18 марта Борис Борисович Гребенщиков объявил о том, что группа «Аквариум» снова прекращает свое существование. Лидер коллектива рассказал об этом в интервью «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге». На этот раз он уточнил, что речь идет об «уходе из пространства масс-медиа». Что конкретно означает эта формулировка — знает, в лучшем случае, только сам БГ. Тем не менее, многие СМИ восприняли его слова как объявление о распаде этого старинного и необычного творческого союза.
Судя по тем репликам, которые прозвучали в эфире радиостанции, окончание жизни музыкального коллектива (или ее новый этап) будут сопровождать таинственность и неопределенность, которые так милы сердцам многих поклонников «Аквариума». Хотя сам лидер группы посетовал на то, что они в последнее время были «слишком доступны».
Музыкант пообещал, что весной и летом этого года пройдут последние концерты. А до этого они выпустят еще один диск. Гребенщиков пояснил, что там будет «6 вещей, большую часть из которых никто не слышал.
«Большой наш тур, который длился 23 года, подошёл к концу. Мы играли 23 года не прерываясь. Всё. Хватит. Мы были слишком доступны 23 года. Мы «уходим под радар», куда-то в партизаны. Мне очень нравится идея, что от меня останется только голос. Меня видеть никто не будет. Никто не будет знать, где я... Дальше нас будет не найти. Excuse me!», - сказал Гребенщиков.
Распадаться или «временно замолкать» группе не впервой. На отдельных этапах творчества бывает довольно сложно даже определить ее постоянный состав. Трудно охарактеризовать и жанр, который предпочитают музыканты. К счастью, существует такой термин как «фьюжн», который может более или менее полно описать многоликость композиций «Аквариума».
Впрочем, у каждого из поклонников коллектива найдутся свои определения для жанров и этапов: удивительная плодовитость музыкантов позволяет выбрать любимый сегмент творчества группы в качестве «основного» и «главного».
Интересно, что в последнем интервью Гребенщиков сделал особый упор на возрасте коллектива — «23 года». В этот раз он, по всей видимости, решил вести отсчет истории «Аквариума» приблизительно с начала 90-х гг., когда группа объявила об «окончательном прекращении существования», а спустя несколько лет была восстановлена. Вместе с тем, в 2007 году Борис Борисович отметил в Олимпийском 35-летие группы, то есть в тот момент годом основания группы считался все же 1972. Кстати, в 2012 году «Аквариум» начал концертный тур в честь 4000-летия группы, тем самым дав понять, что музыканты вообще не считают возраст важной характеристикой своего творческого союза.
Как бы то ни было, за 40 лет документированного существования коллектив успел записать сотни песен и десятки альбомов. Музыка группы постоянно менялась вместе с духовными поисками ее лидера. По крайней мере, опубликованное недавно исследование эволюции религиозных взглядов Бориса Борисовича может быть определено тем же термином, что и его музыкальное творчество - «фьюжн».
В 80-х он называл себя воцерковленным христианином. В 90-х гг. Гребенщиков был «духовным учеником ламы-датчанина Оле Нидала, проповедника школы Карма Кагью», неоднократно посещал в Индии гуру Сатьи Саи Бабу, а в 2007 году объявил, что является последователем учения Шри Чинмоя, от которого музыкант получил новое имя - Пурошоттама («тот, кто выходит за пределы любых ограничений»).
В 2011 году БГ заявил о том, что «Аквариум» берет «долгий творческий отпуск», чтобы «переформатировать себя к новому десятилетию». Вероятно, на этом решении, равно как и на желании стать «менее доступным», сказался ряд событий десятилетия предыдущего. В частности, в середине 2000-х гг. у музыканта обнаружилось стремление к активному сотрудничеству с кремлевскими политиками. Многим это явление показалось, мягко говоря, необычным.
В 2003 году Гребенщиков получил орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени с формулировкой «за большой вклад в развитие музыкального искусства». А своеобразным пиком этой активности стала организованная им в 2005 году встреча российских рок-музыкантов с заместителем главы администрации президента Владиславом Сурковым. Это мероприятие, на котором присутствовали Вячеслав Бутусов, Сергей Шнуров, Земфира, участники групп «Би-2», «Сплин» и «Чайф», выглядело совершенно сюрреалистично и не принесло никаких заметных результатов.
Вскоре после этого в одном из интервью Гребенщиков объяснил, что хотел всего лишь обсудить с представителями власти состояние современной российской культуры и найти способы поддержать талантливых людей. «Мы с Владиславом Сурковым в течение последних двух лет говорили, что положение дел в современной культуре позорно для России. Мне, как русскому человеку, неудобно за государство, где мало артистов, за которых не стыдно», - сказал тогда Борис Борисович.
В любом случае, становится понятно, что на фоне такого разнообразия душевных порывов БГ абсолютно бессмысленно гадать, чем обернется нынешний «длительный отпуск» и «уход из медийного пространства». «Вообще планы у нас огромные, но они держатся в тайне. Партизаны должны сохранять за собой свободу передвижения», - так резюмировал Гребенщиков свое последнее заявление.
Прогнозы о будущем «Аквариума» вряд ли возьмется давать и кто-либо из деятелей культуры. Так, поэт и издатель Михаил Сапего ("Красный матрос") в разговоре с «Полит.ру» отметил, что может изложить только свою личную версию происходящего:
«По-моему, если это что-то серьезное, то это сугубо дело Борис Борисовича, а если это очередная смена состава, то это уже неоднократно случалось, это проблемы тех, кто по решению Бориса Гребенщикова выведен из состава группы. В частности, для такого феномена, как «Аквариум», это может быть некая очередная, новая реинкарнация».
Собеседник «Полит.ру» также считает, что подобные высказывания Гребенщикова уже звучали ранее, но это не означало окончания его творчества:
«Борис Борисович нет-нет, да и делает подобные заявления. При всем его внутреннем и внешнем состоянии гуру и безмятежном спокойствии, это могут быть какие-то личные, внутренние проблемы, надеюсь не связанные со здоровьем или внутрисемейными делами. Он же не сказал, что он вообще уйдет. Был же период, когда аквариума не было, а был «БГ-бэнд». Но все все понимали… Как у Маяковского: «Мы говорим партия - думаем Ленин, говорят партия - подразумевается Ленин».
И тут то же самое. Как это будет называться, другой вопрос. Даже если будет сказано во всеуслышание, что «Аквариум» умер, можно сказать: «Да здравствует «Аквариум»!». Пока жив Борис Гребенщиков, будет ли он более подпольным или менее андеграундным, мы будем становиться свидетелями его новых шедевров. Вот эти все изменения, пока они не начали сбываться, очень сложно откомментировать.
Гребенщиков мастер и мэтр не только поэзии и других сфер творчества, но и мастер регенерации, его можно сравнить с печенью по способности регенерироваться или хвостом ящерицы. Я за 30 лет личного с ним знакомства не раз видел, как это становилось чем-то другим, прирастало чем-то новым , происходила какая-то ротация почти глобальная… Пока есть Гребенщиков, любая форма его творчества будет для нас интересной. «Аквариум» – это как флажок, который может изменять цвет. Так что пока я тревог каких-то не испытываю».