Первый канал демонстрирует сериал «Семь жен одного холостяка» ("Феникс-фильм"). Известный писатель и кинодраматург Владимир Гоник и народный артист России актер и режиссер Сергей Никоненко обвинили создателей сериала в плагиатe. Двадцать лет назад по сценарию Владимира Гоника Сергей Никоненко снял фильм «Семьянин» и сыграл в нем главную роль.
Елена Савина: Владимир Семенович, какие есть основания для обвинений?
Владимир Гоник: Незадолго до 8 Марта мне стали звонить мои кинематографические и не только кинематографические знакомые с одним вопросом: «Ты что, из своего «Семьянина» сделал римейк-сериал? На Первом канале идут анонсы, и если бы были анонсы «Семьянина», они были бы именно такими». Я говорю: «Ничего не знаю об этом», но 8-го марта смог сам увидеть анонсы и понял, что сюжет сериала, который начали показывать на первом канале, - это, действительно, сюжет моего фильма «Семьянин».
Надо сказать, у фильма «Семьянин» невероятная судьба. Сценарий я написал в 1990-м году и представил его на конкурс, который тогда проводили Госкино и Союз кинематографистов, Всесоюзный конкурс на лучший сценарий комедийного фильма. Мой сценарий оказался в числе победителей, я получил премию и уже через неделю мне предложили его поставить.
Предложения исходили от «Мосфильма», «Ленфильма», и от других студий, в том числе и от белорусской студии «Беларусь-фильм». И если центральные студии, «Ленфильм» и «Мосфильм», предполагали запуск в производство через полгода или на следующий год, то «Беларусь-фильм» предложил сразу договор и запуск в производство.
В России лучше синица в руке, чем журавль в небе. Я решил запуститься на «Беларусь-фильме», тем более что съемки предполагались на студии им. Горького в Москве, с московскими и питерскими актерами. Мы сделали картину, в которой снимались звезды первой величины: Сергей Никоненко, Любовь Полищук, Анна Самохина, Екатерина Воронина. Одну из последних своих ролей там сыграл Борис Новиков. Но так получилось, что директор съемочной группы вошел в сговор с какими-то проходимцами, и еще до выхода картины продал ее куда-то налево. Ночью на студию заехали люди, вывезли исходные материалы, картину выпустили невероятным по тем временам тиражом в 300 копий. Около 170 копий успели напечатать, остальные мне удалось блокировать на кинокопировальных фабриках. Фильм вышел в прокат по всему СНГ, в странах Балтии, в дальнем Зарубежье, его пиратским образом показали все региональные, местные телеканалы, он продавался в подземных переходах, в ларьках и на ярмарках.
Прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по факту нарушения авторских прав, довела его до суда. От реальной отсидки преступников спасла амнистия, на юридическом языке это называется по нереабилитирующим обстоятельствам. Тверской районный суд города Москвы вынес решение о том, что этот фильм можно показывать только с разрешения автора, то есть с моего разрешения.
Двадцать лет назад, во времена моего пребывания в Голливуде, шли переговоры о римейке фильма «Семьянин» в Америке. Тогда сценарий «Семьянин» (The familyman) был зарегистрирован в очень влиятельной гильдии американских сценаристов, у меня имеется официальное регистрационное удостоверении, там сказано все права защищены».
Кстати сказать, совсем недавно, перед показом «Семи жен...» одна солидная кинокомпания предложила мне создать сериал «Семьянин». Ни они, ни я не предполагали, что какой-то вор перейдет дорогу. Интересно, за чей счет пойдут убытки и ущерб?
Увидев анонсы сериала «Семь жен одного холостяка», я понял - это мой фильм «Семьянин» в искаженном виде с другими актерами, В журналах, анонсирующих сериал, я прочитал пересказ моего сценария. До последнего дня я надеялся, что это какое-то недоразумение, но когда посмотрел три серии, возмущение окрепло. Не понимаю, как можно было так беззастенчиво, грязно, цинично и откровенно передрать чужую работу. Ведь украден не только сюжет, но и эпизоды, и реплики, и диалоги, то и дело всплывают отдельные фразы «Семьянина», естественно, в исполнении других актеров. Даже изобразительная сторона сериала соответствует стилистике «Семьянина»: церквушки, русская провинция, старинные здания и так далее.
Елена Савина: Но переделали-то ваш фильм хотя бы умело?
