будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Культура
Карась Алена

Смерть под кислотным дождем

Смерть под кислотным дождем
aida

Бывали эпохи, когда опера являлась местом широкого народного собрания, когда ее звуки пробуждали в зрителях чувства, близкие античным, и между сценой и залом вершилось дело подлинно национального масштаба. Так, возможно, было в Италии XIX  века, когда Верди принес на сцену сюжеты, полные страсти и острого  социального чувства. Так было во времена Глинки, когда рождалась русская национальная опера. Режиссер и сценограф номинированной на "Золотую маску" "Аиды" Дмитрий Черняков почувствовал пространство оперы как уникальную возможность вернуть в театр масштабность социального, гражданского высказывания о современном мире. Все то, что по разным причинам казалось ему невозможно выразить сегодня в театре драматическом, оказалось у него открытым для оперы. Но почему-то его при этом раздражает, когда ему говорят о социальном размахе его оперных постановок. Ему претят разговорты о тоталитаризме и гражданской войне в «Аиде». Он скромно настаивает на том, что делал оперу о любви.


Между тем, «Аида», показанная в рамках «Золотой маски» при невероятном стечении народа (шесть тысяч зрителей Кремлевского Дворца съездов!), - одно из самых опасных и острых высказываний о современности последнего времени. Черняков вместе с дирижером совершили работу по радикальному обновлению вердиевского шедевра. Они вывели его из дымки  костюмных и этнографических абстракций. «Аида» превратилась в их жестких руках в  историю о мире, пропитанном удушающим воздухом гражданской войны. Еще конкретнее – о смертоносных руинах империи, под обломками которой гибнут все без разбора. Еще конкретнее – о жажде крови и насилия, гнездящейся в цитаделях власти. Еще конкретнее – о России и Чечне, сцепившихся в гибельных кровавых объятиях. И еще – о том, что все смешалось в доме Облонских, что нам больше не понять, где свои, где чужие, где кому родина и кто что защищает.


Ярче всех интонационный строй спектакля выразил выдающийся дирижер Теодор Курентзис, когда сказал в одном из интервью: «В музыке «Аиды» есть гнев. Гнев по отношению к этому миру».

Отсюда – та сухая и резкая сила в звучании музыки, которую мы слышим точно впервые. Отсюда - вся эта медь, гром ударных, опасные и грозящие катастрофой зоны тишины. Отсюда – с легкостью впущенные в нее автоматные очереди, взрывы гранат, треск фейерверков и шум дождя. Отсюда решительность мизансцен и визуальных парадоксов, когда хор невольниц на наших глазах превращается из официанток в офисных дам, с готовностью прислуживающих госчиновникам, а грязные, оборванные солдаты оттесняются вглубь сцены  роскошными балеринами из времен ГКЧП. Неуловимо для глаза пиршество победителей превращается в горестный плач пленных и смятение женщин, не дождавшихся своих близких. В судорожных и самозабвенных объятиях мужское и женское тело сливаются при встрече на глазах у всего чиновничьего праздника, посередь накрытых столов и белых воротничков. 


Пожалуй, именно эти объятия, а не огромные имперские фасады старого города, не камуфляж и автоматные очереди, не шапочки-таблетки и коричневые мужские пальто брежневских времен острее всего цепляют вас. Впрочем, неправда - сам город,  явленный на сцене, поражает воображение: квартал, сооруженный на сцене точно в полном масштабе, серые фасады домов, образующих улицу, огромное окно модерна сзади и огромный уличный фонарь, развесистой пятерней нависающий над площадью. Весь спектакль зритель пребывает в смятении. Кто перед нами – свои и враги, победители и побежденные, мирные жители и террористы, захватчики и горожане? Все давно перепуталось в этом странном городе, и не успевают шикарные дамы с кавалерами рассесться по местам за праздничными столами, как навстречу израненным солдатам уже бегут исступленные женщины, чтобы сжать их в своих объятиях.


Потрепанный этот город постепенно становится еще более ветхим и обстрелянным. Точно ненужную декорацию его стремительно покидают в финале его дикие и непонятные обитатели, деловито загружаясь в зеленые фургоны грузовиков. Покидают, точно не за него сражались, точно сознательно стремились к пирровой победе, и, разрушив город и человеческие жизни, теперь деловито уезжают.

Но до этого – в самом начале, является на сцену тихое и забитое существо, юная Аида (Лидия Бондаренко), тоненькая, ссутулившаяся девочка, привыкшая к войне. Она стоит на фоне огромного генерала Радамеса (Олег Видеман) как изящная статуэтка, в египетском профиле которой – одновременно гордость, достоинство и страх. Впервые в истории оперы переведенный в лирическое сопрано ее голос звучит нежным диссонансом страстным мучительным модуляциям роскошной, царственной Амнерис (Ирина Макарова).

Финальная сцена оказалась самой проблемной и самой радикальной во всем спектакле: Аида и Радамес, только что бывшие объектом всеобщей ненависти, внезапно оказываются никому не интересны. Это поразительная сцена: вовсе не гибнущие к катакомбах, не замурованные в камни, а попросту брошенные в уничтоженном городе, они остаются под его небом, и внезапный дождь накрывает их своей очистительной силой.


Тут, впрочем, как уже не раз случалось в спектакле, вас одолевают сомнения: божественный, чудесный дождь или дождь смертоносный – ведь поется-то о смерти? Эти комические фрустрации, которыми переполнен спектакль, превращают назревающий было катарсис в забавную бессмыслицу. В спектакле множество таких мизансценических двусмысленностей, которые порой заставляют усомниться в чистоте режиссерских намерений. Браво, что актеры отважились на натуралистические подробности, и в течении огромной сцены на «пиру победителей» не переставая сжимают друг друга в объятиях прямо на полу. Но через полчаса это катание по полу начинает раздражать своей физиологической нелепицей: давно следовало бы женщину раздеть и добраться до самого главного, но исступленный солдат все катает и катает ее по полу!  


Так и божественный дождь под смешки зрителей все больше смахивает на кислотный. Ироническое сознание современного зрителя, вот-вот готового разрыдаться, оказывается не преодоленным. А режиссер выглядит, в конце концов, не менее изощренным садистом, чем древние египтяне, заживо замуровавшие двух любовников.


Возможно, впрочем, что все сомнения и фрустрации, описанные выше, обнаружились только в гастрольном варианте, в огромном до нелепости зале КДС, где пели в микрофоны, микрофоны потрескивали, а иногда и вовсе отключались, так что с какого-нибудь 10 ряда балкона опера звучала точно старая пластинка на патефоне. 

Карась Алена
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).