будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 19, 2025
Культура
Клейн Леонид

Список Авнера

Список Авнера
munchen

В сентябре 1972 года, во время Олимпиады в ФРГ, члены палестинской террористической группы "Черный Сентябрь" захватили спортсменов олимпийской команды Израиля. В результате неудачной полицейской операции, проведенной спецслужбами Германии, 5 террористов были убиты, остальные арестованы, но после экстрадиции в арабские страны, оказались на свободе. Все заложники - 11 человек - погибли. Власти Израиля, решившие покарать каждого террориста, имевшего отношение к мюнхенской трагедии, организовали и провели беспрецедентную операцию по поиску и уничтожению преступников. В течение нескольких лет "Моссад" охотился за палестинскими боевиками по всему миру. В результате никто не ушел от возмездия. Об этом и снят фильм "Мюнхен".

Нет. Совсем не об этом. Потому что слово "возмездие" меньше всего подходит для характеристики того, что мы видим на экране. Секретный агент Авнер вместе со своей группой настигает террористов и их пособников, но "ярость благородная" не вскипает в сердце зрителя, как и не возникает у него чувства оправданности мести. И это при том, что в начале картины предельно натуралистично показаны сцены захвата и убийства израильских спортсменов, а молодой офицер МОССАДа Авнер (актер Эрик Бана) покидает Израиль, оставляя дома красавицу жену, которая через пару месяцев должна подарить ему ребенка. Последние кадры мирной жизни: разговор с женой, любовная сцена, благословение матери. И вот мы уже видим Авнера, выходящего из Швейцарского банка с маленьким рюкзачком, в котором находятся пачки долларов, предназначенные на оперативные расходы. В этот момент еще кажется, что мы будем смотреть боевик, в котором "святая злоба", подкрепленная спецэффектами и детективной интригой, не даст оторваться от экрана. Жанровое ожидание рушится в тот момент, когда группа приступает к уничтожению террористов.

Первой жертвой оказывается вполне мирный пожилой человек, переводчик, за несколько минут до смерти разговаривавший о литературе, а потом зашедший в магазин за продуктами. Ничего преступного ни в лице, ни в поступках террориста увидеть невозможно. Настолько невозможно, что слово террорист хочется взять в кавычки. А вот израильские агенты нервничают: один из них, с растерянным и испуганным лицом перед самым выстрелом кричит: "Что я должен делать?". Само убийство Спилберг показывает таким образом, что воспринимается оно не как неотвратимое наказание, а как еще одно преступление: тело падает на пол, и кровь смешивается с молоком из разбитой бутылки. "Лишь у бедного убийцы не видать совсем лица".

И чем дальше разворачивается сюжет, тем острее становится вопрос о праве на месть, о цене, которую приходится платить ради уничтожения своих врагов. У одного террориста остается очаровательная и ни в чем невиновная дочка, другого расстреливают прямо в постели на глазах у жены, во время уничтожения третьего страдают посторонние люди. Гибнут и некоторые члены секретной группы, гибнут, не будучи окончательно уверенные в праведности своих поступков. В фильме неоднократно устами разных представителей израильской стороны говорится о высокой мисси группы Авнера и необходимости покарать палестинских террористов. Но и противоположной стороне дают высказаться. Доводы палестинцев не выглядят ни карикатурно, ни пародийно.

Идеологическая позиция режиссера не совсем ясна, он снимает кино не как еврей, для которого очевидно, кто прав и кто виноват, а как американский режиссер, для которого принцип политкорректности священен. Спилберг стремился показать, что у каждого "своя правда", но в результате, получился пасьянс из нескольких "полуправд". Вероятно, именно поэтому в фильме возникает странный персонаж - француз Луи, информатор Авнера, который готов продавать информацию любому, кто не работает на государство. Почему? Потому что любое государство преступно? Но кто будет защищать собственных граждан? Фильм не дает ответа ни на эти, ни на многие другие вопросы.

Наверное, в современном мире, в котором карикатура в маленькой датской газете приводит к огромному скандалу мирового масштаба, невозможно снять другое кино. Невозможно ясно заявить о своем мировоззрении и ценностях. В конце картины Авнер измотан, растерян и запуган. Он чувствует себя не героем, а чуть ли не убийцей. Одна из финальных сцен: герой занимается любовью со своей женой. Перед глазами у него страшные сцены расстрела израильских спортсменов. Возможно, в этом момент происходит зачатие их будущего ребенка. Для следующего возмездия? Или для очередного "Мюнхена"?

Кадр из фильма с сайта Spiegel

Клейн Леонид
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).