будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 19, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Серьезные глупости

Серьезные глупости
kirill_kobrin_98

«Только между теми, которые в одинаковом зле
и которые поэтому находятся в одном адском обществе,
есть общее сходство, вследствие которого, как бы от общего источника,
все лица этого общества кажутся несколько схожими»
Эмануэль Сведенборг «О небесах, о мире духов и об аде» (пер. А.Н.Аксакова)

Человеческая глупость, будучи опасной и смешной разом, еще и поучительна. Главное – понять, о чем эта глупость, не промахнуться, не счесть бред за буффонаду, а манифестацию напыщенного слабоумия за strong opinion. Примеров тому множество; никто, даже самый тонкий, артистичный, мыслящий, элегантный, талантливый, не застрахован от прилюдного произнесения глупости; наша задача – не надрывать животики и не тыкать пальцем в опростоволосившуюся персону, а попытаться понять истоки и смысл сказанной чуши. Ведь она, чушь, имеет отношение ко всем нам, она не с Марса прилетела, она выпестована нами самими – даже теми, кто, казалось бы, не имеет к ней никакого отношения. Достоевский вздор о народе-богоносце, набоковские кривляния по поводу философии и религии, честертоновская любовь к лысому дуче, лотмановская синергетическая загогулина, борхесовские шашни с мрачными генералами, расистский бред Бродского, да мало ли.

У каждой из этих прискорбных ситуаций свой контекст, своя персональная история, теснейшим образом связанная с цайтгайстом, с историко-культурным сюжетом, с тем, как думали (и поступали) тысячи, десятки тысяч (если не сотни или даже миллионы) в то самое время. Скажем, фоном к профашистским симпатиям искреннейшего, честнейшего автора «Человека, который был Четвергом» станет история интеллигентского социалистического движения в Британии, фабианские разговорчики, страдания английских католиков, заветы прерафаэлитов и многое другое. Странный обед слепого аргентинского литератора с чилийским убийцей объясняется событиями за тридцать лет до того, словами «Перон», «антисемитизм» и «хустисилианский социализм». Что же до Бродского и его позорных эссе о Стамбуле и писательских посиделках в Бразилии, то здесь не обойтись без отсылок к нравам ленинградских стиляг, а также – к политическим, религиозным и расовым установкам советских эмигрантов третьей волны.

В последние несколько месяцев всемирная сокровищница глупостей пополнилась несколькими примечательными образцами. Энн Эпплбаум – известная журналистка, бывший главный редактор британского “Spectator”, политический колумнист всех мыслимых солидных газет, специалист по СССР и постсоветскому пространству, лауреат Пулитцеровской премии, автор книги “Gulag: A History” – напечатала в “Washington Post” статью, в которой, как ей представляется, сделала удивительное открытие: оказывается, чем выше мировые цены на нефть, тем махровее внутренняя и внешняя политика русских. То есть, Кремля. То есть, и советского, и постсоветского Кремля, «Кремля» как символа вечного зловещего Третьего Рима. Я не буду указывать здесь на то, что идея сия была высказана давно – и не только в отношении СССР и постсоветской России; обращу внимание просвещенного читателя на несколько иную, казалось бы, частную вещь. Статья Энн Эпплбаум называется «Свобода в России бессильна, когда растут цены на нефть». Позволю себе процитировать один отрывок.

Речь идет о последнем кремлевском «закручивании гаек»: приговоре Ходорковскому и так далее. «Почему так изменился тон у российской власти? Почему именно сейчас?», - задается Эпплбаум вопросом и предлагает нехитрый ответ: «Нефть стоит уже больше 90 долларов за баррель». Автор продолжает: «И если это действительно главная причина, то ничего нового здесь нет. На самом деле, если проследить взлеты и падения советских и российских реформ во внутренней и внешней политике за последние 40 лет, то этот график будет удивительным образом соответствовать графику цен на нефть на мировом рынке. … В 1970-х нефтяные цены значительно выросли – вместе с ростом сопротивления реформам в Советском Союзе. Предыдущее десятилетие (когда нефть стоила от 2 до 3 долларов за баррель, не считая инфляции) было временем движения и эксперимента. Но после того, как ОПЕК подстегнула цены в 70-е и доходы от ее продажи выросли, СССР вступил в период внутренней стагнации и внешней агрессии. Советский лидер Брежнев инвестировал все больше денег в вооружение, отменил внутренние реформы и в 1979 году (когда нефть стоила 25 долларов за баррель) вторгся в Афганистан». Уффф… Что это? Внезапное помутнение сознания человека, который сделал громкую карьеру на советологии и изучении загадочной русской души? Забывчивость? Небрежность?

Как-то неудобно напоминать Эпплбаум, что 1970-е годы были временем «разрядки» в советской внешней политике, указывать на договоры о сокращении стратегических вооружений, на «Союз-Аполлон», на встречи Брежнева с Никсоном и Картером, на Хельсинкские соглашения, в конце концов. На то, что внутренние реформы были свернуты еще в конце шестидесятых, что ставка на продажу природных ресурсов была сделана только к середине семидесятых, что закручивание гаек во внутренней – и особенно внешней – политике СССР началось как раз под рубеж семидесятых-восьмидесятых, и так далее, и тому подобное. Вряд ли перед нами простое незнание материала, доступного каждому школьнику. Нет, это совсем другое – полное равнодушие к так называемым «историческим фактам», когда речь идет о сомнительной концепции, призванной  объяснить все и вся – от неудачи косыгинских реформ до второго дела ЮКОСа.

