будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 18, 2025
Культура
Кучерская Майя

Слушайте антигламурную революцию

1.

Весь март  «Прагматика культуры» писала и расспрашивала своих собеседников о  гламуре, глянце, возможности творческой свободы в жестком формате мужских и женских журналов. Коллективный разум пришел примерно к двум основным выводам:

• блистающий глянец и русская грязь – вещи несовместные, но почитать про чужую, красивую жизнь занятно;

• глянец – это бизнес для издателей, а не интеллектуальное развлечение для читателей; глянец – следует за потребностями рынка, его содержание полностью зависит от рекламодателей, и потому сегодня, как изящно выразилась Екатерина Мень - «глянец играет роль послушного Санчо Пансо, сопровождающего на своем осле рыцарей потребительского сердца» .

В общем гламурно-глянцевая революция произошла, констатировала Наталья Иванова.

Так ли это очевидно?

Хор изложенных выше и в общем ожидаемых выводов разбил тихий крик - исповедь бывшего редактора глянцевого журнала, сообщившего:  живой человек работать в глянце не может! Глянцевая картинка жизни - «в заголовках – позитив, в текстах – минимум «трудных» слов, на картинках – только молодые и красивые» - подминает под себя  все человеческое. Образованные гуманитарии, оказавшиеся сотрудниками крупных издательских домов, задыхаются в густых испарениях рекламируемого их изданиями парфюма. Всё их образование, выученные древние и новые языки, бодрияйры и дерриды, врожденный вкус и обретенное чувство меры постоянно вступают в противоречие с установкой на позитив и доступность, на во многом мифический глянцевый "формат", на самом-то деле ничему и никому не соответствующий.

2.

Не исключено, что очень скоро нас ожидает культурный взрыв. Во всяком случае стрелка литературного барометра упорно показывает бурю и диагностирует близость антигламурной революции. Около года назад романы Оксаны Робски звучно просигналили о том, что отдельные представители этого общества окончили школу гламура с отличием и прекрасно представляют себе, что надеть на выпускной вечер, а что на открытие модного бутика. И вот заманчивые истории неорусской инопланетянки с планеты фитнесс, вызвали мощную реакцию-отрыжку.  За последнее время вышло сразу три книжки, позиционированные издателями как "анти-робские".

Принципиально, что так или иначе аукнуться с Робски, например, написать на обложке "Anticasual" - не только тривиальный маркетинговый ход, суть которого – подсосать крови у сложившегося бренда, поспекулировать на чужой славе. Антикажуальные настроения -реальность, внеположная рынку. Что доказывает хотя бы самая яростная из «анти»-книг -  памфлет Сергея Минаева «Духless» (М.: АСТ, Транзиткнига, 2006). Заглавие - явный кивок англицизированному же "Casual" Робски.

Правда в отличие от персонажей Робски, герой «Духless» чуть не давит каблуками все эти кафе «Vogue», платья «Prada», часы «Patek Philippe», темные очки «Chanel» и сумки от «Gucci». Трагикомизм ситуации в том, что на самом бунтаре и горлопане (коммерческом директоре крупной корпорации) - костюм от Paul Smith, а гнусность гламурного мира он обличает, танцуя на вечеринке в модном клубе, вдыхая кокаиновые дорожки и глотая виски…

Новая человеческая порода, описанная у Оксаны Робски с любопытством и дружелюбием, у Минаева предстает омерзительной. «Мумии», «night people», «невидимки», «тени», «трупы» – как только не именует клубных тусовщиков автор. Впрочем, в книге описываются не только веселые ночи, но и рабочие будни. Во многом перед нами как раз давно взыскуемый иными читателями производственный роман – Минаев подробно рассказывает о том, как функционирует его «контора», филиал большой французской компании, торгующей консервами, о соотношении высшего и низшего звена, о хамоватом лагере секретарш, о потерявшем последнюю совесть начальстве, липовых отчетах, механизмах подстав, откатах и прочих прелестях бизнеса по-русски.

Не совсем понятно, конечно, почему повторять, что жизнь полусвета – пуста и бессмысленна, а русские коммерсанты любят кидать и жульничать,  нужно так долго. В отличие от Робски, выстраивающей свои романы вполне технично, сюжет «Духless» беспомощно провисает и кружит на одном месте. Тусовки – тошнота героя – тусовки – кокаин, виски, девочки – ненавистная работа - тусовки… Совершенно очевидно, что вынырнуть из этого болота герою не дано.

И -  о если бы роман был написан об этом! – о невозможности вырваться, о психологической, моральной, экономической повязанности с образом и уровнем жизни, к которому привык.  Но Минаев не Достоевский, и даже, как видим, не Робски. Из образованности, проблесков остроумия, бесконечного презрения к собственному окружению и самому себе не выжмешь хорошей прозы. Сам Минаев, кажется, подозревает, что написал поколенческий роман, но и это далеко не так, несмотря на претенцизное посвящение:  "Поколению 1970-1976 годов рождения, такому многообещающему и такому перспективному. Чей старт был столь ярок и чья жизнь была столь бездарно растрачена".

