Ролик «Таможня отжигает» просмотрело более полумиллиона пользователей сети. Таможенникам из Владивостока грозят санкциями начальство и прокуратура. Ведь в России чиновникам запрещено публично веселиться. Губернатору ли Матвиенко, экс-сенатору ли Изместьеву или Юрию Лужкову. Престиж власти падает.
Приморская транспортная прокуратура начала проверку по факту появления в интернете видеоролика с участием сотрудников Владивостокской таможни, которые развлекаются и пьют шампанское в служебном кабинете, сообщил РИА Новости в четверг заместитель прокурора Сергей Селенцев. Федеральные таможенники тоже осудили коллег и обещали разобраться.
Ранее в сети появился видеоролик с участием действующих сотрудников приморской таможни по мотивам видео-клипа группы «БандЭрос» «Коламбия пикчерс не представляет». На мотив популярной песни таможенники всяческим образом развлекаются. Клип вызвал резонанс в сети — на сегодня его выложили уже десятки пользователей Youtube, общее число просмотров — за полмиллиона.
На такой ажиотаж последовала неминуемая реакция СМИ, а вслед за ней возбудились и власти. Здесь уже имеется внятный повод для рефлексии. Не будем говорить о влиянии новых медиа на медиа традиционные и через них на власти и общество — сказано о механизмах уже столько, что кажется сама тема — моветон. Скорее стоит говорить об облике власти и его восприятии.
Привычно, что реакция властей реакции интернет-пользователей нерелевантна. Веселым таможенникам обещают неприятности, тогда как пользователи сети разделились на две приблизительно равные группы — сочувствующих («круто жгут ребята!») и порицающих, указывающих на системную коррупцию при беззаботном образе жизни.
Кажется, таможенников надо похвалить — такой рекламы ведомству не светит лет пять, если не сто. Ну что может быть веселого в таможне? Однако никто не может сейчас гарантировать, что «веселых таможенников» не уволят, а начальству таможни федеральной не влетит. И здесь требуется дополнительная информация, чтобы понять механизм
Надо сказать, что скандалы с безудержном весельем периодически возникают в информационном поле, правда, чаще в виде компроматных историй. Якобы бывший сенатор Изместьев, ныне осужденный за организацию ОПГ, убийства и терроризм слишком громко взрывал фейерверки напротив дачи Путина. Якобы кандидат-единоросс устраивает вечеринку в честь победы на выборах и приглашает туда девушек сомнительного поведения (фотографии во множестве ходили по сети).
Далее факты реальности. Вечеринка генпрокурора Скуратова и министра юстиции Ковалева. Свадьба Германа Грефа в тронном зале государственного заповедника «Петергоф». Лужков посещает день рождения Тельмана Исмаилова, где поздравляет именинника лично. Олигарха Прохорова ловят французские жандармы во враждебном Куршевеле. Его же мероприятие (вернее, его журнала «Русский пионер») на крейсере «Аврора» с приглашенными звездами в лице губернатора Матвиенко федеральных чиновников.
Имеется у всех этих событий явное сходство: их подсветка не обошлась без участия недругов упомянутых персон. В зависимости от исхода бизнес-политических войн, их веса и капитала решилась и судьба фигурантов праздничных скандалов.
Объяснение того, почему праздничное веселье воспринимается элитами и политтехнологами как компромат довольно банально — а) частная жизнь чиновничества должна быть секретной, б) публичное веселье суровых государственных мужей уничтожает символически сакральность власти. Генпрокурор в трусах, кого он может посадить? Нестрашен, а смешон замначальника Генштаба из фильма «День радио» - он жарит шашлык, пьет водку и просит поставить песню в стиле шансон.
Владивостокских таможенников, правда, ждет кара как раз за обратное — за съемки в рабочей обстановке и форменных мундирах. Здесь контекст иной - «честь мундира». Она возникает в информационном пространстве преимущественно в виде рассуждений о невиновности того или иного человека в форме, но бывают и исключения.
Что до собственно запрета на публичное веселье, то здесь имеет место некоторая реинкарнация протестантского сознания. Что нас отсылает к недавним спорам вокруг «православного дресс-кода» от отца Всеволода Чаплина( см. Осторожно, мини!). Ну а проверка таможни прокуратурой — это уже по разряду ведомственных противостояний.
Не стоит жестко осуждать владивостокских таможенников. Дальний Восток — регион специфический и отдыхать там умеют, и конкурировать. Таможенный же «сегмент рынка» специфический, чреватый разнообразными конфликтами. В ноябре прошлого года, например, завершился суд над членами целой банды. По данным следствия, банда, созданная Александром Литвиновым действовала на территории Приморского края в 2004-2006 годах. Сферой ее интересов был "черный рынок" таможенных услуг, а целью создания - силовое решение возникавших вопросов. Тренировки на стрельбище, убийства и прочее под прикрытием ЧОПа. Если работаешь в таких условиях — ну как здесь не «отжигать»?