будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Культура
Усыскин Лев

Собор Московской Богоматери

В воскресный день 12 мая 1476 года в присутствии Великого князя Московского Ивана III Васильевича, недавно вернувшегося из очередного карательного похода на Новгород, в Кремле прошла торжественная церемония закладки Успенского собора – главной церкви Московской митрополии, или, говоря иначе, главного архитектурного сооружения Русского государства.

Стоит, наверное, напомнить, что главный храм древнерусского города (государства), стоявший обычно в центре соответствующего кремля, воспринимался жителями не только как основная местная монументальная святыня или место службы архиерея, не только как геометрический центр, точка отсчета в локальном пространстве – но и как фактический синоним наименования своей родины. Именно поэтому новгородцы шли в бой "за Святую Софию", а псковичи, допустим, заключали с ливонцами договор в интересах "Святой Троицы" и ею же клялись.

Главным храмом Владимирского Великого княжества был великолепный Успенский собор во Владимире, возведенный при Андрее Боголюбском в середине XII века. В рамках концепции наследования статуса Владимира идеологи Московского государства стремились "похитить" этот символ – первую каменную Успенскую церковь в Московском Кремле построили еще в конце XIII века, при князе Данииле Александровиче. Однако уже в 1326 году Иван Калита ее разрушает и строит на этом же месте новый собор – белокаменный, с черепичной крышей. В нем помещается и главная московская святыня – гробница митрополита Петра, перенесшего из Владимира в Москву свою кафедру, а следовательно и центр русского православия. Именно это, просевшее, перекосившееся и покрытое трещинами здание, простояв почти полтора века, было разобрано при строительстве нынешнего Успенского собора.

Собственно, слово "закладка" в наименовании той церемонии носило формальный вполне характер; в реальности 12 мая началось возведение стен здания – кладка первых кирпичных рядов на уже подготовленный фундамент. От окончания работ этот день отделяло ровно три года и три месяца – 12 августа 1479 года готовый собор был освящен митрополитом Геронтием. Впрочем, и это был не конец: еще несколько лет ушло на создание основного массива внутренних росписей – здесь спешить было нельзя, надо было дождаться стабилизации процессов усадки здания и убедиться во всесезонной надежности штукатурки.

Три с половиной года для строительства подобного сооружения в тех условиях могло бы считаться неплохим результатом для Москвы XV века – сегодня похожее здание при нормальном финансировании, скорее всего, возвели бы года за два. Могло бы – если бы не два обстоятельства. Первое из них заключается в отсутствии надлежащего объекта для сравнения – замысел был вполне беспрецедентным, ничего подобного на Руси не строили уже несколько веков, фактически с домонгольских времен. Второе же состояло в следующем: проект строительства нового собора Успения Богородицы Московского Кремля стартовал задолго до закладки того фундамента, на который 12 мая 1476 года уложили первые ряды кирпича.

Дело было так. Еще в 1471 году тогдашний митрополит Филипп призвал московских мастеров "Ивашку Кривцова да Мышкина" и поручил им построить на месте старой Успенской церкви новую – сходную с владимирским собором, но большую по размерам. Мастера согласились и работы начались. Здесь надо отметить, что, за исключением Пскова и Новгорода, каменное строительство на Московской Руси тогда практически не велось. Общее количество возведенных после начала монгольского ига, т.е. за 230 лет, каменных сооружений, включая даже фортификационные, измерялось десятками. Причем – крайне немногими десятками. Несмотря на регулярные, как приход весны, опустошительные пожары, русские люди упорно предпочитали строить из дерева. Жить же в каменных домах вообще считалось тогда едва ли не противоестественным – даже Великий князь и Московский митрополит обитали в деревянных дворцах, и строительство после одного из пожаров каменных митрополичьих палат стало своего рода вызовом для тогдашней ментальности. Тем не менее в деревянных дворцах русские цари живали и много позже – во временном деревянном дворце продолжительное время пребывала Елизавета Петровна, деревянным был и знаменитый дворец в Коломенском, разобранный уже при Екатерине. (Из его древесины гениальный Баженов выполнил сохранившуюся поныне модель своего неосуществленного Большого Кремлевского Дворца – фантастический мегапроект, в жертву которому должны были принести добрую половину сегодняшних кремлевских памятников. К счастью, Кремль тогда спасла нехватка казенных финансов – царица предпочла столь радикальному строительству очередную войну с турками.)

