будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ММКФ кино
Июль 20, 2025
Культура
Идлис Юлия

Способ проникнуть внутрь

Теперь понятно, для чего стоит работать в кино всю жизнь, получать Оскары, Сезары, признание критиков и любовь ведущих актеров вроде Жерара Депардье. Не чтобы в конце режиссерской карьеры найти какую-то там истину, идеальный стиль, и уж тем более не затем, чтобы снять шедевр и остаться на каких-то там скрижалях. Работать всю жизнь стоит для того, чтобы в конце концов позволить себе снять раздевающуюся Монику Белуччи в картине с невнятным любовным сюжетом и увенчать ее душераздирающей банальностью: «Мое сердце больше не болит, потому что я встретил тебя».

История, рассказанная в фильме «Сколько ты стоишь?» (в оригинале – «Насколько ты меня любишь?»), проста до тошноты. Тихий служащий среднего возраста по имени Франсуа выигрывает в лотерею 2 млн. евро и пытается с помощью этих денег добиться любви дорогой проститутки Даниэлы (Моника Белуччи), у которой есть муж-гангстер, он же сутенер (Жерар Депардье). Даниэла любит деньги, не готова стать свободной, не хочет оставаться шлюхой, не готова уйти с панели… Ну, вы поняли. Так проходит 90 минут фильма, а в последние пять минут наступает сюрреалистический хэппи-энд с тем же смыслом, который пытался донести до зрителя режиссер Чен Кайге в трехчасовом фильме «Клятва», показанном на открытии ММКФ. А именно – что не в деньгах счастье.

Говорить на эту захватывающую тему не три часа, а всего лишь полтора, умеет теперь не каждый. Бертран Блие не зря с 1980-х годов является классиком мирового кино. Редко кому из современных режиссеров удается запихнуть в картину столько «обязательного» и «непременного» и при этом удержаться в полуторачасовом формате кинематографического «золотого фонда».

В фильме «Сколько ты стоишь?» так много этого «обязательного», что иногда оно сливается в одно интеллектуально-цветовое пятно. В нем много Депардье (впрочем, неизменно убедительного), много «Любовного настроения» (некоторые планы прямиком скопированы из фильмов Вонга Кар-вая), много джаза и итальянской оперы (среди композиторов в титрах значатся Верди, Пуччини и Беллини), много Белуччи (впрочем, ее много не бывает). Кроме того, в этом фильме много разнообразного секса и глубокомысленных фраз типа «хорошая вещь термос – так долго он сохраняет тепло…».

По словам самого Блие, на создание этой картины его вдохновил фильм Гаспара Ноэ «Необратимость» и изнасилованная в нем Моника Белуччи. Против ее итальянского обаяния не поспоришь, поэтому режиссер наполняет свою картину всем итальянским. «Когда пишешь фильм для Моники – а я писал его для нее, - сказал Блие на пресс-конференции по фильму, - ты просто обязан думать обо всем итальянском, о призраках Пазолини и Мастрояни, о черных, белых и розовых шелковых сорочках, и т.д.».

Почему-то классики старшего поколения вроде Блие уверены, что зрителям третьего тысячелетия одного Пазолини и сорочек недостаточно. Они наполняют свои новые картины всем на свете в попытке понравиться новой «молодой» публике в кинотеатрах, про которую ничего не знают, но уверены, что это сплошные подростки с попкорном. Соответственно, в соседстве с изысканными планами в стиле азиатского кино, итальянской оперной музыкой и невероятной Моникой Белуччи в фильме «Сколько ты стоишь?» есть гангстеры с пистолетами, шлюхи, обретающие скромность, вечеринки немолодых людей, прыгающих в квартире друга под заводное техно, и эпизод, в котором героиня блюет на умирающего доктора.

Кроме того, разработанный еще в «Вальсирующих» (1974) прием абсурдистской иронии, а также отсутствие веры в интеллектуальные способности современной публики не дает режиссеру хотя бы что-нибудь спрятать в подтекст, так что все в этом фильме говорят абсолютно все, что думают. От этого довольно скоро наступает бардак, в котором невозможно отличить то, что происходит на самом деле, от того, что в этот момент подумал режиссер. Все в целом похоже на диалог между соседкой Франсуа (Фарида Рахуадж) и гангстером-Депардье на вечеринке:

- Что у тебя под брючками?
- Стринги.
- А что у тебя под блузкой?
- Поддерживающий бюстик.
- А что у тебя в голове?
- Бардак.

Может быть, потому, что в фильме ничего не самом деле не происходит, - кроме любви. Как обычно, ее не хватает на всех, и поэтому она (в лице Моники Белуччи) все время уходит к кому-нибудь другому. В действительности, конечно, фильм Блие о страшном, как и все фильмы – об одиночестве, затхлости и безнадежно среднестатистического существования, и если бы все не кривлялись в попытке понравиться гипотетическому человеку с попкорном, это было бы всем понятно. А так недостижимое счастье, ради которого герой способен на все и которого в итоге добивается, съеживается до возможности трахать Монику Белуччи. Причем окружающие показывают на счастливчика Франсуа пальцами, и даже сам режиссер ему завидует.

Во всем этом чувствуется одновременно большой профессионализм и большая усталость от собственного профессионализма. По словам Блие, «идея кино как великого искусства изживает себя». Поэтому «Сколько ты стоишь?», несмотря на звездный состав актеров, внушительный музыкальный фон и великого режиссера, остается абсурдной виньеткой в стиле итальянского кино, упрощенной вариацией на тему тех же «Вальсирующих», легким способом достучаться до пожирателей попкорна, которые хотят приобщиться к настоящему кинематографу.

Как говорит герой Депардье проститутке Даниэле, «должен же был он [Франсуа] найти какой-то способ проникнуть внутрь». Похоже, для Блие этим способом стало раздевание Моники Белуччи под оперные арии. Нельзя сказать, что способ малоэффективный, но какой-то уж слишком дешевый, что ли.

Идлис Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).