будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 19, 2025
Культура
Борисова Марина

Счастье по расчету

Счастье по расчету
zolushka-dochki-bol

Предвкушение – один из самых прекрасных моментов контакта с искусством. В наибольшей степени это ощущается в ожидании премьеры балета под названием «Золушка». «Золушка» -- не только великая сказка французского литератора Шарля  Перро и не только выдающийся балет советского композитора Сергея Прокофьева, это одна из великих утопий человечества, которое, невзирая ни на что, всегда хочет счастья. Прежде всего в искусстве, потому что в отличие от реальности, это счастье вечно.

Независимо от того, что на дворе 2006-й год и уже давно ясно, что в жизни счастья не будет, а искусству интереснее неприглядная действительность, чем обманчивая иллюзия, от премьеры «Золушки» все равно все равно ждешь чуда. Потому что это прекрасная история с прекрасным концом, в которой автор, уже вполне себе взрослый и немало перенесший в жизни человек, с непосредственностью ребенка смог  выразить мечту так, что сомнения ее подлинности не возникало никогда. Грандиозный прощальный вальс на балу с его затаенной тревогой и страшным боем часов, предупреждающим о мимолетности счастья, с одной стороны и волшебные адажио Золушки и Принца, в которых время останавливалось, обещая вечное счастье, с другой – вот те полюсы истории, которые превратили прелестный, но простой сюжет о добродетельной скромнице в философскую притчу о том, что такое иллюзия и как много она значит в жизни человека.

Словом, ожидания премьеры «Золушки», имеющие самостоятельную ценность, были чрезвычайно высоки. И абсолютно не прагматичны – вопрос о том, что сегодня, возможно, и нет хореографа, который мог их воплотить, не смущал. Нет, чудо в современном балетном театре возможно, и им была «Золушка» Алексея Ратманского в Мариинском театре (2003). Правдоподобно живая история о героине нашего времени, рассказанная языком современного танца и современной сценографии. В финале Золушка и Принц удалялись в сторону восхитительной садовой перспективы, напоминавшей о другой великой эпохе грез --  эпохе «Мира искусства», и казалось, что начинается новая страница российского балетного театра.

Юрий Посохов дебютировал в Большом как хореограф «Магриттоманией» (2004) – спектаклем взвешенным, рассчитанным и холодным, где безликость танца компенсировалась масштабными декорациями, воспроизводившими полотна абсурдиста Магритта, и чрезвычайно интересной музыкой Юрия Красавина, ставшей главный действующим лицом постановки. В новой «Золушке» -- тоже рассчитанной и холодной -- музыка Прокофьева также осталась главным действующим лицом. К нему добавилась еще группа лиц, претендующих на то, чтобы называться действующими. Прежде всего, сам автор Прокофьев в очках и с листами бумаги, выступающий в роли гида-сказочника-отца и покровителя героини. Он обитает на Луне, но спускается с ее шара, чтобы придумать историю о девушке, нашедшей свое счастье. Второе действующее лицо – дирижер Александр Ведерников, изображение которого (прямая трансляция съемки) появляется на вступлении ко 2 действию. Для открытия бала – самое то: он тоже в очках, только в черном фраке и с палочкой. Третьим действующим лицом стал отличный танцовщик Геннадий Янин, дающий урок сестрам Золушки.

Помимо одушевленных лиц на сцене есть и другие – например, три черных шкафа, в которых умещается жизнь в доме мачехи и откуда выпархивают персонажи сюиты времен года, одаривающих Золушку необходимой для бала экипировкой. Кроме того, шикарная белая лестница а ля Голливуд -- главный персонаж  бала, на котором героиня стала воплощением американской мечты. Оранжевые тыквы – большие и малые, черные циферблаты и черные, дружественные героине вороны, которые манипулировали этими предметами и эффектно смотрелись на белых ступенях. Словом, Ханс Дитер Шааль сделал все, чтобы глаз, разглядывающий функционально корректную сценографию, не очень скучал. А режиссер Олег Борисов – все, чтобы зрелище одновременно было засчитано и за драматический спектакль, из которого зритель уносил в памяти двух самых харизматичных Золушек XX-го века – Марлен Дитрих как Голубого ангела и Марию Каллас как манерную примадонну – они встретились принцу в поисках героини затем, чтобы он примерил на них туфельку, оставленную на белой лестнице. Еще запоминается последний ход спектакля – заползающий в лунных шар Прокофьев в желтых брюках, сделавший свое дело.

Не запоминается только танец. Во-первых, его мало – все больше пантомима, и начинается он, по большому счету, лишь во втором действии (в первом есть сюита времен года, где прием – вылезающие из шкафа персонажи – интереснее танца). Во-вторых, он  весь состоит из общих мест: даже адажио Золушки и Принца  остается в памяти не благодаря хореографии, а благодаря сочетанию сценографии, света и гениальной музыки. Танец Сергея Филина (Принц) живой, танец Светланы Захаровой (Золушка), как всегда, очень красив. Жаль только, что танцевать нечего. А если еще на грозную тему часов катать по полу тыкву, внутри которой спрятан циферблат, то выходит не только несерьезно, но и не страшно.

Фото - Дамиры Юсуповой с официального сайта Большого театра.

См. также

Сергей Филин. Золушка - это черная коробка, изображающая космос на фоне звезд;

На сцену Большого возвращается "Золушка".

Борисова Марина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).