«Полит.ру» открывает цикл интервью с мастерами политической карикатуры. Первым нашим собеседником стал бессменный вот уже три десятилетия главный карикатурист газеты «Московский Комсомолец» Алексей Меринов с рассказом о том, почему жанр карикатуры покидает сегодня СМИ и как сегодня выглядит цензура для актуального художника в масс-медиа.
Алексей, начну с банального вопроса. Ты ведь уже лет тридцать карикатурой занимаешься, так?
Первая публикация была в году 80-м, по-моему. В газете Одинцово "Новые Рубежи". С ней и сотрудничал. В 83-м меня напечатала "Литературка", по тем временам это считалось "повышением квалификации". Причем я уже и забыл, когда относил картинки туда. И вдруг - бац! В 83-м попал в "Клуб карикатуристов" при «МК», и с тех пор понеслось.
На сегодня я знаю не много действующих карикатуристов. Это ты, ну Ёлкин, еще может одного вспомню если напрягусь… Клуба, о котором ты говоришь, уже давно нет. Значит ли это, что карикатура сегодня - вымирающий жанр?
Почему? Есть питерцы: Богорад, Шилов. Андрей Бильжо рисует. Михаил Златковский. Это я назвал тех, чьи рисунки вижу часто. Константин Куксо во "Власти". Мой старый приятель Леша Йорш рисует, и не только карикатуру. Прошу прощения, кого упустил. Интернет переполнен картинками всякими. Другое дело, что карикатура уходит из официальных бумажных СМИ. Но тут, думаю, не вина художников.
Алексей, ты делаешь в основном, за очень редкими исключениями, политическую карикатуру. Та карикатура, за которой я слежу, тоже в основном политическая. Другой не осталось карикатуры сегодня?
А так же "экономическую, "социалку" и черт знает ещё какие. Я работаю в ежедневной газете, посему политика и превалирует.
Кстати, вот её-то как раз и не так много в официозе. Я почему и говорил, что она уходит из тех, классических СМИ. Не хотят редакторы получать по ушам за какие-то там "клеветнические искажения" и издевательства над властью. Не все, но многие не хотят. А "общих" рисунков, на отвлеченную тему полно. Это, кстати, нормально. Ненормально то, что "злобы дня" не хватает.
Кстати, всегда хотел спросить, картинки, которые ты рисуешь – чьи они? Возможно ли, что ты завтра возьмешь и захочешь их опубликовать их в другой газете?
У меня контракт с «МК». Я не имею права печататься в других газетах, в первую очередь. Это нормально. Что касается остальных СМИ, редактор тоже человек. И какие-то разовые акции периодически случаются. Просто к моей красивой и редкой фамилией добавляется название "Малой Родины". Авторские права, называется. Да и мне самому «МК» хватает по самый помпончик. Куда уж больше - 30 лет в газете.
Тут как-то прочел о себе, любимом, некий диалог в интернете. Девушка у себя на страничке выложила мою картинку. Её молодой человек искренне удивился, мол, а что, он жив ещё? Вроде да, пока живой.
(Большую часть работ Алексея Меринова можно свободно посмотреть в сети на сайте газеты «Московский Комсомолец» (http://www.mk.ru/merinov/) - «Полит.ру»)
Вот теперь я хотел бы перейти к теме, которая как раз касается этого самого "по ушам". Приходилось ли тебе с цензурой в какой-то форме сталкиваться за более чем 30-летний стаж работы?
До 91-го года у нас официально был отдел литования или как он там назывался. Сидели милые дамы. Я приносил им рисунки, отобранные для печати. Они хохотали, и со словами:
- Ну что вы, с ума сошли? Обязательно дома расскажу, подниму семье настроение... и отдавали мне их обратно.
А сейчас у нас цензуры нет. Есть редактура. За все мои годы картинок десять-двадцать "непроходняка" наберется. Правда, некоторые лежат себе, лежат, а потом вдруг оживают и печатаются. Другие закачаны в мобильник моего редактора. Он их своим друзьям показывает. Так что, они все равно как-то дышат, и я не в обиде. Какие-то на сайте "Эха Москвы " выпрыгнули. Какие-то - в соцсетях выкладывал.
