будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 12, 2025
Культура
Фрумкина Ревекка

Соблазн свободы

Соблазн свободы
frum_big.bmp

Уже лет десять прошло с тех пор, как корпус основных трудов Мишеля Фуко стал доступен на русском языке. Теперь в серии ЖЗЛ появилась книга Дидье Эрибона о жизни Фуко, вышедшая в 1989 году, через пять лет после смерти философа. Во введении к книге автор подчеркнул, что видел свою задачу в том, чтобы рассказать именно о жизни Фуко, а не о его творчестве.

Дидье Эрибон принадлежит к характерному для французской традиции типу ученых – так называемых «публичных интеллектуалов». Это, как правило, гуманитарии левой ориентации, считающие себя – сегодня уже в разной степени - наследниками мая 1968. Они не ограничиваются преподаванием и публикацией собственных научных трудов, а интенсивно участвуют в культурной жизни – притом не только своей страны. Эти исследователи пишут общедоступные книги на сложные философские темы, выступают в самых разных аудиториях с докладами и лекциями, печатаются в газетах, где нередко ведут авторские колонки, регулярно ездят в те страны, где переводят и издают их книги, где ими интересуется научная молодежь.

Буквально сегодня, когда я пишу эти строки, Дидье Эрибон читает публичную лекцию "L'enfant dissident: Les cadres politiques de la subjectivité" - о том, какое будущее ожидает ребенка с гомосексуальной ориентацией.

Систематическая деятельность упомянутого вида несколько отличается от того, что мы привыкли называть популяризацией, поскольку и лекции, и тексты адресованы достаточно подготовленной аудитории, а лектор и в той или иной форме побуждает слушателей и читателей к дискуссиям «на равных» – непосредственно в зале или в прессе.

Скорее, это своего рода просветительство, рассчитанное на высокий уровень вовлеченности читателей и слушателей. Во времена Фуко и в духе «наследников 1968 года» это просветительство было еще и воинствующим.

Мишель Фуко, казалось бы, не нуждается в том, чтобы представлять его нашей публике. О Фуко все слыхали, не так уж мало людей читали тексты самого Фуко и, наверное, трудно найти российского гуманитария, который бы не читал что-нибудь о Фуко. Но в какой мере его идеи были усвоены на российской почве - вопрос отдельный и не имеющий ясного ответа.

В 2001 году журнал «Новое литературное обозрение» открыл новую рубрику «Рецепция идей» – и начал ее именно с проблемы рецепции идей Фуко (см.: НЛО. №49) . К высказанным по этому поводу позициям я еще вернусь – а сейчас скажу несколько слов о том идейном и культурном контексте, в который встраивается (или не встраивается) книга «Мишель Фуко», опубликованная в ЖЗЛ.

Большинство из нас, не исключая и автора этих строк, имеет довольно смутное представление об интеллектуальном, политическом и культурном климате Франции начиная с 50-х гг. Нам известны имена – в предисловии к книге С.Л.Фокин их перечисляет – Ролан Барт, Альтюссер, Делез, Лиотар, Деррида, Рикер, Бланшо, Лаку-Лабарт и другие. Мишель Фуко постепенно присоединялся к когорте «великих современников» - вначале, разумеется, как самый яркий из младших, но очень быстро – уже на равных.

Нам известны слова – 1968 год, студенческие волнения во Франции и в Европе. Но увязать это интеллектуальное великолепие, социальный климат и личный вклад Фуко - задача иного уровня сложности. Как известно, Европа до сих пор задается вопросом об истоках своего 1968 – совсем недавно об этом говорил Теодор Шанин, который участвовал в событиях 1968 года в Англии.

В общественной жизни Франции 50-60-х гг. особого покоя не обнаруживается и до мая 1968, но Фуко по натуре был возмутителем спокойствия - и вовсе не только в академическом мире. Парадоксальным образом, Фуко не был непосредственным участником событий 1968 года во Франции – май 1968 застал его в Тунисе, где он прожил более двух лет - тоже в достаточно накаленной атмосфере студенческих выступлений.

Мишель Фуко был – в нашей терминологии – философом, историком и ярким общественным деятелем. Вместе с тем, исключительно ригористичный академический мир Франции - это был его мир, раз уж он так настойчиво, чтобы не сказать агрессивно - отстаивал свое право занять определенное место в академической иерархии Франции. При этом Фуко не желал ничем поступиться: ни своими взглядами, ни свободой личного выбора (до поры он не афишировал свой гомосексуализм, но никогда и не скрывал его), ни свободой не только публично высказываться на самые сложные темы, но и действовать в публичной сфере – это демонстрации, пикеты, воззвания и т.д.