Спорность этого утверждения столь очевидна, что почти неловко объяснять почему. Во-первых, что значит "жизнь была растрачена" - они, что уже умерли - эти 30-35 летние ребята? Во-вторых, коммерческих директоров среди них, равно как и бизнесменов, абсолютное меньшинство. В-третьих, приятно, конечно, написать роман о "герое нашего времени", но у того же Лермонтова, например, оснований для обобщения было намного больше - он описывал реальный, сложившийся тип молодого человека эпохи 1840-х. Опыт, показанный в "Духless" - частный, личный, не дорастающий до обобщения. Возможно, еще и потому что Минаев не только не Достоевский, но и не Лермонтов.  

И потому  “Духless” Минаева, несмотря на декларируемое им в публицистических высказываниях  неприятие прозы Оксаны Робски,  – тот же “casual”, «повседневное», тот же глянцевый журнал, только не женский, а мужской, возглавляемый Эдуардом Лимоновым, например. Но даже и в этом случае "Духless" - выразительный документ эпохи, автору которого очень хочется, но не можется оказаться по ту сторону баррикад.

В отличие от героини уже поминавшегося нами романа, открыто названного “Anti-casual” (почему-то представляется, что это ярлык, навешенный именно издателями романа Наташи Маркович  «Уволена, блин!») . Так вот героине Маркович не до барикад и борьбы с гламуром, она пытается открыть в Москве ресторан и попутно ищет счастья – с таким нечеловеческим напряжением и искренностью, а рассказывает об этом так весело, что в конце концов машешь рукой на все эти маркетинговые хитрости. В мире Маркович, в отличие мира Сергея Минаева и Оксаны Робски – всё настоящее:  люди, отношения, сама героиня, ее тоска и готовность заблуждаться в тысячный раз… Другое дело, что и эта книжка – явная однодневка, факт массовой литературы, любопытный в основном как полезный диагностический материал.

Равно как и вторая часть нашумевшей два года назад «Танцовщицы из Хивы» Бибиш. Издательская аннотация прямо именует книгу «Ток-шоу простодушной» «анти-casual»: "«Анти-Casual» - так можно было бы назвать в противовес роману автора с Рублевки две книги Бибиш, продавщицы с вещевого рынка, узебкской танцовщицы, проходящей по разряду «чурки нерусской".

Леденящие кровь описания первобытной жизни узбекского кишлака, присутствующие в первой книге, здесь соединяются с другими картинами: к Бибиш приходит литературная слава, ее  приглашают на знаменитые телевизионные ток-шоу, заветная мечта попасть к Андрею Малахову сбывается. Однако смысловым ядром книги остается вовсе не звездные минуты, а полуголодная жизнь с двумя детьми, торговля на рынке, безнадежная борьба с мужем, просаживающем все заработанное в игровых автоматах. Это не анти-casual, это вообще другая страшная жизнь, какой живут в стране сотни тысяч и о которой, не обрети Бибиш дар речи, столичному читателю неоткуда было бы узнать. На этот раз за рамки литературы книгу выносит принципиальная нелитературность рассказчицы, заведомая мифологичность ее сознание и понятное  отсутствие рефлексии. Перед нами узбекский "очарованный странник" в юбке -  смесь простодушия, внутренней цельности и порой весьма смутных представлений о нравственности и шкале ценностей.

Как бы то ни было, и в конце концов  независимо от того, как все три романа соотносятся с Оксаной Робской, все они написаны от первого лица, каждый из них балансирует между вымыслом и документальной правдой. Во всех глянцевой сказке противопоставлена изнанка жизни. Все рассчитаны на читателя, который объелся историями о недостижимом, и жаждет прочитать, наконец, книжку про себя, в крайнем случае - про тех, у кого дела обстоят еще хуже.

Всем сердцем, всем сознанием слушайте антигламурную революцию.

 

См. также о глянце:

  • Екатерина Мень. О пользе стандартов.
  • Екатерина Лямина. О чем бишь нечто? Как перевести "мадам" и "мадмуазель": французский и русский глянец
  • Татьяна Толстая: "Я у многих вызываю злобу"
  • Артемий Троицкий: "Я бы сделал интеллектуальный порнографический журнал"
  • Андрей Бартенев: "Не все то глянец, что блестит"
  • Дмитрий Губин: Слова "х..й" и "Путин" у нас категорически запрещены. Интервью с главным редактором журнала "FHM" 
  • Оксана Пономарева: "Он не поверил, что я мужчина". Интервью с главным редактором журнала "ОМ"
  • Юлия Идлис. О грязи, глянце и гламуре
  • Ирина Левонтина. Гламурная феня.
  • Екатерина Полякова. Марсианские комиксы
  • Наталья Иванова. Гламурно-глянцевая революция уже произошла
  • Ксения Щербино. Эрнестом быть серьезно

 

Кучерская Майя
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).