будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 9, 2025
Культура
Мокроусов Алексей

Словами по глазам

Стратегия художника в XXI веке сложна. Людей вокруг много, и не все подозревают о существовании искусства. Но мало кто справляется с задачей так же грациозно как Дженни Хольцер.

Кончились времена, когда на заборах писали хулиганы. Сегодня и тексты другие, и краски не те.

Знаменитая американская художница Дженни Хольцер пишет при помощи проекций или светодиодов (по английски LED - Light Emitting Diode). Ее слова то бегут, образуя сочетания, предложения и даже абзацы, то застывают навечно замершим высказыванием. Фасады огромных зданий, скромный угол в маленьком зале, пол и потолок, все может быть покрыто - раньше бы сказали увешено или разрисовано - этими словами. Поскольку Хольцер еще и верит, что искусство это по-прежнему месседж, а не только удовольствие и развлечение, то и смысл ее текстов всегда особый. Политический, экологический или просто человеческий.

На выставке в базельском фонде Бейелера собрали, впрочем, лишь малоформатные работы, те, что могли поместиться в музей.

И все равно они выглядят иногда слишком большими даже для просторных залов Бейелера, построенных Ренцо Пиано. Льющиеся из ниоткуда в никуда слова и целые строки порой неудобно читать. На вопрос интервьюера, зачем так делать, Хольцер отвечает: «Вы сможете прочесть текст, если отойдете подальше. С близкого расстояния все это и правда кажется очень агрессивным, как и сама жизнь». Интервью она дала в Москве накануне открытия своей персональной выставки в галерее Diehl+ Gallery One, причем это был первый проект знаменитых берлинцев в России. Трудно судить о его успехе, настолько Хольцер выпадает из российского контекста.

Без этих небольших (относительно других ее проектов) работ не понять монументальных произведений Хольцер –проекции фраз и слов на здания. Эти проекции словно вскрывают потаенный смысл самих домов, окружающих их улиц и самих мегаполисов. Классической воспринимается ее инсталляция на нью-йоркской Times Square in New York City с текстами вроде PROTECT ME FROM WHAT I WANT (Защити меня от моих желаний). Для Базеля она придумала ряд специальных надписей.

Не то чтобы Хольцер выступает за жизнь в лесу или одержима девизом «Назад к природе!». Но она пытается вернуть вещам их первоначальный смысл, и делает это не потому, что ретроград и любит оригинальное. Она стремится реконструировать смысл, который затушевывается скоростью жизни человеческих скоплений, количеством перемещаемых здесь денежных масс. Сегодня города и здания не обрастают новыми смыслами, но заняты, кажется, лишь сокрытием старых. Это происходит не по злому умыслу, но само собой, так песок в пустыне заметает заброшенные дворцы. Расчисткой песка и занято искусство, которому всякий раз приходится создавать новые формы для ускользающего содержания. Но важно помнить прежние колбы и прежних алхимиков. Революционером может быть лишь наследник, все остальные - разрушители.

Хольцер выбрала для своей ретроспективы и несколько произведений классиков из постоянной коллекции самого Бейелера. Ее светящиеся скульптуры соседствуют в первых залах выставки с работами классиков. Здесь и несколько фигур Альберто Джакометти, включая знаменитых Grande femme, и пара картин Пикассо, и Френсис Бэкон, и даже супрематическая композиция Малевича. Русский авангард вообще занимает особое место в мире Дженни Хольцер. Для этой уроженки Огайо нет более радикального периода в истории искусства. Ее собственная арт-жизнь началась с попытки уничтожить грань между повседневностью и художественным произведением. Она развешивала по городу плакаты по типу рекламных с самыми разными высказываниями, а затем наблюдала за реакцией горожан. Разве это не было еще одним проявлением тотального искусства, возносящегося на других своих границах по татлинской спирали к черному квадрату?

Цитаты из русского авангарда в ее творчестве очевидны. Пятиметровая башня «Монумента» устремляется ввысь, расцвеченная двумя десятками кругов с бегущими строчками. Это и цитаты, содержание которых порой не нравится самой художнице, и фрагменты ее собственных циклов «Трюизмы» и «Воспламеняющие очерки». Не всякий зритель быстро научится воспринимать слова как единое целое, тем более если они, как в инсталляции For Chicago (2007), сперва бегут по десяти длинным направляющим куда-то в стену, а затем начинают медленно выползать из нее обратно. Иногда спасают ассоциации, иногда просто зачарованность разноцветным миром, который сверкает перед тобой безо всякой корысти. А в некоторых живописных работах Хольцер подчеркнуто открыта, упрощая художественный язык чуть ли не до масс-медийного, особенно когда сюжетом становится иракская война с ее Абу-Грейбом и другими примерами насилия над человеком, а в качестве исходного материала выступают документы правительства США, связанные с идентификацией боевых жертв.

Успех Хольцер и у публики, и у критики настолько очевиден, что впору задуматься о качестве героя. «Золотой Лев» Венецианской биеннале в 1990-м, когда автору только исполнилось сорок. Работы по цене 200 тысяч долларов за штуку и выше. Сразу три персональных выставки в прошлом году: Чикаго – Нью-Йорк – Базель. Может, речь об очередном арт-временщике?

Как пишет один из критиков, «отталкиваясь от татлиновской башни, Хольцер балансирует между грандиозной авангардной утопией как возможностью переустройства мира … и реальной историей как самой разочаровывающей из воплощенных возможностей». Сочетание таких интересов будет посильнее «Фауста» Гете. Мечта и ее невозможность. Надежда и окружающая пустота.

При всей холодноватой классицистичности ее искусства, этой выверенной до миллиметра красоте, Хольцер – человек притягательных взглядов. Она никогда не принимает стойку борца, неистово отстаивающего свое первенство. У нее такое правильное отношение к жизни, такие симпатичные идеалы - дескать, хочу найти точные темы, трансформировать пространства, удивлять людей, предлагая им красоту, не терять чувства юмора и никогда не лгать… Начинаешь даже сомневаться – а можно ли быть сегодня художником при такой доброжелательности к миру? внутренней, а не показной корректности?

Как выясняется – да.
Выставка в Базеле открыта до 24 января.

Другие тексты автора:

  • Политик vs коллекционер
  • По ту сторону Мунка
  • Реэмиграция как исторический прием
  • Революция, мытарное дело
Мокроусов Алексей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).