будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Культура

«Сохранение карикатуры как жанра не от художников зависит»

«Сохранение карикатуры как жанра не от художников зависит»
merinov3_2
Алексей Меринов. фото: Михаил Максимов

«Полит.ру» открывает цикл интервью с мастерами политической карикатуры. Первым нашим собеседником стал бессменный вот уже три десятилетия главный карикатурист газеты «Московский Комсомолец» Алексей Меринов с рассказом о том, почему жанр карикатуры покидает сегодня СМИ и как сегодня выглядит цензура для актуального художника в масс-медиа.

Алексей, начну с банального вопроса. Ты ведь уже лет тридцать карикатурой занимаешься, так?

Первая публикация была в году 80-м, по-моему. В газете Одинцово "Новые Рубежи". С ней и сотрудничал. В 83-м меня напечатала "Литературка", по тем временам это считалось "повышением квалификации". Причем я уже и забыл, когда относил картинки туда. И вдруг - бац! В 83-м попал в "Клуб карикатуристов" при «МК», и с тех пор понеслось.

На сегодня я знаю не много действующих карикатуристов. Это ты, ну Ёлкин, еще может одного вспомню если напрягусь… Клуба, о котором ты говоришь, уже давно нет. Значит ли это, что карикатура сегодня - вымирающий жанр?

Почему? Есть питерцы: Богорад, Шилов. Андрей Бильжо рисует. Михаил Златковский. Это я назвал тех, чьи рисунки вижу часто. Константин Куксо во "Власти". Мой старый приятель Леша Йорш рисует, и не только карикатуру. Прошу прощения, кого упустил. Интернет переполнен картинками всякими. Другое дело, что карикатура уходит из официальных бумажных СМИ. Но тут, думаю, не вина художников.

Алексей, ты делаешь в основном, за очень редкими исключениями, политическую карикатуру. Та карикатура, за которой я слежу, тоже в основном политическая. Другой не осталось карикатуры сегодня?

А так же "экономическую, "социалку" и черт знает ещё какие. Я работаю в ежедневной газете, посему политика и превалирует.

Кстати, вот её-то как раз и не так много в официозе. Я почему и говорил, что она уходит из тех, классических СМИ. Не хотят редакторы получать по ушам за какие-то там "клеветнические искажения" и издевательства над властью. Не все, но многие не хотят. А "общих" рисунков, на отвлеченную тему полно. Это, кстати, нормально. Ненормально то, что "злобы дня" не хватает.

Кстати, всегда хотел спросить, картинки, которые ты рисуешь – чьи они? Возможно ли, что ты завтра возьмешь и захочешь их опубликовать их в другой газете?

У меня контракт с «МК». Я не имею права печататься в других газетах, в первую очередь. Это нормально. Что касается остальных СМИ, редактор тоже человек. И какие-то разовые акции периодически случаются. Просто к моей красивой и редкой фамилией добавляется название "Малой Родины". Авторские права, называется. Да и мне самому «МК» хватает по самый помпончик. Куда уж больше - 30 лет в газете.

Тут как-то прочел о себе, любимом, некий диалог в интернете. Девушка у себя на страничке выложила мою картинку. Её молодой человек искренне удивился, мол, а что, он жив ещё? Вроде да, пока живой.

(Большую часть работ Алексея Меринова можно свободно посмотреть в сети на сайте газеты «Московский Комсомолец» (http://www.mk.ru/merinov/) - «Полит.ру»)

Вот теперь я хотел бы перейти к теме, которая как раз касается этого самого "по ушам". Приходилось ли тебе с цензурой в какой-то форме сталкиваться за более чем 30-летний стаж работы?

До 91-го года у нас официально был отдел литования или как он там назывался. Сидели милые дамы. Я приносил им рисунки, отобранные для печати. Они хохотали, и со словами:

- Ну что вы, с ума сошли? Обязательно дома расскажу, подниму семье настроение... и отдавали мне их обратно.

А сейчас у нас цензуры нет. Есть редактура. За все мои годы картинок десять-двадцать "непроходняка" наберется. Правда, некоторые лежат себе, лежат, а потом вдруг оживают и печатаются. Другие закачаны в мобильник моего редактора. Он их своим друзьям показывает. Так что, они все равно как-то дышат, и я не в обиде. Какие-то на сайте "Эха Москвы " выпрыгнули. Какие-то - в соцсетях выкладывал.

