будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Киношкола им. МакГаффина
Июль 8, 2025
Культура

Системный сбой

Системный сбой
lungin
Павел Лунгин.. Источник: Энциклопедия отечественного кино

В ноябре в Москве, в кафе-клубе «ПирО.Г.И. на Сретенке», открывается экспериментальный кинокампус имени МакГаффина. «Полит.ру» и «Киношкола им. МакГаффина» приглашают разобраться в кинохаосе, поговорить о кино с теми, кто его делает, познакомиться со всеми творческими кинопрофессиями, а также смотреть кино, знать о кино. Режиссер, сценарист Павел Лунгин отвечает на вопросы «Полит.ру».

Павел Семенович Лунгин родился в 1949 г. В 1980 г. окончил режиссерское отделение ВКСР (мастерская Г. Данелия, М. Львовского). В 2004 г. с единомышленниками организовал «Студию Павла Лунгина» по производству полнометражных художественных, телевизионных и документальных фильмов. Многократный лауреат кинофестивалей, в том числе дважды лауреат Каннского кинофестиваля («Такси-блюз» и «Свадьба»).

Кадр из фильма "Такси-блюз"

«Полит.ру»: Российское кино в кризисе – согласны ли вы с этим утверждением? Какие основные проблемы современного российского кино вы можете назвать? 

Павел Лунгин: Все понимают, что оно в кризисе. Наверное, это какой-то системный кризис, который касается не только кино, но и, например, российского футбола и прочего. Главная проблема российского кино – это кризис зрителя. Российское кино в кризисе, потому что у него нет российского зрителя, совсем. Грубо говоря, русские люди не хотят смотреть русские фильмы. Кроме, конечно, комедий, достаточно бесхитростных и глупых. Кино, которое говорит о жизни, разбирает жизнь, отражает эту жизнь, в чем и заключается функция кино – вот этого нет. Поэтому кино утыкается в некоторый тупик. Или ты делаешь фильмы, которые никому не нужны – художественные проекты, авторское кино - или просто мелодраму о любви, определенный жанр. Все говорят про пресловутую "Любовь-морковь". Есть лучше "Моркови", есть хуже, но все-таки это "морковки". В общем, в этом и есть наш кризис.

«Полит.ру»: Зритель смотрит плохое кино, а кинодеятели снимают некачественное кино, потому что его смотрит зритель. Как разорвать этот замкнутый круг?

П.Л.: Не знаю, в чем причина, наверное, много было плохих фильмов, потеряли что-то где-то. Как происходит запустение? Приходишь на развалины – красивые полуразрушенные храмы, засыпанные песком. Как это произошло? – Не знаю. Очень мало стоящих фильмов (да простят меня мои коллеги!). Делается 150-200 фильмов в год, из них на слуху 4-5 фильмов. Это все-таки ужасный процент. Об этом сейчас думают все, потому что понятно: у любой страны, которая претендует на звание великой, должны быть литература и кинематограф. Кинематограф – это то, что говорит о жизни, говорит голосом этого мира, который все слышат. Мы видим, как за расцветом государства приходит расцвет кино. Так случилось с южнокорейским кино, потом китайское и индийское кино. Это какой-то единый процесс. Сейчас все спохватились, что кино необходимо, что оно нам нужно. Создали Фонд помощи и стараются давать деньги, иногда даже на дебюты. Но очевидно, что произошел какой-то разлом, разрыв времен.

Сама система нашего кино сбоит. Кино считается бизнесом, но кино – это не бизнес и никогда им в России не было. У нас это скорее имитация бизнеса.

В кино есть два направления – кино развлекательное и кино художественное, которое пытается найти новый язык, темы, лица и т.д. И то, и другое считается бизнесом. Но бизнеса у нас нет. Театр существует, потому что к театру никогда не относились как к бизнесу итеатру всегда помогали. В кино есть только несистемное финансирование, каждый режиссер тащит какого-то богача. Я сужу по себе – у меня глаз загорается, вроде бы и не надо, но реакция есть: вот, может быть, инвестор идет. И так все время. Сначала ищут инвестора, а вопросы "что делать?" и "зачем делать?" отходят на второй план.

«Полит.ру»: Кинообразование – каким оно должно быть? Нужно ли что-то менять в системе профессионального образования?

П.Л.: Я думаю, что в кинообразовании пора менять все. Пора создавать новые школы. В любом американском университете есть кинофакультет. Мы недавно разговарилавали на эту тему с Валерием Тодоровским. Там есть много университетов, куда человек может пойти учиться снимать кино, писать сценарии, у нас же он один. И еще один маленький в Петербурге.

Надо создавать школы, их должно быть 20 или 40, только тогда они будут выпускать профессионалов. А так на всю огромную страну набрали 20 режиссеров, и они не получились. И что дальше делать? Учат по-старому, как учили 20 лет тому назад. Нужна другая школа, с другими принципами, потому что во ВГИКе как будто не видят, как изменился мир, изменилась ситуация вокруг. Не буду ругаться, уже надоело. То, что я говорю, все понимают, не очень понятно, что делать.

Мне кажется, что пора вводить кинообразование в школах. Знаете, в чем одна из главных трагедий зрителя? Она состоит в том, что он до такой степени разучился смотреть кино, что не воспринимает даже 2-х часовой сюжет. Видимо, надо приучать с детства, как учат читать в детстве. Учатся читать на "Войне и мире", на "Евгении Онегине", на «Капитанской дочке». Видимо, так же надо учить смотреть фильмы. Молодежь, которая ходит в кино, не в состоянии воспринять 1,5-2 часа рассказа.  Россия всегда была страной анекдота, и поэтому те фильмы, которые разваливаются на скетчи по 15-20 минут и "гэги", воспринимаются. Если мы не введем в школе кинообразование, то, видимо, новое поколение, кроме немногих талантливых людей, так и уйдет в поп-корн. Кинотеатр перестал быть местом, где смотрят фильмы, но стал местом, где встречаются, тусуются, кадрятся, пьют пиво и т.д. То есть кино – это предлог для существования многозальника, где течет своя жизнь. Видимо, нужно больше маленьких залов, дешевых залов, залов, в которых нет в таком объеме индустрии развлечения, куда люди могут прийти просто посмотреть фильм.

«Полит.ру»: Какие кинопрофессии в наибольшем дефиците сегодня?

П.Л.: Отсутствие сценаристов – это просто что-то катастрофическое. Повторяю, это последствия какого-то системного сбоя. Приходит огромное количество сценариев – ну стыдно же читать такие реплики. Не знаю, может, это из-за телевизионного удара, который всех занял, помог людям не умереть от голода, но уже по привычке и все остальное делается халтурно, быстро и плохо. Плохо писать легче, чем хорошо. Главная беда нашего кино начинается с того, что нет хороших сценариев. Изначально запускают слабый сценарий, режиссер говорит, что по пути все исправит, ни черта не исправляет, актер параллельно снимается в двух сериалах, а вечером у него спектакль или свадебный корпоратив и надо лететь в Турцию на три дня. Все это живет вне серьезного "храмового" отношения к тому, что ты делаешь. Поэтому и результат такой.

«Полит.ру»: Если бы вас попросили прочитать лекцию о кино для кинозрителей, какую тему Вы бы выбрали?

П.Л.: У меня есть только я сам. Я могу поделиться с ними своими представлениями о мире. Могу рассказать, как я снимаю фильмы или показать свой любимый фильм и объяснить, почему я его люблю.

Я нигде никогда не преподавал, но, наверное, уже готов.

«Полит.ру»: Что такое МакГаффин?

П.Л.: Если честно, термин помню, но что это конкретно - нет.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).