будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Культура
Алексеевский Михаил

Сталинские премии в путинское время

Сталинские премии в путинское время
98_mysh
Михаил Алексеевский

Несколько дней назад в Москве в Третьяковской галерее открылась выставка номинантов на Государственную премию за 2003 год в категории “Изобразительное искусство”. Для широкой публики, как утверждает пресс-релиз, это уникальная возможность оценить “наиболее талантливые, отличающиеся новизной и оригинальностью произведения, получившие общественное признание”. Но что-то не видно толп ценителей искусства, штурмующих выставку в поисках прекрасного. В залах немноголюдно. Общественный резонанс близок к нулю.

И дело даже не в том, что в России изобразительным искусством интересуются меньше, чем музыкой, фильмами и книгами. В той же Третьяковской галерее регулярно случаются длинные очереди на вход, когда там проходят действительно интересные выставки. Аншлаги бывают и в других музеях, скажем, в Московском Доме Фотографии. Экспозиция “Госпремия-2003” не вызывает большого интереса в обществе потому, что российские граждане не доверяют вкусу власти в области культуры и искусства. И, откровенно говоря, правильно делают.

Нельзя сказать, что выставка в Третьяковской галерее плохая. Она никакая. Первое впечатление от нее – смятение. Почему именно эти люди претендуют на единственную в России премию в области изобразительных искусств? Дай ответ! - Не дает ответа. Хотя формально все выглядит очень благопристойно: в списке претендентов на Госпремию значатся живущий в Париже классик неофициального искусства Михаил Рогинский, актуальный современный художник, представлявший Россию на последней Венецианской биеннале, Валерий Кошляков, певец лужковской Москвы фотограф Лев Мелихов, провинциальный живописец Владимир Корбаков с умилительным циклом полотен “Мое отечество. Традиции и люди”. Словом, всех понемногу.

Но эта умеренная всеядность, с одной стороны, снижает накал борьбы, а, с другой стороны, демонстрирует отсутствие у власти культурной системы координат. Офорты, живопись, скульптура, фотография, научные труды по искусствоведению - все свалено в одну кучу. Выбор победителя, надо полагать, будет проводиться наобум. Другие варианты в голову не приходят.

Здесь уместно вспомнить, что Государственная премия России является прямой наследницей знаменитой Сталинской премии, которая была учреждена в декабре 1939 года “в ознаменование шестидесятилетия товарища Иосифа Виссарионовича Сталина”. Сталинская премия – это триумф тоталитаризма и одновременно прекрасный образец продуманной культурной политики власти. Как известно, Сталин лично участвовал в обсуждении работ претендентов на премию, особенно в области кино и литературы. Премии получали преимущественно те, кто соответствовал жестким идеологическим требованиям, которые власть предъявляла к деятелям искусства. По именам лауреатов Сталинской премии с 1941 по 1952 год можно легко проследить динамику взаимоотношения государства и искусства.

По нынешним номинантам на Госпремию культурную политику власти определить нельзя. Потому что нельзя увидеть черную кошку в темной комнате, если ее там нет. То есть самые яркие конъюнктурщики вроде Зураба Церители или Ильи Глазунова уже свои премии давно получили. А кого же еще награждать “за выдающиеся заслуги”, - непонятно. Выстраивая властные вертикали, государство не смогло дотянуть их до сферы культуры и искусства. С точки зрения государственной политики, здесь царит полный хаос. И вездесущий президент Путин, в отличие от Сталина, не будет обсуждать творческие заслуги соискателей. Его задача намного проще: 12 июня на церемонии награждения в Кремле нужно лично вручить призы победителям и пожать им руки. А кому именно - это не так уж и важно.

Алексеевский Михаил
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).