 
"1984". Карикатура: Алексей Меринов (из не пошедшего в печать)

Я понимаю руководство. У меня есть мой прямоугольник в газете, и, в принципе, что там вокруг - трава не расти. А он получает за все "полосы".

Пару раз, кстати, я на эмоциях рисовал, меня "не ставили в номер"... Я остывал через некоторое время и понимал, что это даже в интернете не стоит показывать. Что-то, конечно, уже устарело. Когда Медведев радостно сообщил всему миру, что у него с Путиным одна группа крови, я нарисовал их в виде комариков, сосущих друг у друга кровушку. Ну, не прошла картинка. Теперь это, конечно, "для семейного альбома". Но газета тем и хороша - завтра будет новый день, будет "пища". А страдать по непрошедшим - не мое. Грех жаловаться. У меня только книжек три на очереди. И это не считая основного, газетного, дела.

То есть такая вещь как самоцензура у тебя тоже присутствует?

А что называть самоцензурой? Можно на лбу "героя" нарисовать несколько народных русских букв, тебя естественно не напечатают, и ты встанешь в позу борца с несправедливостью. Я уже такое не рисую.

Я сто раз говорил, что проблема не в том, что и о чем рисовать. Проблема в том, КАК это делать. И, кстати, многие понимают картинки буквально. У меня был рисунок, где начальник, стоя за трибуной, лил бурным потоком слезы. Целое море слез, в котором тонули люди. Это о Крымске. Но! Не о самой трагедии, а той лжи госчиновников, которая и затопила собой страну. Мне казалось, что это понятно. Нет, оказалось, кто-то подумал, что я просто "чернушку" нарисовал. Ну, тут я уже бессилен. Карикатуру надо уметь "считывать". Там зачастую используется язык знаков, намеков. Не у всех получается. А с другой стороны, может, и я не смог объяснить. Бывает.

А о каких книжках идет речь? Альбомы твоих карикатур или что?

С книжками у меня странная история. Я абсолютно не могу работать с писателями. Большинство из них уже знают, что и как нужно проиллюстрировать. А мне, в свою очередь, скучно рисовать, допустим, гражданина Иванова, выходящего из подъезда. Мне невольно хочется тут же изобразить гражданина Петрова, входящего в этот подъезд. А вот со всякими сводами документов, с сухими, казалось бы, текстами, наоборот, замечательно получается. Тот же Уголовный Кодекс уже три раза рисовал. Налоговый умудрился оформить. Сейчас есть предложение проиллюстрировать Гражданский Кодекс. Пока затих и присматриваюсь.

Занятно. Есть еще один большой вопрос. Он называется "Интернет". Вот ты когда начинал, такого явления не было, а сейчас уже больше 10 лет живешь в новой информационной эпохе. Как глобальная сеть повлияла на твое творчество, как повлияла на твою известность? И еще один, видимо совсем отдельный вопрос, как интернет повлиял на карикатуру в целом в России, в мире? Можно ли вообще говорить о таком влиянии?

Всякое новое становится со временем делом привычным. Иногда уже и надоедает. Хотя всё равно, уже без интернета почти невозможно. Я вот уже полгода не выпиваю, а без инета пока только пару недель смог обойтись.

Касаясь профессии, да, конечно, - это пока ещё неподцензурное пространство. Попадая в него, становишься отчаянно смелым. Видя все эти "фотожабы" на политиков, беспощадные реплики, картинки, и тому подобное, поначалу тихонько приходишь в состояние изумления. А потом всё равно становишься сам собою.

 
"Царь-ботинки". Карикатура: Алексей Меринов (из не пошедшего в печать)

Я "этап смелости и подвигов" миновал давно. Во времена распада СССР и последующих событий. И сколько перерисовал вождей, президентов, руководителей их сподручных... уже и не сосчитать. Теперь же меня больше интересуют несколько другие вещи: как поточнее раскрыть тему. Как избегая "изображения в лоб" нарисовать так, чтоб ни у кого не осталось сомнения в том, о чем или о ком это. В конце концов, те же басни-то, написанные фиг знает когда, до сих пор вспоминаются и цитируются. Хотя, хочу подчеркнуть, иногда наоборот - именно в лоб.

А известность для художника, на мой субъективный взгляд, это, прежде всего, когда твои рисунки востребованы. Хотя, конечно, слаб человек, и от рюмки, которую тебе предлагают "за славу народную", отказываться не стоит. Ах да, забыл, я ж не пью...

