будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 15, 2025
Культура
Борисова Марина

Скорбное бесчувствие

Михаил Плетнев сыграл два сольных вечера в Концертном зале им. Чайковского: Моцарт, Шуман и Шопен. На этом можно, в принципе, закончить. Зачем тратить слова, чтобы выразить образ недосягаемого пианистического абсолюта, который уже давно является фактом культуры. Однако, чем более это очевидно и чем реже сольные выступления Плетнева в Москве (предыдущее, вспоминается, было едва ли не два года назад – исполнение в БЗК 24 прелюдий Шопена), тем сильнее хочется задуматься о другом – о высшем смысле этих выступлений.

Сольные вечера Плетнева давно утвердились в статусе культурного раритета. Их невозможно рассматривать только в рамках пианизма или музыки -- содержанием здесь является не технологические мастерство,  не интерпретация и не контакт с залом. Суть здесь в другом. Сольные вечера Плетнева – ритуал: явление небожителя перед смертными. Это вовсе не похоже на жизнерадостную картину времен барокко, когда боги спускались на Землю для того, чтобы развлекать смертных или развеяться самим. Плетнев появляется перед публикой не ради самого очевидного свойства искусства – коммуникации. Связь между музыкантом и остальными, если она здесь есть, проявляется в том, что две части зала – сцена и публика, формально  находясь в одном пространстве, живут параллельно друг другу, сущностно не соприкасаясь.

Публика – счастливый свидетель медитации на сцене -- сосредоточенного пребывания пианиста в высшем мире. Созданный по идеально настроенному камертону,  этот мир лишен всяких признаков человеческого. Прежде всего, такого признака, как материальность. Игра Плетнева не только камерна – она почти бесплотна, что особенно проступает в Моцарте с его прозрачной немногословной фактурой, особенно -- в медленных частях его сонат, когда такие параметры реальности, как время и место, само собой отменяются. Медленные части Моцарта в пальцах Плетнева – абсолютная тишина, которая существует вечно – это понятно и не обсуждается, несмотря на то, что допуск туда был возможен всего на несколько минут.

О том, что сюжеты на вечерах Плетнева разворачивается за пределами человеческого, говорит также  абсолютная аэмоциональность пианизма. Такое ощущение, что звуки извлекаются из рояля не существом из плоти и крови, а отдельно взятым совершенным мануалом, который работает благодаря не индивидуальной, а высшей воле. Звуковая  картина бесстрастна и не принадлежит никому, как горный пейзаж со снежными вершинами. Ни публике, которая не может присвоить это совершенство, сделав его частью своего внутреннего мира, ни самому пианисту, который ее не создает, а словно обнаруживает в каком-то другом измерении.

Каковы персонажи этого мира? Звуки, звуки, звуки. Извлеченные из вечности,  точно  соотнесенные друг с другом. Прекрасные в отдельности и вместе. Событием здесь может стать любой кусок  – например, каденция в Фантазии Шопена – когда несколько тактов вдруг становятся отдельной историей, как будто в уже очерченном и понятном пространстве неожиданно распахнулась ведущая в никуда дверь. Таких открытий в вечерах Плетнева было достаточно. Достаточно для того, чтобы до самой последней минуты вечера испытывать ощущение непредсказуемости — когда в любой момент течения музыки может случиться все, что угодно. Из мазурок Шопена полностью исчезает танцевальная структура — при том, что ее показатели в виде размера и ритма остаются. Основная тема Вальса так стремительна, что телесное, связанное с движением происхождение этого танца, остается неопознанным – танцевальная пьеса становится проявлением демонизма. Смена темпов внутри одного произведения, которое в программке обозначено, к примеру, ноктюрном, настолько прихотливо, что ясно, что пианист решает таким способом  какие-то высшие задачи – например, проблему своих собственных отношений с вечностью.

Вопрос, нужна ли в этом случае публика, остается открытым. Вернее, ответ на этот вопрос очевиден.

Борисова Марина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).