Эта глупость написана для того, чтобы продемонстрировать: ничего в этой России не меняется, все навечно замуровано в один и тот же цикл «оттепель-заморозка», причем чем дороже топливо, тем холоднее в бессмертном, как Кащей, русском ГУЛАГе. Все похожи друг на друга, собственно, являясь одним и тем же человеком: Хрущев есть Ельцин, Сталин есть Путин, все они, на самом деле, цари, московские старцы, правители империи мороза, кнута и водки -- а теперь еще и нефтегаза. Точка.

В этой истории меня занимает не «ориентализация» (в саидовском смысле) России, а способ обращения с историческими фактами -- причем не какими-нибудь там экзотическими, тайными или малоизвестными. С другой стороны, идеологическая брага, которой вспаивают благодарное население российские медиа, настояна на тех же дрожжах. Дело не в элементарном незнании событий прошлого – их сейчас очень сложно не знать, когда, слава Богу, существуют благословенные Амазон, Озон, Гугл и прочие спасители человечества, не говоря уже о не умерших пока библиотеках и книготорговле, – дело в полном равнодушии к прошлому и, я бы даже сказал, в тотальном неуважении к нему. Казалось бы: мир просто помешался на «истории»: книги, фильмы, компьютерные игры (однажды я провел со знакомым юным физиком поучительный час, обсуждая оружие и тактические приемы древних даков; когда же я поинтересовался, в чем причина столь странного внимания к одному из сотни-другой античных племен, оказалось, что есть такая игра, «Даки».

А я-то, наивный, грешил на старый советский румынский костюмированный фильм…), однако на  деле акции «истории» упали низко, как никогда раньше. Собственно, сознание современного человека отказывается принять разницу между собой и людьми прошлого, ему кажется, что он и они – одно, что нет дистанции между офисной крысой 21 века и средневековым крестьянином, что нынешний способ мышления существовал всегда. Триста спартанцев – это американские «морские котики» времен войны в Ираке, А.Д. Меншиков – олигарх типа того же несчастного Ходорковского, а византийскую империю сгубили диссиденты, протомасоны и либералы-западники.

Если так рассуждать, то Марк Твен – действительно несомненный расист, а нехорошее слово на букву «н» следует убрать из «Гекльберри Финна». Нашумевшая в последние пару недель история с посмертной цензурой знаменитого сочинения -- по сути, не о «крайностях политкорректности», как любят порассуждать скрытые расисты из тех, кто всегда готов высказать свое мнение о наплыве эмигрантов в страну, где они сами не родились. История со словом на букву «н» о другом. Она о том, как – из лучших, конечно же, побуждений – человеку XIX  века приписывают тип сознания, характерный для человека XXI-го. О том, как вместо того, чтобы объяснить школьникам разницу между американским обществом позапрошлого столетия и нынешнего, между эпохой рабства и началом аболиционизма и временем президентства Барака Обамы, жульнически хотят вписать старого писателя в контекст нынешнего времени, превратить умного, веселого, тонкого автора, чуть ли не первого настоящего американского писателя в поставщика безопасного благонамеренного чтива для школ штата Алабама. Задача историзма – показать дистанцию между настоящим и прошлым, сфокусироваться на различии, не раздавая направо и налево сегодняшних оценок позавчерашним событиям, проанализировать механизм формирования и функционирования ценностей отдаленных (и не очень) исторических эпох. И только после работы «различения» можно приниматься за робкие попытки поиска общего у них и у нас.

Если же все время было одно и то же, если разница только в костюмах, способах истребления себе подобных, диете и присутствии/отсутствии гигиены, то «мы» несомненно лучше и выше «их». Они – суеверные дикари, жестокие вонючки с редкими проблесками здравых мыслей. Мы – почти безупречные потребители девайсов/гаджетов, зубной пасты, поп-культуры и демократии – смотрим на них свысока, исправляем их фатальные заблуждения, приноравливаем их странную культурную продукцию к нуждам сегодняшнего дня. Мы, насмерть стоящие за всевозможные копирайты, частную собственность, свободу слова и проч., готовы ставить их имена на книги, которые они не сочиняли. Мертвые сраму не имут.

При том, что между циничным путинским пропагандистом и благонамеренным американским либералом зияет мировоззренческая бездна, ведут они себя примерно одинаково. Сегодняшний человек глубочайшим образом не уважает прошлое, считая его подготовительной работой к настоящему, своего рода гумусом, из которого выросли нынешние нехилые оранжереи. Его равнодушие к давно умершим людям так же сильно, как и культ предков во многих традиционных обществах. Вот эта интенсивность (пусть и противоположных чувств) объединяет нас с теми, кого в старые времена называли «дикарями».

См. также другие тексты автора:

  • Хроники прекрасных селений
  • Эскаписты (Путешественники: Случай третий)
  • Ностальгический модернист (Путешественники: случай второй)
  • Русский Сведенборг (Из цикла «Путешественники». Случай первый)
  • Особенности образа жизни и ценностей
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).