Но в целом, на карикатуру, сеть повлияла? Я могу конкретизировать вопрос, все эти фотожабы, демотиваторы - не они ли являются новой карикатурой, которая вытесняет твои, Ёлкина и Бильжо рисунки из СМИ? Ну, и, правда, зачем они там, если и так весь интернет в картинках-ржачках, нет?

Не-а. Это же не новое. Это, как раньше говорилось - "народное творчество масс". Оно было всегда. На стенах пещер, в лубках, и на заборах (исключительно как удобная площадка для изображения, никакого бранного смысла нет), и в анекдотах. Сегодня фотожабы. Завтра, с появлением новых технологий, появится что-то ещё. Но это идет параллельно той, аутентичной карикатуре. И потому, что часто это обезличенная вещь. Вот, под картинкой стоят имя-фамилия автора. Это есть штучное произведение. Это его, автора, взгляд, его позиция, что там ещё.

Победить карикатуру, как и всю сатиру (ох, не люблю я это слово) может только запрет. В том числе и в интернете. Как и остальное всё живое, "взлохмаченное", не рядами и шеренгами выстроенное. Раньше был уверен, что это невозможно. Теперь, глядя на игры Роскомнадзора, уже так не думаю.

Хотя, был же самиздат при коммунистах.

А своя версия есть, почему карикатура уходит из СМИ? Ведь по каким-то причинам клуб карикатуристов "МК" перестал существовать? Должно же этому быть объяснение?

Жень, клуб перестал существовать совершенно не по политическим причинам. Все выросли и разбежались по различным СМИ. Потом такой же клуб был в газете «Совершенно секретно», но и там недолго продержался... а по поводу - почему уходит карикатура из СМИ - я ж говорю, не хотят редакторы по ушам получать.

Как сегодня развивается карикатура? Где конкурсы карикатуристов? Призы? Спецкурсы в художественных учреждениях? Существуют ли они? Общаетесь ли вы с собратьями по цеху? Обсуждаете ли это? Что вообще обсуждаете?

Я совершеннейшим образом "погряз" в делах газетных. Для человека ленивого и нетерпеливого, коим я являюсь, это просто идеальная ниша. Когда-то работал в театре, участвовал в постановках спектаклей. Полгода над одним проектом! Сейчас кажется фантастикой. А тут и неудачи переживаются легче и быстрее. Уже и не помню когда участвовал в каких-либо конкурсах. Да и у нас в державе их немного. Когда-то, в 90-е, был замечательный фестиваль сатиры и юмора. "Золотой Остап". Проходил в славном городе Санкт-Петербурге. Там была и отдельная номинация в карикатуре. Постепенно он как-то увял. Что у нас сейчас, даже, к стыду своему, и не в курсе. Боюсь, не слишком совру, сказав, что не в лидерах мы по количеству подобных праздников. Раз в год 1 апреля выставляются художники в свой "профессиональный праздник". Но, поскольку, у меня в конце марта день рождения, должен честно признаться - редкий я гость на этом празднике...

Общаюсь с коллегами нечасто. В основном, со "старой гвардией". Иногда переписываемся с замечательным Сережей Тюниным.

У меня как-то получилось, что дружу не по профессиональному признаку. Среди музыкантов, допустим, друзей поболее. Есть ещё одна категория - футбольные болельщики. Но это периодически, драма для семьи. Не будем о грустном.

Что в текущей ситуации, по твоему личному мнению, ждет карикатуру ближайшие лет 10-15? Еще большее угасание?

Десять лет?! Да я не могу знать, что завтра ждет. И далеко не только карикатуру. У нас, в эпоху стабильности, может случиться всё, что угодно. В любой момент. Кинематографистам уже указали светлый путь. Музыканты у нас тоже порой, приезжают в глубинку на гастроли, а там вдруг концертный зал накануне свинкой заразился сам собой.

Правда, у нас немного по-другому. Я что-то не видел парадных картинок, прославляющих власть. Да это уже будет какой-то другой жанр. А сохранение карикатуры как жанра не от художников зависит. Точнее, не только от них. При всём уважении к виртуальной реальности, остаюсь сторонником "бумажных" СМИ. Поэтому, и редакторы тут в спайке идут. В конце концов, они решают, что будут видеть читатели, а что убежит в рунет.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).