Но что нам, не профессионалам, а просто более или менее начитанным гуманитариям, на самом деле известно о Фуко? И что мы можем узнать из книги Эрибона, что сделало бы более понятной личность Фуко?

Я думаю, не слишком много. Причин несколько. Прежде всего, хотя книга Эрибона признана лучшим из биографических повествований о Фуко, она рассчитана, по крайней мере, на европейцев, а может быть – преимущественно на соотечественников Фуко. Эрибон поставил перед собой задачу, особенно трудно разрешимую, если иметь в виду российскую аудиторию,– ибо во многих случаях нам непонятны ни трудности, преодоленные героем, ни масштаб его конфликтов с окружением, ни источник его влиятельности.

Замечу, что жизнь ученого сама по себе редко дает достаточно материала для увлекательного повествования. Для того, чтобы заинтересовать читателя, нужен либо герой-оригинал, чудак, затворник или, напротив того, странник; либо открыватель чего-то общезначимого – радия, пенициллина, «двойной спирали».

В первом случае акцент будет сделан на необычной личности – это позволяет написать увлекательную биографию такого ученого, как Ландау, во втором случае – на очевидной значимости открытия для человечества: так мы можем заинтересовать читателя рассказом о Флеминге или о докторе Солке.

Я впервые прочитала Фуко в 1973 году; это был английский перевод сокращенного варианта его книги 1961 года «История безумия в классическую эпоху». К тому времени у меня был определенный опыт исследовательской работы с душевнобольными в стенах большой психиатрической больницы. Но книга Фуко отвечала совсем на другие вопросы…

«Слова и вещи» Фуко мы уже могли читать в русском переводе; признаюсь, что это одна из, быть может, пяти-семи книг, которые я не смогла осилить по причине полного непонимания ее идейного посыла. Некогда я прочитала у Поля Вейна, что заглавие «Слова и вещи» имеет у Фуко «сугубо иронический смысл» - но и это мне не помогло. Я знаю, что «Слова и вещи» имели шумный читательский успех, но основания этого успеха мне и сегодня остаются не ясны.

Как мне представляется, главным стержнем в жизни и деятельности Фуко была борьба за свободную личность. В текстах Фуко этот посыл претворялся весьма сложным образом и не всегда по «академическим» правилам. Поэтому пафос жизни Фуко мне более понятен, нежели его пафос его текстов.

В книге Эрибона наиболее интересным для меня оказался рассказ о жизни молодого Фуко в Упсале, куда он был послан как сотрудник Maison de France – французского культурного центра. Фуко был молод, энергичен, полон планов, счастлив (до поры) в любви; у него была ясная цель, никто ему не мешал, его поддерживал своей дружбой великий Жорж Дюмезиль - тогда уже очень пожилой человек, так любивший тишину Упсалы и регулярно проводивший там два месяца в году.

Фуко окружали молодые коллеги и друзья, лекции его были популярны, он преподавал французский, организовал любительский театр, поражал чопорных шведов своим «Ягуаром» и принимал крупных французских ученых, посещавших Швецию.

Фуко уехал в Упсалу в 1955 г. и неоднократно писал о том, что хотел бы и в дальнейшем жить в разных странах, потому что интеллектуальная атмосфера Франции его тяготила. Так или иначе, именно в Упсале он написал значительную часть своей знаменитой диссертации «Безумие и неразумие». После Упсалы он некоторое время работал в Maison de France в Варшаве, затем - занимал аналогичную должность в Гамбурге. Из Гамбурга Фуко уехал, чтобы занять преподавательскую должность в Университете Клермон-Феррана – и дальнейшая его жизнь проходит под знаком активного участия в академической жизни Франции в роли профессора, писателя, автора бесчисленных статей, интервью, проектов реформы высшего образования, а затем – участника политических демонстраций и инициатора многочисленных петиций.

Настоящая слава Фуко начинается с книги «Слова и вещи» (1966). На волне этого успеха Фуко уезжает преподавать в Тунис, где ему предложили устраивающие его условия. Бурные студенческие выступления в Тунисе опередили на несколько недель события 1968 года во Франции – и Фуко не остался в стороне.