Владимир Гоник: Замысел они, конечно, опошлили в силу природной бездарности и полной творческой несостоятельности. Наш герой – шофер-дальнобойщик Василий Колыванов. Он в дороге целый день, но ночует всегда дома, потому что в разных городах у него нормальная, полноценная семья. Он - благородный человек и считает, что в мире слишком много одиноких женщин. Его задача, как мужчины, сделать женщин счастливыми. Если бы он оказался просто ходоком и бабником, - это было бы банально, это тысячу раз видели, но у нас — совершенно другой, невероятный образ. Новый напарник нашего героя действительно ходок, который хочет «подвезти» каждую девушку, крутит дорожные романы, а Колыванов все время пытается его остановить. Он сам рвется на куски, трудится не покладая рук, старается изо всех сил, в каждой семье он настоящий муж и отец, он Робин Гуд, в этом новизна характера. В сериале же главный герой - просто бабник.
Создатели «Семи жен одного холостяка» решили, что наш фильм можно использовать в качестве материала для сериала, и им нужно было чем-то наполнять метраж. В результате получилась беспомощная картина, сюжет провисает, драматургия отсутствует. Работа авторов сериала не имеет никакого отношения к сценарной профессии, никакого отношения к режиссуре, все сделано примитивно, убого, бездарно, Наверное, создатели этого сериала пытались как-то уйти от сценария «Семьянина», но дара для этого у них просто нет, и они ограничились бессмысленными заменами деталей. Скажем, наши героини едут на мотоцикле, а у них на автобусе, наших героинь зовут Лиза и Вера, а у них Арина и Кира, моего героя зовут Василий Колыванов, а у них Геннадий Вершинин. У нас одна из жен героя - инспектор ГАИ, женщина-командир, а в сериале она - начальник ЖЭКа. В нашем фильме, когда Василий принимает душ, он по ошибке называет эту жену чужим именем. Сначала она хочет застрелить своего любимого из табельного оружия, но потом берет себя в руки, отпускает его в дорогу, начинает тайно его сопровождать, знакомится с остальными женами.
В сериале происходит абсолютно то же самое. Нашу историю растянули на несколько серий, но сделали это неумело, актерам нечего играть, персонаж Арина бессмысленно и бесцельно с пустым лицом слоняется в пространстве, что, видимо, означает душевную муку. Они просто бездарно натягивают метраж, топчутся вокруг сюжета. Чем дальше, тем больше я в этом убеждаюсь.
Е.С.: А что это такое с точки зрения закона?
В.Г.: Вечером после первой серии мне позвонил растерянный и убитый Сергей Петрович Никоненко, сказал, что сериал - плагиат в химически чистом виде. Он, так же, как и я, возмущен. Нам трудно представить, что люди откровенно задаются целью украсть, это в общем-то банальная кража со взломом. Я специально заглянул в Уголовный кодекс, в котором есть 146-я статья – Нарушение авторских и смежных прав. Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, причем речь идет об особо крупных размерах нарушения, то есть статья 146, часть 3. Это нарушение, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой в особо крупных размерах. Слудили сериал на «Феникс-фильме», генеральный директор Елена Метлихина, режиссер фильма Александр Карпиловский. По данной статье предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей, и это только штрафные санкции.
Е.С.: Вы знаете, кто авторы сценария сериала?
В.Г.: По титрам и публикациям сценаристами являются Алла Гусева и Марина Шихалеева, хотя я не могу их назвать сценаристами, профессией они не владеют. Но меня занимает вопрос: создание этого сериала - их личная инициатива или их просто наняли? Кто они такие, я не знаю, но по качеству продукции вижу, что к профессии они отношения не имеют. Хочется понять, авторов сценария пригласило руководство этой компании и предложило переделать наш фильм в сериал, или авторы сами принесли материал, о котором «Феникс-фильм» не имел представления, или, может быть, сериал заказал сам канал? Меня занимает вопрос: как это произошло? Кто кого обманул?
Е.С.: Вы куда-нибудь обратились с этими вопросами?
В.Г.: Я позвонил в Российское авторское общество, с которым сотрудничал много лет. Раньше я всегда знал - есть организация, которая защитит авторские права, государственная организация, которая всегда стремилась защитить права автора. Сейчас она в этом качестве не работает. Раньше с пользователя собирали авторские отчисления, брали себе какой-то процент за посреднические услуги и перечисляли деньги правообладателю. В советское время они этим занимались, но, когда возникала конфликтная ситуация, они защищали права автора. Сейчас все пытаются собирать авторские отчисления, при этом не защищая авторских прав.