Храмы, однако, из камня строили. Но это были довольно простые по архитектуре и небольшие по размерам храмы. Никакого сравнения с новгородской Софией или тем же владимирским Успением. Тем более – с Нотр-Дам де Пари.

Из сказанного следует, что для московских мастеров и подрядчиков проект был чрезвычайно рискованным. Дополнительные сложности создавали специфические требования заказчика, связанные с обеспечением непрерывности богослужений во время строительства и особым режимом переноса гробниц похороненных в соборе иерархов – митрополитов Петра, Феогноста и Ионы.

В общем, стоит ли удивляться, что затея обернулась фиаско. 20 мая 1474 года собор, в котором уже подводились своды под барабаны куполов, рухнул. Не выдержала северная стена, в которой нерасчетливо устроили ход на хоры. За ней повалилась западная и все своды разом.

"Не разумеша силы в том деле известь жидко растворяху с песком, ино неклеевито, а внутрь того же камения малаго сбираху, да внутрь стены сыплюще да известию поливаху, якоже раствором тестенным, потому же не крепко дело: яко же тягина того камения потягнет в место, и правило стены извихляется." К счастью, обошлось без жертв.

Но это случилось уже при новом митрополите, Геронтии, – инициатор и основной инвестор строительства владыка Филипп скончался годом раньше, в апреле 1473.

Здесь надо упомянуть еще одно забавное обстоятельство. Дело в том, что Москва Ивана III – властителя весьма жесткого, предельно циничного, энергичного и скорого на расправу – отнюдь не была в политическом смысле монолитом. Не допускавший разномыслия во внешнеполитических делах, создатель русского централизованного государства по целому ряду первостепенных вопросов внутриполитической жизни имел организованную и сильную оппозицию, заставлявшую с собой считаться и вести диалог. И наиболее значительной из таких оппозиций была как раз церковная иерархия во главе с митрополитами – последовательно Феодосием, Филиппом, Геронтием. Лишь в 1490 году Ивану III удалось добиться интронизации своего единомышленника – Зосимы, однако уже в 1494 году противники Государя Всея Руси заставили его сместить Зосиму: более полугода затем митрополия оставалась безглавой, пока Иван III искал возможность вновь протолкнуть на этот пост своего человека – таковым стал игумен Троице-Сергиевого монастыря Симон.

Понятно, что, как и в наши дни, успешная реализация проекта общенационального значения "добавляет очки" той группировке, которая его контролирует, и убавляет у конкурентов. Митрополит Филипп однозначно имел это в виду, затевая строительство. Понимал это и Иван Великий, когда, воспользовавшись фиаско прежней затеи, а также тем, что бывший Коломенский архиепископ Геронтий еще не вполне освоился на новом посту, взял проект в свои тяжелые руки (и на свой бюджет).

Вот как он принялся действовать. Во-первых, были призваны сторонние эксперты. Поскольку строить из камня умели лишь в Новгороде и Пскове, таковых пригласили оттуда – точнее, из Пскова, поелику Новгород пребывал в перманентной опале. Эксперты выдали вполне компетентное заключение и предложили передать подряд им. В этом им отказали, однако в накладе не оставили: псковичам поручили построить в Кремле Благовещенскую и Ризоположенскую церкви, а также еще несколько сооружений в Москве и Троице-Сергиевом монастыре. А кроме того, при новом строительстве постановили воспользоваться трудом исключительно псковских каменщиков.

