будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино Новый год
Май 21, 2025
Культура

Самый одинокий кит (новогодняя колонка)

Самый одинокий кит (новогодняя колонка)
photo_2022-04-14_10-28-32
Кирилл Сафронов. 2022. фото - из личного архива

Есть такая документалка — «Самый одинокий кит» (The Loneliest Whale: The Search for 52, 2021, один из продюсеров — Леонардо Ди Каприо). Про кита, который «поет» на частоте 52 Гц, нетипичной для его сородичей. Поэтому он всю свою жизнь слоняется по океану в одиночестве. «Ну и хрен с ним, — хочется сказать, — мало ли». Но когда я пересказывал эту историю разным людям, почти у всех на глаза наворачивались слезы, и меня просили прекратить. Думаю, это связано с тем, что 2022 год научил нас всех одиночеству — мучительному состоянию, когда мы мало кого понимаем и мало кто понимает нас. Я в курсе, что Ф. Тютчев почти двести лет назад сформулировал: «Как сердцу высказать себя? / Другому как понять тебя? / Поймет ли он, чем ты живешь? / Мысль изреченная есть ложь». Но кажется, что именно сегодня его вопросы особенно актуальны.

Как мне понять знакомого музыканта, который продолжает свои уличные концерты во Львове? А старинного друга, который ездит волонтерить из прифронтового Таганрога в гуманитарные z-экспедиции? Что мне сказать подруге, которая с марта живет в Израиле, когда она спрашивает «Как дела?» Что ответить приятелю, который учит меня жизни из Грузии? А самое интересное — это же и в обратную сторону работает. Что я могу написать, чтобы меня поняли? Мы же все, вроде бы, одни и те же слова (понятия) употребляем. А частота разная. Чаще всего ее задает пропаганда. С обеих сторон. Говорить с теми, в чьей голове засело «Смерть украинцам» / «Смерть русским» уже (или оптимистичнее — пока), очевидно, бесполезно. А с остальными? А с собой? Как хотя бы себе объяснить, что происходит и что делать? 

Осип Мандельштам, которого в конце декабря принято вспоминать в связи с днем его памяти, писал в статье «О собеседнике»: «Мореплаватель в критическую минуту бросает в воды океана запечатанную бутылку с именем своим и описанием своей судьбы. Спустя долгие годы, скитаясь по дюнам, я нахожу ее в песке, прочитываю письмо, узнаю дату события, последнюю волю погибшего. Я вправе был сделать это. Я не распечатал чужого письма. Письмо, запечатанное в бутылке, адресовано тому, кто найдет ее. Нашел я. Значит, я и есть таинственный адресат». Это он так подводил к мысли о том, что стихотворение — это «письмо в бутылке». Но не только же о стихотворении так можно сказать, а о любом тексте. Чувствуете, насколько понятнее становятся старые книги? Для оставшихся — «документация» А. Введенского, А. Платонова, Э. М. Ремарка. Для уехавших — воспоминания Г. Ива́нова, И. Одоевцевой, Н. Берберовой… 

Я не агитирую за бегство в книги. Я про то, что если содержание не удается выудить здесь, то можно попробовать это сделать «там». Чтобы вместе с ним вернуться и пересмотреть свои действия. Так со мной и случилось. Я как раз на днях перечитывал Мандельштама. И вдруг в «Четвертой прозе»: «Есть прекрасный русский стих, который я не устану твердить в московские псиные ночи, от которого, как наваждение, рассыпается рогатая нечисть. Угадайте, друзья, этот стих — он полозьями пишет по снегу, он ключом верещит в замке, он морозом стреляет в комнату: ...не расстреливал несчастных по темницам... Вот символ веры, вот подлинный канон настоящего писателя, смертельного врага литературы». «Четвертую прозу» Мандельштам диктовал жене зимой 1929-1930 года, поругавшись с советскими писателями. А «Я обманывать себя не стану» Есенин, строчку которого Мандельштам здесь как раз вспоминает, написал в 1922.

Сто лет должно было пройти, чтобы символом веры нормального человека снова стало «не расстреливал несчастных по темницам»! Такие вот песни поют киты. Кстати. В конце фильма ученые приходят к выводу, что для «общения» им нужно друг друга слушать и синхронизироваться. И записывают на подводные микрофоны двух китов, которые на огромном расстоянии одновременно «поют» на частоте 52 Гц. Значит, он не один. Да и каждый из нас тоже один едва ли. Наверняка, рядом есть человек, который против агиток. За то, чтобы никаких несчастных ни по каким темницам и поводам в XXI веке не расстреливали. Ну вот. Значит, всё не так уж и плохо. Значит, есть задача на 2023-й — сберечь хотя бы тех, с кем вы уже синхронизировались (дальше — больше!). А фильм, кстати, так себе. Книга лучше. Естественно, Мандельштама.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).