Е.С.: Вы пытались связаться с Первым каналом?
В.Г.: Да, я позвонил в юридическую дирекцию Первого канала. Надо сказать, что с Первым каналом несколько лет назад, в начале 2000-х годов, мы уже вели судебную тяжбу из-за того, что они продемонстрировали фильм «Семьянин» без разрешения. На тот момент у меня уже было судебное решение Тверского суда города Москвы о том, что показ фильма может быть осуществлен только с письменного разрешения автора. Кроме того, курьер привез на Первый канал официальное письмо на бланке Союза кинематографистов о том, что показ фильма «Семьянин» может быть осуществлен только с письменного согласия автора и, во избежание конфликтной ситуации, необходимо связаться с правообладателем. У меня до сих пор есть это письмо с отметкой о получении, которое я продублировал звонком, но в ответ мне просто нахамили.
Е.С.: Как тогда состоялся показ фильма «Семьянин»?
В.Г.: Тогда фильм показали, предварив его двухнедельным анонсом, который смонтировали из самых ударных эпизодов фильма для привлечения рекламодателей, хотели разместить как можно больше рекламы. Тогда не было законодательных ограничений на рекламу и получилось, что в фильме, который идет один час и 15 минут, размещено 56 рекламных роликов, получился показ рекламы с перерывами на фильм. Я думаю, если бы они отказались от показа, рекламодатели предъявили бы им огромные неустойки, поэтому было проще наплевать на авторские права. По самым скромным подсчетам, а я нашел на сайте канала все расценки, все прайс-листы, по самым заниженным, самым низким расценкам, они заработали около 2 миллионов долларов. При такой норме прибыли остановить нарушения невозможно.
Е.С.: Какие Вы принимали меры?
В.Г.: Должен сказать, я не был настроен кровожадно, я готов был к сотрудничеству и переговорам. После откровенного хамства мне пришлось принимать меры и я подал в суд. В Останкинском суде судья Илларионова фактически играла роль юриста Первого канала. Это было настолько вопиюще и неправдоподобно, что поверить в это невозможно. Судья говорила секретарю, который вел протокол, что писать и чего не писать, запретила присутствующим вести диктофонную запись, заявив, что в противном случае прекратит заседание и оштрафует меня. Решение Останкинского суда, согласно которому нам отказали, я обжаловал, Коллегия городского суда отменила решение первой инстанции. Мы выиграли это дело, канал выплатил штрафные санкции.
Спустя год газета «МК» сообщила о лишении Илларионовой звания федерального судьи, позже пришло сообщение об уголовном наказании в виде лишения свободы условно.
Е.С.: Как сложились Ваши отношения с Первым каналом?
В.Г.: Не знаю, оценил ли Первый канал мое поведение впоследствии, потому что ни одному средству массовой информации, ни одному телеканалу, ни одной газете я эту историю ни разу не комментировал. Разные издания обращались ко мне за интервью, но я ни разу не упрекнул канал ни одним словом. Я считал, они стали жертвой, так же как и я. Их подставили, их вина была в том, что они элементарно не проверили, кому принадлежат права, и выступили в роли торговца краденным. Тем не менее, я вел себя очень сдержано, каких-либо публичных комментариев на эту тему не давал. К Первому каналу я всегда относился с должным уважением, считал, что они делают хорошую продукцию, но не знаю, оценили ли они мою сдержанность.
Е.С.: Вы пытались связаться с каналом сейчас?
В.Г.: В связи с ситуацией вокруг сериала я позвонил в юридическую дирекцию канала, изложил суть вопроса, и мне сказали, что «сегодня, в крайнем случае, завтра» во всем разберутся и сообщат о результатах. Уже прошли и «сегодня», и «завтра», и еще много дней, никто ничего не сообщил.
Е.С.: А с производителями сериала Вы пытались связаться?
В.Г.: В день, когда вышла первая серия, я позвонил на «Феникс-фильм». Естественно, попал на секретаря, представился, изложил, по какому вопросу звоню. Ни один человек, ни генеральный директор, ни редакторы, ни юристы, никто не захотел со мной беседовать. Я хотел все-таки выяснить, каким образом такое происходит. Знали ли они о том, что они делают, или не знали. А на следующий день все контактные телефоны «Феникс-фильма» были отключены.