Политика «настигла» Фуко в полной мере в Университете Венсенн, где в течение двух лет он возглавлял отделение философии и приобрел репутацию интеллектуала-борца. И все же Венсенн был некоторым промежутком – в 1970 году карьера Фуко увенчалась, наконец, подлинным успехом: он стал членом Коллеж де Франс – святая святых французской академической среды, где кафедра специально создается под вновь избранного профессора.

Фуко в это время сорок три года, и его кафедра называется «История систем мысли». Вплоть до своей смерти в 1984 году Фуко будет читать лекции в этом уникальном учреждении, где в строгом смысле нет студентов, а есть слушатели – там не сдают экзамены и не получают дипломы. Коллеж де Франс существует именно для того, чтобы ученый мог транслировать в социум результаты своих исследований. На каждую лекцию Фуко в Коллеж де Франс собирались сотни слушателей - до восьмисот человек.

Жизнь Фуко после его избрания в Коллеж де Франс – это жизнь человека, который одновременно является ученым, публичным интеллектуалом и политическим борцом. Достаточно упомянуть роль Фуко в основанном им движении «Группе информации о тюрьмах». Он продолжал очень много выступать, писать и печататься; до сих пор неизданными остаются многие его интервью.

Завершая рассказ об избрании Фуко в Коллеж де Франс, Эрибон признается, что не нашел способа выстроить достаточно связный рассказ о последних четырнадцати годах жизни Фуко: эта жизнь была переполнена лекциями, книгами, интервью, участием в общественных движениях, демонстрациями, письмами протеста.

В эти годы Фуко неоднократно посещает США, где число его слушателей отныне определяется возможностями зала – когда он выступает в помещении театра, его лекция собирает две тысячи человек.

Для Фуко много значило и то, что в США социум признавал свободу выбора сексуальной ориентации вне зависимости от возраста – во Франции гомосексуализм считался уделом молодых людей. Фуко задумывался о возможности покинуть Францию ради Калифорнии - смерть от СПИДа (о котором тогда мало что было известно) настигла Фуко в процессе завершения четырех томов «Истории сексуальности».

Несколько слов о рецепции идей Фуко у нас.

Фуко был интеллектуальным бунтарем – но мишень его бунта нам не всегда понятна. Наиболее внятен бунт Фуко против той психиатрии, которая умеет лишь запирать больных в узилища и шире - против общества, которое с такой легкостью попирает человеческое достоинство, запирая в тюрьмы тех, которых оно решило считать преступившими закон. Для нашей повседневности, увы, эти проблемы столь же актуальны и теперь – просто на эти темы стали писать приземленней и конкретней.

В упомянутом выше томе НЛО мы находим статью известного психиатра, президента Российской Независимой психиатрической ассоциации Юрия Савенко, где показано, почему многие тезисы Фуко, касающиеся отношений социума к психически больным и просто «необычным» людям, остаются чрезвычайно актуальными для нашей сегодняшней жизни – возможно, это самая безусловная часть наследия Фуко.

Рецепция Фуко как мыслителя затрудняется тем, что Фуко всегда блистателен как полемист – но это не значит, что все его размышления и умозаключения проходят «по ведомству» науки. Тема нормы – нормы психической, нормы в отношениях между людьми, нормы публичного поведения - в трудах Фуко трансформируется в право на свободу индивида, противостоящего неизбежно косному обществу и тем самым как бы заведомо ущемленного в своих возможностях самореализации.

Вместе с тем, наследие Фуко – это прежде всего уникальный индивидуальный проект. У Фуко есть прозрения, есть интеллектуальное бесстрашие - но нет метода. Можно читать и изучать позиции Фуко, но я совсем не представляю себе, что можно подойти к какому-либо новому объекту с позиций Фуко – получается нечто тривиальное.

Жизнь Фуко, к шестидесяти годам реализовавшего себя с поразительной яркостью и полнотой, быть может, прежде всего, замечательна как пример самореализации уникальной личности в уникальную эпоху. И поэтому история жизни Фуко не менее поучительна, чем его творчество.

См. также:

  • Ревекка Фрумкина. Автопортрет ученого в молодости
  • Ревекка Фрумкина. Музыка, которая лучше, чем ее можно исполнить, Часть1. Часть 2.
  • Ревекка Фрумкина. Надо вставить себя в рамку тогдашнего времени...
  • Ревекка Фрумкина. Юрий Лотман, Борис Успенский и другие
  • Ревекка Фрумкина. Перечитывая Энгельгардта
  • Ревекка Фрумкина. Непременный секретарь
  • Ревекка Фрумкина. Он воспитал наш пламень...
Фрумкина Ревекка
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).