Я понимаю руководство. У меня есть мой прямоугольник в газете, и, в принципе, что там вокруг - трава не расти. А он получает за все "полосы".
Пару раз, кстати, я на эмоциях рисовал, меня "не ставили в номер"... Я остывал через некоторое время и понимал, что это даже в интернете не стоит показывать. Что-то, конечно, уже устарело. Когда Медведев радостно сообщил всему миру, что у него с Путиным одна группа крови, я нарисовал их в виде комариков, сосущих друг у друга кровушку. Ну, не прошла картинка. Теперь это, конечно, "для семейного альбома". Но газета тем и хороша - завтра будет новый день, будет "пища". А страдать по непрошедшим - не мое. Грех жаловаться. У меня только книжек три на очереди. И это не считая основного, газетного, дела.
То есть такая вещь как самоцензура у тебя тоже присутствует?
А что называть самоцензурой? Можно на лбу "героя" нарисовать несколько народных русских букв, тебя естественно не напечатают, и ты встанешь в позу борца с несправедливостью. Я уже такое не рисую.
Я сто раз говорил, что проблема не в том, что и о чем рисовать. Проблема в том, КАК это делать. И, кстати, многие понимают картинки буквально. У меня был рисунок, где начальник, стоя за трибуной, лил бурным потоком слезы. Целое море слез, в котором тонули люди. Это о Крымске. Но! Не о самой трагедии, а той лжи госчиновников, которая и затопила собой страну. Мне казалось, что это понятно. Нет, оказалось, кто-то подумал, что я просто "чернушку" нарисовал. Ну, тут я уже бессилен. Карикатуру надо уметь "считывать". Там зачастую используется язык знаков, намеков. Не у всех получается. А с другой стороны, может, и я не смог объяснить. Бывает.
А о каких книжках идет речь? Альбомы твоих карикатур или что?
С книжками у меня странная история. Я абсолютно не могу работать с писателями. Большинство из них уже знают, что и как нужно проиллюстрировать. А мне, в свою очередь, скучно рисовать, допустим, гражданина Иванова, выходящего из подъезда. Мне невольно хочется тут же изобразить гражданина Петрова, входящего в этот подъезд. А вот со всякими сводами документов, с сухими, казалось бы, текстами, наоборот, замечательно получается. Тот же Уголовный Кодекс уже три раза рисовал. Налоговый умудрился оформить. Сейчас есть предложение проиллюстрировать Гражданский Кодекс. Пока затих и присматриваюсь.
Занятно. Есть еще один большой вопрос. Он называется "Интернет". Вот ты когда начинал, такого явления не было, а сейчас уже больше 10 лет живешь в новой информационной эпохе. Как глобальная сеть повлияла на твое творчество, как повлияла на твою известность? И еще один, видимо совсем отдельный вопрос, как интернет повлиял на карикатуру в целом в России, в мире? Можно ли вообще говорить о таком влиянии?
Всякое новое становится со временем делом привычным. Иногда уже и надоедает. Хотя всё равно, уже без интернета почти невозможно. Я вот уже полгода не выпиваю, а без инета пока только пару недель смог обойтись.
Касаясь профессии, да, конечно, - это пока ещё неподцензурное пространство. Попадая в него, становишься отчаянно смелым. Видя все эти "фотожабы" на политиков, беспощадные реплики, картинки, и тому подобное, поначалу тихонько приходишь в состояние изумления. А потом всё равно становишься сам собою.
Я "этап смелости и подвигов" миновал давно. Во времена распада СССР и последующих событий. И сколько перерисовал вождей, президентов, руководителей их сподручных... уже и не сосчитать. Теперь же меня больше интересуют несколько другие вещи: как поточнее раскрыть тему. Как избегая "изображения в лоб" нарисовать так, чтоб ни у кого не осталось сомнения в том, о чем или о ком это. В конце концов, те же басни-то, написанные фиг знает когда, до сих пор вспоминаются и цитируются. Хотя, хочу подчеркнуть, иногда наоборот - именно в лоб.
А известность для художника, на мой субъективный взгляд, это, прежде всего, когда твои рисунки востребованы. Хотя, конечно, слаб человек, и от рюмки, которую тебе предлагают "за славу народную", отказываться не стоит. Ах да, забыл, я ж не пью...
