будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Культура
Борисова Марина

Синхронное плавание

В рамках Моцартовского фестиваля в Концертном зале им. Чайковского выступил  один из лучших камерных оркестров мира – «Камерата Зальцбург».

Правда, без своего руководителя – английского дирижера сэра Роджера Норрингтона  (возглавляет оркестр с 1997-го) и в экстремальных условиях (из-за морозов музыканты прибыли прямо к концерту). Однако на качестве вечера эти обстоятельства не отразились. Без всякого напряжения оркестр и австрийский пианист Штефан Владар (дирижер и солист) показали европейский класс игры.

«Если вы не помните, в чем была женщина, значит, она была одета идеально» -- сказал
один знаменитый кутюрье. А заодно определил главное свойство фирменного европейского дизайна, проявляющегося во всех сферах жизни и искусства: деликатная неброскость. Если Моцарт выглядит «эффектно» – тут  что-то не так. А если непринужденно, словно приятный фон – значит, порядок. Никакого оскорбительного отношения здесь нет, просто это другая точка зрения на музыку. В Австрии она не только «великое наследие», а еще и часть повседневной среды, то есть вполне живое искусство: порой кажется, что Моцарту больше подходят не академические залы, а узкие старинные улицы, заполненные шумными туристами. «Камерата Зальцбург» соответствует  данному имиджу: это фирменный Моцарт со своей родной земли.

Выглядит это так: небольшой интернациональный коллектив, где много молодежи и обязательно есть музыканты из Азии, выходит на эстраду с видом, словно сейчас начнется обычное вечернее музицирования в своем кругу. Для австро-немецких широт Hauskonzert (домашний концерт) –  распространенный  вид релаксации, совмещающий два дивных процесса – производства и потребления искусства: одни играют, другие слушают в естественной жизненной среде. В программе, разумеется, Моцарт -- как эмблематичный (Фортепианный концерт № 21 и Симфония № 40), так и ископаемый (музыка к драме «Тамос, царь египетский»).

Дирижер как лидер отсутствует, равно как и солист – конкурент оркестру. Вместо них есть один музыкант, который берет на себя эти функции, оставаясь внутренне таким же, как и его коллеги. Более того: во время исполнения Концерта Штефан Владар сидит не боком к публике, а спиной – фасад  рояля параллелен первому ряду партера. В привычном для нас смысле дирижер себя не проявляет – то есть он не властвует, а тактично и по мере необходимости  помогает музыкантам стать одним организмом. Однако такое ощущение, что и этих усилий, напоминающих непроизвольные движения корпуса и пальцев согласно музыке, можно было бы избежать – все и так играют с естественным ощущением полной сопричастности. В результате в знакомой и даже заигранной музыке открываются неведомые и удивительно приятные вещи. Как-то: дивный баланс струнных и духовых (то есть когда слышно и тех, и других), мягкая пластичность интонации (когда переходы от инструмента к инструменту, от группы к группе обладают ювелирной пригнанностью), гибкость и свобода динамики (мгновенные переходы от пиано к форте), полное отсутствие агрессии (смысл -- не только высказаться, но и услышать другого) и естественная синхронность, как у стаи загадочных рыб в морских глубинах.

Словом, тонус вечера оказался в полном соответствии названию коллектива: «Камерата Зальцбург» играет в традициях европейского камерного исполнительства. Культура игра высока, но ненавязчива, а всякая деталь – что соло гобоя во второй части «Тамоса», что синкопы скрипок во второй части Симфонии  запоминаются не менее, чем иная оперная постановка в целом.

Выступление оркестра «Камерата Зальцбург» – не дежурный привет с родины Моцарта, а возможность настроить слух на другую волну. Кроме того, уловить происхождение знакомой музыки: оказалось, если Моцарта играть в подвижных  темпах, он лишится мелодраматического целлюлита и обнаружит почти танцевальную непринужденность там, где мы, задумавшись, бывало, пускали слезу.

Cм. также:

Марина Борисова. Милосердие для бедных.

Марина Борисова. Срочное прохождение дистанции.

Борисова Марина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).