будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Культура
Веселов Игорь

Сокровища нации

Сокровища нации
1

Устроители нового кинофестиваля «Образы Америки» взялись доказать: в свободном американском кинематографе, ныне выходящем из тени Голливуда, происходит много интересного

Ставшая уже вполне привычной и прозаической «Неделя российского кино» в Нью-Йорке (подобные акции, впрочем, регулярно проходят и в других крупнейших мировых столицах) обзавелась вполне закономерным зеркальным двойником по другую сторону Атлантики: в Москве начинается кинофестиваль «Образы Америки». Обывателю подобный фестиваль на первый взгляд может показаться бессмысленным: если смотрины русского кино призваны худо-бедно поддерживать интерес к российскому кинематографу за рубежом, то американскую продукцию мы вроде бы и так в обилии смотрим в кинотеатрах каждый день. Однако концепция фестиваля на самом деле куда тоньше. Брюс Гарднер, председатель правления фестиваля, на пресс-конференции заявил, что представление российского зрителя о современном американском кинематографе «не совсем соответствует действительности». Соответственно, организаторы хотели представить в рамках фестиваля актуальное кино США во всем его многообразии, в стороне от голливудского мейнстрима и ориентации на кассовые сборы. Подоспевший к середине пресс-конференции программный директор и известный киновед Кирилл Разлогов пояснил, что в отличие от студийной продукции (воспроизводящей унифицированную культуру), малобюджетное и независимое кино представляет многообразие локальных субкультур и движений, бурлящих на американских просторах – так что нынешний фестиваль вполне можно считать акцией культурного обмена.

Подлинный лик американского кино составители программы решили представить с трех разных ракурсах. Во-первых, это программа «IndieВид», выросшая из одноименного фестиваля независимого кино, прошедшего в прошлом году с большим резонансом. При этом если в прошлый раз демонстрировались в основном арт-хиты прошлых лет, то на нынешний фестиваль привезут весьма актуальные независимые ленты, замеченные господином Разлоговым на заокеанских фестивалях. В программе заявлено пять независимых лент, из них три – «У Мини это в первый раз»/Mini’s first time (режиссер Ник Гати), «Чудесно»/Marvellous (режиссер Сиофра Кэмпбелл) и «Поцелуй меня снова»/Kiss me again (режиссер Уильям Тайлер Смит) – будут представлены самими постановщиками. Любопытно, что сама структура фестиваля представляет собой плавный переход от открытия, на котором будет показана сильно ожидаемая зрителями «Черная орхидея» Брайана де Пальмы (кстати, изображающая в весьма неприглядном виде изнанку классического Голливуда), до закрывающего действо тинейджерского нуара «Кирпич»/Brick Райана Джонсона, лауреат специального приза фестиваля в Санденсе и, судя по всему, новый объект индии-культа. А между этими гранями американской кинокультуры поместится и здоровая порция голливудской классики: «Ранчо с дурной славой»/Rancho Natorious Фрица Ланга (1952 г.), «Безоговорочно»/Without Reservations Марвина Ле Роя (1946), «Необузданные»/The Lusty Men Николаса Рея (1952) и «Прекрасное Безумие»/A Fine Мadness Ирвина Кершнера (1966). Кстати, представлять последний фильм выписали довольно-таки культового режиссера Кершнера, известного общественности прежде всего благодаря постановке пятого эпизода «Звездных войн» - «Империя наносит ответный удар». Предвидя интерес журналистов к его работе с Джорджем Лукасом (которого он, кстати, учил киноискусству в Университете Южной Калифорнии), Кершнер в иронической манере рассказал, что в ответ на распространенный вопрос «Чемы вы научили Лукаса?» обычно вспоминает их совместные теннисные матчи, в ходе которых Кершнер научил юного падавана бить по мячу так, чтобы он все-таки оказался не в сетке, а на половине противника. Заодно режиссер-классик удостоил публику краткой, но обстоятельной лекцией о нынешнем состоянии дел в американской киноиндустрии. Устоявшаяся студийная схема, говорил Кершнер, отмирает: фильмы становятся все дороже в производстве, а звезды, благодаря которым публика до сих пор ходит на блокбастеры, требуют все более крупных гонораров и отчислений. Эта ситуация – идеальный момент для расцвета независимого кино, в котором не важны огромные бюджеты и звезды, которое можно снимать на «цифру», и во главу угла становится история и то, как ее рассказывает автор. «Можно сказать, что сейчас мы наблюдаем возрождение настоящего кинематографа», – подытожил режиссер. Тут, правда, выяснилась занятная подробность: на вопрос одного из журналистов о том, какие фильмы из программы особенно понравились Кершнеру, почетный гость фестиваля признался, что не только фильмов, но и программы-то еще не видел. Впрочем, сам факт присутствия похожего на Йоду и обладающего раскатистым голосом Кершнера – вполне убедительное украшение фестиваля, а рассказывать о программе – удел кураторов.

Заведующая третьей секцией «Экран.Doc», в которой, понятно, представлены документальные фильмы, Робин Хессман излучала восторженные эмоции и много говорила о важности культурной интеграции и стремлении показать американскую действительность с самых различных, порой неожиданных, сторон. Центральный номер документальной программы – ретроспектива режиссера Фреда Уайзмена, которого обычно именуют не иначе как легендой. Среди прочего будет показана его программная лента «Средняя школа»/High School, детализированное и притом весьма эмоциональное исследование трудов и дней американских школьников; картина, бывшая у истоков жанра Cinéma vérité, в 1991 году была включена Конгрессом в список фильмов национального значения наравне с оригинальным «Кинг Конгом», «Лоуренсом Аравийским» и «Космической Одиссеей 2001 года».

Как видно, программа современного независимого кино (ради которого, по-хорошему, все это и затевалось) оказалась в довольно солидном обрамлении из классики «золотого» Голливуда и мощной документальной программы. Надо полагать, сделано это главным образом для того, чтобы заманить неподготовленного зрителя на индии-картины. И если у себя дома американский независимый кинематограф чувствует себя довольно вольготно, прокатывается в кинотеатрах и широко распространяется на DVD и по Сети, то для российской аудитории это еще некоторая экзотика, экстрим, который нужно компенсировать обширной и разносторонней культпрограммой. Зритель же любознательный и неленивый от этого только выиграет.

Веселов Игорь
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).