будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино
Июль 12, 2025
Культура

«Сердце Пармы» — русский «Властелин колец» (какой есть)

«Сердце Пармы» — русский «Властелин колец» (какой есть)
1920x_1.jpeg

В российском многострадальном кинопрокате третью неделю барахтается серьезная отечественная премьера в жанре «дорого-богато» — «Сердце Пармы». По одноименному роману «нашего Толкиена» Алексея Иванова, от режиссера Антона Мегердичева («Движение вверх», например). Кинообозреватель Полит.ру Кирилл Сафронов сетует на то, что при заявленной антиколониальной повестке посыл получился вполне себе колониальным, но признает: кино при этом добротное.

Так уж сложилось, что в сентябре этого года вышел первый сезон сериала «Властелин колец: кольца власти». В нем речь идет о временах, которые были задолго до самого «Властелина колец» (и «Хоббита», естественно, тоже). Сериал этот вызвал много ехидных улыбок от неполиткорректной части населения нашей планеты (например, из-за темнокожих эльфов), но вспомнил я о нем не для того, чтобы глумиться. Просто «Властелин колец» — великий пример сказочного фильма с целой вселенной: народами, языками, картами. В отечественном кинематографе ничего подобного не было. А теперь есть. Ну, попытка есть — создать что-то в эту сторону. И, честно скажу, попытка в принципе неплохая. Но с парочкой оговорок. 

Парма — это не итальянская футбольная команда. Точнее, она тоже, но не в нашем случае. Парма — это плюс-минус нынешний Пермский край, к западу от Уральских гор. Время действия — вторая половина XV века. У русского князя есть маленький сын, судьба которого переплетается с судьбой девочки-пермячки. Девочка непростая, она иногда в рысь превращается и куриные сердца сырыми ест, но это у нее работа просто такая (ламия, по-нашему ведьма), вообще она добрая. А князя вот гордыня мучает. Задумал он «золотую бабу» стащить у язычников. На кой она ему сдалась, не очень понятно. Стефан Пермский, конечно, всех их уже лет 70 как крестил, но они отчего-то «золотой бабе» молятся. Но не религия князя волнует, скорее алчность. Бабу он стащил, но язычники пришли и всех поубивали. Чудом удалось спастись только воеводе князя, который буквально на руках унес из пекла подожженной противником церкви княжича с его загадочной подружкой. И всё это дело происходит под «Грешный человече» Старостина. Красиво. Саундтрек вообще прекрасный, «Глубоко» еще есть авторства уж упомянутого фолк-гения.    

Дальше — любовный четырехугольник. Подросший князь Михаил (Александр Кузнецов), загадочная и часто голенькая красавица Тиче (Елена Ербакова), предводитель язычников Асыка (Мамаду Мамадаков) и московиты. Они представлены крестителем Ионой (Евгений Миронов), воеводой князя Ивана III (Виталий Кищенко), его солдатами в красном обмундировании (как в комедии «Иван Васильевич меняет профессию») и, собственно говоря, Великим князем Московским Иваном III (Фёдор Бондарчук). Последний появляется ненадолго, ближе к концу фильма. И страшные вещи говорит. Что Русь будет единой, что все народы надо перемешать, что особая у Руси миссия — Рим-то продажный и Константинополь гадский пали. Одна Москва осталась за всех порядок наводить. И взгляд такой добрый-добрый. Даже озираешься по сторонам: можно ли осенью 2022 года такую крамолу публично смотреть-то? Явно же с издевкой авторы этот спич пустили, главный герой-то в этот момент бородой порос в темнице, на цепи сидит с обезумевшим взглядом. Видимо, можно. Фильм уже 5 миллионов долларов в прокате собрал. При бюджете 714 350 100 р. Долго думал, сколько это в долларах: ну, чуть больше 10 миллионов получается, да?

В общем, нормально всё. И эльфы есть, и гномы. Я не шучу: там разные княжества так художественно сделаны — светловолосые, рыжебородые, вот это всё. И даже коми язык иногда проскальзывает. А то, что на нем говорят ребята-головорезы, которые христианские сердца сырыми едят, — ну, вот так вот. Как получилось. Авторы фильма, видимо, правда старались что-то антиколониальное замутить. Про сильный регион, власть на местах, отдельную культуру, язык. Но получилось все-таки про то, что московиты самые сильные — придется играть по их правилам. Главный герой попытался с ними сразиться, но не вышло. Как в том анекдоте: «ну не шмогла я, не шмогла». Что ж. Спасибо за попытку. Может, в следующей части получится?

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).