Но в целом, на карикатуру, сеть повлияла? Я могу конкретизировать вопрос, все эти фотожабы, демотиваторы - не они ли являются новой карикатурой, которая вытесняет твои, Ёлкина и Бильжо рисунки из СМИ? Ну, и, правда, зачем они там, если и так весь интернет в картинках-ржачках, нет?
Не-а. Это же не новое. Это, как раньше говорилось - "народное творчество масс". Оно было всегда. На стенах пещер, в лубках, и на заборах (исключительно как удобная площадка для изображения, никакого бранного смысла нет), и в анекдотах. Сегодня фотожабы. Завтра, с появлением новых технологий, появится что-то ещё. Но это идет параллельно той, аутентичной карикатуре. И потому, что часто это обезличенная вещь. Вот, под картинкой стоят имя-фамилия автора. Это есть штучное произведение. Это его, автора, взгляд, его позиция, что там ещё.
Победить карикатуру, как и всю сатиру (ох, не люблю я это слово) может только запрет. В том числе и в интернете. Как и остальное всё живое, "взлохмаченное", не рядами и шеренгами выстроенное. Раньше был уверен, что это невозможно. Теперь, глядя на игры Роскомнадзора, уже так не думаю.
Хотя, был же самиздат при коммунистах.
А своя версия есть, почему карикатура уходит из СМИ? Ведь по каким-то причинам клуб карикатуристов "МК" перестал существовать? Должно же этому быть объяснение?
Жень, клуб перестал существовать совершенно не по политическим причинам. Все выросли и разбежались по различным СМИ. Потом такой же клуб был в газете «Совершенно секретно», но и там недолго продержался... а по поводу - почему уходит карикатура из СМИ - я ж говорю, не хотят редакторы по ушам получать.
Как сегодня развивается карикатура? Где конкурсы карикатуристов? Призы? Спецкурсы в художественных учреждениях? Существуют ли они? Общаетесь ли вы с собратьями по цеху? Обсуждаете ли это? Что вообще обсуждаете?
Я совершеннейшим образом "погряз" в делах газетных. Для человека ленивого и нетерпеливого, коим я являюсь, это просто идеальная ниша. Когда-то работал в театре, участвовал в постановках спектаклей. Полгода над одним проектом! Сейчас кажется фантастикой. А тут и неудачи переживаются легче и быстрее. Уже и не помню когда участвовал в каких-либо конкурсах. Да и у нас в державе их немного. Когда-то, в 90-е, был замечательный фестиваль сатиры и юмора. "Золотой Остап". Проходил в славном городе Санкт-Петербурге. Там была и отдельная номинация в карикатуре. Постепенно он как-то увял. Что у нас сейчас, даже, к стыду своему, и не в курсе. Боюсь, не слишком совру, сказав, что не в лидерах мы по количеству подобных праздников. Раз в год 1 апреля выставляются художники в свой "профессиональный праздник". Но, поскольку, у меня в конце марта день рождения, должен честно признаться - редкий я гость на этом празднике...
Общаюсь с коллегами нечасто. В основном, со "старой гвардией". Иногда переписываемся с замечательным Сережей Тюниным.
У меня как-то получилось, что дружу не по профессиональному признаку. Среди музыкантов, допустим, друзей поболее. Есть ещё одна категория - футбольные болельщики. Но это периодически, драма для семьи. Не будем о грустном.
Что в текущей ситуации, по твоему личному мнению, ждет карикатуру ближайшие лет 10-15? Еще большее угасание?
Десять лет?! Да я не могу знать, что завтра ждет. И далеко не только карикатуру. У нас, в эпоху стабильности, может случиться всё, что угодно. В любой момент. Кинематографистам уже указали светлый путь. Музыканты у нас тоже порой, приезжают в глубинку на гастроли, а там вдруг концертный зал накануне свинкой заразился сам собой.
Правда, у нас немного по-другому. Я что-то не видел парадных картинок, прославляющих власть. Да это уже будет какой-то другой жанр. А сохранение карикатуры как жанра не от художников зависит. Точнее, не только от них. При всём уважении к виртуальной реальности, остаюсь сторонником "бумажных" СМИ. Поэтому, и редакторы тут в спайке идут. В конце концов, они решают, что будут видеть читатели, а что убежит в рунет.