Генеральный подрядчик "подхода-2", как ни странно, остался тем же – из могущественного клана Ховриных. Видать, лоббизм и подрядная коррупция в той Москве процветали не стесненней, чем в Москве лужковской.

А вот архитектора, конечно же, сменили – и здесь начинаются форменные чудеса, в некотором смысле, однако, характерные для русского искусства и русской культуры в целом. 24 июля 1474 года в Венецию был отправлен московский посол Семен Толбузин, каковому, помимо прочего, поручалось нанять "во фряжской земле" архитектора. Стоит оценить чудесную смелость этого решения Ивана Васильевича, чье сознание, как и положено в русском XV веке, в полной мере опиралось на традицию и прецедент: со времен того же Андрея Боголюбского ни один иностранец на Руси ничего не строил. Да и побывало здесь этих иностранцев – считанные единицы.

Толбузин выполнил возложенное поручение, наняв на 5 лет с фантастически щедрой оплатой в 10 рублей/месяц итальянца – уроженца Болоньи Аристотеля Фиорованти. Он был первым – за ним потянулись другие, именно они возвели большую часть нынешних кремлевских сооружений: дворцы и храмы, стены и башни. С легкой руки того же Аристотеля они несколько веков затем лили пушки, чеканили деньги, лечили и выплавляли металл на Руси, лишенной собственной системы подготовки образованных кадров.

Следующим чудом был сам результат работы итальянца: Успенский собор Московского Кремля – безусловный шедевр мировой архитектуры – имеет, однако, очень мало общего как с традиционной русской архитектурой, так и с архитектурой итальянского Ренессанса. Ни в коей мере не являясь прописанной в "исходном техзадании" увеличенной копией владимирского Успения, он, однако, вполне удовлетворил и своего главного заказчика, и тогдашнее общественное мнение. И сегодня всякому очевидно, что предложенное Фиорованти решение исключительно органично вписывается и в условия застройки Боровицкого холма, и в идеологическую концепцию конца русского XV века (подобно тому, как греческие строители создали некогда для Ярослава Мудрого киевскую Софию – храм, в архитектурном смысле абсолютно невозможный на их собственной родине).

Третье чудо лежит в промежутке между двумя предыдущими. Дело в том, что выбор посла Толбузина был, мягко говоря, не очевиден. Для нас навсегда останется тайной, как не избалованный общением с иностранцами и не искушенный в инженерии москвич выполнял беспрецедентное для его соотечественников поручение. Мы знаем лишь итог – он нанял Аристотеля, пятидесятичетырехлетнего человека, который… у себя на родине, похоже, не построил ни одного здания. Он, впрочем, был опытным и, судя по всему, востребованным инженером: рыл каналы, выравнивал крепостные стены, передвигал (с переменным успехом) башни. Случалось ему служить и строительным чиновником. Приходилось и иметь проблемы с законом – кажется, Аристотеля обвиняли в подделке дензнаков.

Можно предположить, что все эти навыки были нужны Ивану Великому – за годы жизни на Руси Фиорованти пришлось потом и пушки лить и, кажется, нумизматикой баловаться. Но вот какое отношение все это рутинное "портфолио" имело к созданию архитектурного шедевра – не понятно.

Возможно, сам воздух Москвы сыграл здесь свою роль – воздух молодого государства, способного впитывать все новое, переваривая и адаптируя для своей специфической пользы. 

P. S. В 1479 году, когда итальянский архитектор в Москве завершал строительство Успенского собора, в соседней Дании основали Копенгагенский университет. Впрочем, он был уже вторым в этой маленькой стране: университет на родине Х. К. Андерсена, в Оденсе, был основан еще раньше. Старейший в Швеции Упсальский университет основан в 1477 г. Краковский университет в Польше работал с 1364 года, Карлов университет в Праге – с 1348. До открытия первого университета в России оставалось 276 лет.

Усыскин Лев
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).