понимать, чувствовать друг друга и взаимодействовать, у них должен быть общий знаменатель – добиваться того, чего ты хочешь. При этом режиссер все равно самый главный.

Иногда в процессе находятся новые идеи, это бывает очень интересно. Когда все придумано, появляются декораторы, художники-постановщики, которые и реализуют задуманное.

«Полит.ру»: Чем вы сейчас занимаетесь, какие у вас проекты?

К. Ш.: Сейчас пока ничем. Недавно закончили снимать с Сергеем Лозницей фильм «В тумане». До этого был фильм «Конвой», он недавно начал ездить по фестивалям, жду начала проката в кинотеатрах.

В последнее время я стараюсь не смотреть материал, чтобы потом получить удовольствие от просмотра конечного продукта.

«Полит.ру»: Какое кино стало для вас первым, в любом смысле слова – первым в профессии, первым, после которого вы поняли, что хотите работать в кино?

К. Ш.: Я осознал, что такое кино, когда стал ходить в кинотеатр «Спартак» в Питере, где показывались совершенно гениальные фильм, старые и новые. Любовь началась со старых черно-белых фильмов, тогда почему-то у всех было помешательство. Если ты нормальный человек, ты должен был быть в кинотеатре «Спартак» на сеансе. Это было очень здорово, шикарное время: выступали люди с лекциями, у всех горели глаза, все хотели заниматься кино. Одно из моих юношеских потрясений – фильм «Фицкаральдо» Вернера Херцога. Это кино про человека, который собственной волей, желанием и неестественной энергией сворачивает горы, преодолевает все, строит оперный театр и привозит Карузо, чтобы тот пел. Это реальная история.

«Полит.ру»: Нет ли в современном кино кризиса идей, как на ваш взгляд?

К. Ш.: Я думаю, он всегда будет, он перманентен. Вся наша цивилизация на этом основана – на кризисе, из которого все постоянно пытаются выйти. В принципе,

состояние кризиса продуктивно, но всегда, когда пытаешься выйти из кризиса, то попадаешь в следующий кризис.

Наверное, кризиса нет только в тоталитарных и идеальных обществах.

«Полит.ру»: Многие говорят, что российское кино сейчас в застое. Согласны вы с этим утверждением?

К. Ш.: Застоя я не вижу. Развлекательная индустрия что-то зарабатывает, фильмы снимаются. Если в кино не будет коррупции и все будет по-другому, может, сниматься будет еще больше. Все хорошие режиссеры что-то снимают.

«Полит.ру»: Как будущий педагог обратитесь к студентам Курса продвинутого кинозрителя. Стоит или не стоит идти учиться в Киношколе им.Макгаффина?

К. Ш.:

Идти в Киношколу им. МакГаффина стоит. Я надеюсь, что обучение поможет вам больше понимать и получать максимум удовольствия от кинематографа,

от общения с произведением. Если кино интересно, то о нем нужно узнавать как можно больше.

***

Ближайшие мероприятия Киношколы им. МакГаффина:

Суббота, 24 марта, публичная кинолекция, театральный и кинокритик Елена Николаевна Солнцева, тема: «Кино «нулевых» в поисках реальности», 15.00 кафе Zavtra (ул. Сретенка, 26/1, м. Сухаревская).

Вторник, 27 марта, 19.00 – показ работ дипломников Школы им. Родченко (кафе Zavtra, ул. Сретенка, 26/1, м. Сухаревская).

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).