В одном из интервью режиссер сериала на вопрос о плагиате заявил, что фильм «Семьянин» не видел, сценария не читал, якобы ему дали готовый сценарий сериала, и он его снял. Поверить в это невозможно. Наш фильм просто проштудировали, в интервью автора сценария Гусевой есть ссылка на кропотливую работу с режиссером.
Я заехал в Союз кинематографистов для того, чтобы переговорить с юристами, и все, кто меня встречал, задавали один и тот же вопрос: «Ты, что, сделал из своего фильма телесериал»? «Нет», - говорю. «А как же, что это такое, они купили у тебя права?» - «Тоже нет». Все столбенеют и не понимают, как можно настолько откровенно, настолько беззастенчиво воровать. Эта грязная история демонстрирует только одно - мы все не защищены. Авторское законодательство не работает.
Е.С.: Охарактеризуйте положение с авторским правом подробнее.
В.Г.: Если вы попросите меня охарактеризовал одним словом то, что происходит сейчас в нашей стране, я скажу слово «произвол». Президент Дмитрий Медведев нас все время призывает к тому, чтобы мы создавали правовое государство, рекомендует гражданам обращаться в суды, но правосудия, как системы, нет. Решения судов, я могу на многих-многих примерах это доказать, - это абсолютно не правосудные решения. Сейчас, пользуясь возможностью, хочу обратиться к президенту, делаю заявление о том, что авторское законодательство не работает. Люди не могут защитить свою интеллектуальную собственность.
Да, количество исков и обращений по авторскому праву сократилось в десятки раз. Но причина этого видимого «улучшения» не в том, что авторские права стали меньше нарушать и лучше защищать, а в том, что ввели государственную пошлину, которую должен выплачивать правообладатель, в зависимости от суммы иска. Во времена советской власти по авторскому праву при подаче иска государственную пошлину не требовали. Теперь же авторов, пытающихся отстоять свои права, практически обезоружили. Проблема закрыта. Если раньше люди обращались в суд, то сейчас их отсекли от судов, потому что у авторов нет денег, чтобы заплатить пошлину.
Е.С.: Почему возникла подобная ситуация?
В.Г.: Почему мудрецы-законодатели приняли такое решение? А потому, что законы принимаются при лоббировании крупных вещателей. Различные крупные организации лоббируют принятие законов в нужной для них ориентации. Сейчас, кого ни возьми, - одного надули, другого надули, но люди не могут подать в суд, у них нет денег на госпошлину. Наивно думать, что можно в таких условиях превратить страну в правовое государство. Весь мир убежден, что Россия – пиратская страна, что здесь рай для нарушителей авторского права. Нас все время обвиняют, что на этом рынке по разным сведениям из разных источников, за счет пиратства болтается 3 миллиарда долларов в год, и это данные, которые касались России еще до наступления финансового кризиса. Что происходит сейчас, я не знаю, но при таких суммах, представляете, какие идут откаты? Какие космические суммы выделяются на лоббирование интересов?
Е.С.: Но ведь есть структуры, защищающие права автора?
В.Г.: Я как-то позвонил в антипиратскую ассоциацию, попытался изложить свои претензии, но вдруг заметил, что человек, с которым мы были знакомы, начал уклоняться от разговора, а потом стал просто меня избегать. Ведь что такое антипиратская ассоциация? Ее создали ведущие телеканалы и американские фирмы, которые полностью узурпировали весь российский рынок кинопроката. Прокат фильмов полностью в руках американцев, и поэтому демонстрируются американские фильмы, а наши где-то на задворках. Учредителями антипиратской ассоциации являются ведущие телекомпании плюс американские фирмы. Они сомкнули ряды для борьбы с мелкими пиратами, потому что региональные прокатные организации используют продукцию крупных компаний, не платя. Таким образом, получается, что эта ассоциация была создана для борьбы крупных пиратов с мелкими пиратами. Заниматься мною они, разумеется, не захотели.
Е.С.: Что Вы будете делать дальше?
