будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 10, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Шелкопряд

Шелкопряд
kirill_kobrin_98

«Тутовый шелкопряд — это единственное полностью одомашненное насекомое, не встречающееся в природе в диком состоянии»
Энциклопедия

«-- Воскресители. Работники Судного дня. - Я, разумеется, прекрасно знал, о чем он говорит, но притворился непонимающим, чтобы услышать дальнейшие секреты. - Это люди, которые грабят могилы умерших. Или вламываются в склеп, чтобы оттуда стянуть свою жертву. Дело это не для белоручек, мистер Франкенштейн.

-- Но ведь оно необходимо, сэр. Я в этом не сомневаюсь».

Этот диалог можно прочесть в (недавно вышедшем в русском переводе) романе Питера Акройда «Журнал Виктора Франкенштейна». Как явствует из названия, перед нами очередной этап тотальной акройдизации английской литературы (и жизни): неутомимый автор успел переписать и роман Диккенса «Крошка Доррит», и чосеровские «Кентерберийские рассказы», и поэму Иэна Синклера о мрачном архитекторе-сатанисте Хоксмуре, и жизнеописания полдюжины поэтов и художников, и даже скомпоновал завораживающую своей безбрежностью биографию целого города Лондона (а после Лондона – реки Темзы и всего острова Британия). Только что на прилавках британских магазинов появилась его книга об «английских» (!)  привидениях – так что и эту, достаточно нематериальную, территорию Акройд колонизовал. 

Этого истинного труженика занимает все, связанное с так называемыми «мрачными сторонами жизни»; его герои – визионеры, мистики, вольнодумцы, нарушители конвенций и, конечно же, книжники всех возможных оттенков черного. Вот это сочетание «книги» и «мрачности», «бумажного» и «черного» легло в основу «Дневника Виктора Франкенштейна». Акройд берет классическое сочинение Мэри Шелли и переписывает его, причем делает это невероятно бережно; даже повествователь остается тот же самый. Но в итоге история чудовища, сотворенного современным дерзким Прометеем, рассказанная Мэри Шелли, превращается в детективное и историко-литературное повествование, в котором сам Франкенштейн водит знакомство с Байроном, доктором Полидори, да и с супругами Шелли тоже. Однако самое главное другое: к магистральному сюжету западной культуры последних двух веков прибавляется еще один, ведущий свое происхождение уже из тридцатых годов прошлого столетия. На первый взгляд, «Дневник Виктора Франкенштейна» повествует о создании параноидально увлеченным медиком монстра; монстр этот потом вырывается на свободу и заваливает страницы книги трупами. Все, кажется, то же самое, что и у Мэри Шелли, но нет: на последних страницах акройдовского романа становится ясно, что наш Франкенштейн – просто жалкий безумец, который сочинил абсолютно все, включая свое творение. Не придумал он только одного – трупы; дело в том, что всех этих людей он же сам и убил. 

Дневник, повествующий об убийствах, написан самим убийцей; именно за такой восхитительный литературный трюк Агату Кристи изгнали из Международного Общества Детективных Писателей. У Кристи доктор Шеппард повествует о том, как прикончил Роджера Акройда (обратите внимание на странное совпадение фамилии писателя и жертвы!), но читатель не подозревает его самого -- до театрального разоблачения в финальной сцене романа. Медик Виктор Франкенштейн рассказывает о том, как из материи мертвой, из трупа, он создал живую – и о том, как эта новая живая материя уничтожала людей. В конце же выясняется, что весь дневник сочинен умалишенным Виктором Франкенштейном, содержащимся в Хокстонском приюте для неизлечимо душевнобольных, и прислан он издателю надзирателем оной Фредериком Ньюманом 15 ноября 1822 года. Читателя надули.

         Впрочем, быть может, и не один раз. Перелистнув последнюю страницу «Дневника Виктора Франкенштейна», наш простодушный современный читатель действительно решит, что обманут: увы, все оказалось значительно проще, чем он думал. Убийца – вовсе не монстр (а как хотелось бы!), а самый обычный свихнувшийся маньяк; вместо красивой сказки, диктующей нам моральную пропись о человеческой гордыне, – Бог знает что, чушь какая-то, Тарантино вместо Терминатора. Но постой, читатель. Погоди. Вчитайся в дату: 15.11.1822. «Франкенштейн» Мэри Шелли уже четыре года как опубликован. Понимаешь? Четыре года. Наш псих, скорее всего, никого не убивал вовсе, да и вообще, с чего мы взяли, что перед нами – человек по имени «Виктор Франкенштейн»? Что он имеет отношение к медицине, трупам, науке, созданию «нового человека»? Есть доказательства? Молчание… А ведь на самом деле все было вот как: некий впечатлительный юноша прочел книгу супруги известного лирического поэта и так возбудился, что сошел с ума. Оказавшись в психушке, он записал в тетрадь (благо, что человек грамотный, культурный, даже литературный) свою версию приключений Виктора Франкенштейна. На это, кстати говоря, намекает и само название романа Акройда: “The Casebook of Victor Frankenstein” – “casebook”, в частности, переводится на русский как «журнал для записи больных», «журнал для записи пациентов». В общем, сказка, рассказанная безумцем, полная шума и ярости и не имеющая никакого смысла. Хотя кое-какой смысл тут все-таки обнаруживается.

         Акройд демонстрирует нам, как «новейший Прометей», дерзновенный ученый, творец новой жизни превращается в сознании нынешнего человека в обычного пациента психушки. Сциентистская утопия кончилась – не ядерным взрывом, а жалким всхлипом идиота. Если в этой книге и есть мораль, то вот она. Фрейдист радостно согласится с таким выводом: конечно же, все-все-все – пациенты, даже божественный Зигмунд тоже пациент; ведь для того, чтобы стать аналитиком, нужно самому пройти психоанализ. В то время как Голливуд продолжает штамповать опусы про неотмирных ученых, угрожающих человечеству своими игрушками, Питер Акройд успокаивает читателя: никто никому не угрожает, все мы давно уже записаны в casebook; case наш не очень сложный, он банален: привычное безумие людей, объевшихся культурой.

         Безусловно, вывод этот не имеет широкой социальной импликации; он относится лишь к тем, кто принадлежит к той же группе, той же общности, что и сам автор. Собственно, их, то есть – нас, как раз и держат во вполне приятной психушке, как бы она ни называлась: университет, издательство, книжный магазин, коммьюнити в Facebook. Колония свихнувшихся, перекормленных книжных червей, ошалевших от обжорства culture-vultures под присмотром строгих, но доброжелательных надзирателей. Да-да, метафора верна – книжные червяки, перерабатывающие кору уже написанных книг в шелковые нити новых слов. Таков, собственно говоря, весь литературно-экзистенциальный проект Питера Акройда.

См. также другие тексты автора:

  • Великаны в стране гулливеров
  • Невзрачный оплот демократии
  • Спектакль в Богемии
  • Жемчужный промысел
  • «Женский вопрос» в сентябре
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).