В.Г.: Мы переговорили с юристами. Средства массовой информации уже проявили интерес к происходящему. Мы обратимся к руководству департамента экономической безопасности МВД России с просьбой возбудить уголовное дело. Мы надеемся на защиту государства, надеемся на подтверждение тех деклараций, которые выдаются руководством страны. Надо превращаться в правовое государство. А иначе, что, джунгли?
Е.С.: Какую роль в этой истории играет Первый канал?
В.Г.: Мне самому интересно, какую роль играет Первый канал, сидим ли мы с ним в одной лодке и он такая же жертва, как авторы фильма «Семьянин». То ли канал надули проходимцы и жулики, то ли он в этом участвует, является заказчиком? Они пообещали мне разобраться, пообещали, что поднимут контракты, изучат юридические гарантии. Может быть, они добросовестные приобретатели, которые не подозревали, что им втюхивают, и тогда они такая же жертва, как и мы.
Я снова повторяю, что если бы я имел возможность, я бы обратился к первому лицу государства, который является гарантом Закона. Как случилось, что было принято авторское право, которое отсекло авторов от возможностей подать в суд? Посмотрим, если государство захочет, оно может принять меры. Была бы воля.
Е.С.: Вы не опасаетесь, что Первый канал в дальнейшем не захочет с вами работать?
В.Г.: Нет, не опасаюсь. Различные телеканалы и периодические издания часто обращаются ко мне за интервью, за комментариями, за консультациями, предлагают участие в программах. По ряду вопросов мои исследования являются достоверной, эксклюзивной информацией, которую нигде больше не получишь. Обычно я отказываюсь, но иногда, изредка, соглашаюсь.
Я - автор известных книг и кинофильмов, на роман «Преисподняя» получил десятки предложений по экранизации, в том числе, от режиссера Владимира Бортко и многих других. Недавно я издал трехтомник «Чудо в перьях», это веселая книга для детей от пяти до ста лет и старше, смешное чтение для всей семьи. В трех книгах восемьсот страниц, можно снять большой комедийный сериал для семейного просмотра.
Если Первый канал не захочет иметь дела со мной, как с автором, у них есть конкуренты, если я создам хорошие оригинальные сценарии, или произведения, которые можно экранизировать, то найду себе применение, а канал лишится качественного материала и ограничит свои возможности.
Недавно я закончил новый роман, который создавал в течение многих лет, в основе — реальная история, произошедшая в 1983-м году, когда советская ПВО сбила над Сахалином корейский Боинг, очень темная, очень запутанная история. В течение 20 лет я занимался ее расследованием в разных странах, поднял закрытые материалы, провел тщательное расследование, встретился с участниками событий. Роман написан с точки зрения военного психолога, это уникальный материал, в том числе и о войне. Я исследую психофизиологический феномен Сталина и других политических деятелей. В романе содержатся подробные сведения о тайных операциях во время Второй мировой войны, о секретном сотрудничестве союзников, о чем никто нигде не сообщал, материал еще не вышел из архивов. Я работал с точным прицелом на кино.
Если тот же Первый канал отказывается со мной работать, то он, в первую очередь, лишает себя качественного материала, потому что, так или иначе, я найду кого-то, кто возьмется за работу. Если кто-то не захочет со мной работать, - ради Бога, это их выбор. Кто проиграет? Если я создаю что-то, я за это отвечаю, я гарантирую качество.
Думаю, эта история привлечет внимание тех, кто заинтересован в изменении правового климата в стране, кто заинтересован в том, чтобы мы становились цивилизованной страной. Тут ведь не только уязвлено мое авторское самолюбие. В конце концов, нужно принимать какие-то меры, чтобы создать правовую страну.
Если не будет никакой официальной реакции, то надо создавать общественное мнение и, разумеется, надо добиваться возбуждения уголовного дела, потому что, если будет возбуждено уголовное дело, то вскроются тайные пружины этой истории.
Две героини «Семьянина», две актрисы нашего фильма, Любовь Полищук и Аня Самохина, уже ушли из жизни и ради их памяти надо, чтобы справедливость восторжествовала. Нельзя, что бы неизвестно кто делал неизвестно что, и ему это сошло с рук. «Феникс-фильм» произвел контрафактную продукцию и мы подумываем обратиться в антимонопольную службу. Существует такое понятие, как недобросовестный производитель. Компания, которая производит нечестным образом контрафактную продукцию, нарушающая правила и законы, подлежит ликвидации. Я считаю, что компания, которая заведомо идет на такой подлог, не имеет права на существование.