будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 20, 2025
Культура
Конрадова Наталья

Старое искусство нового столетия

Старое искусство нового столетия
98_10
Наталья Конрадова

У меня слабость к официальному искусству – ничего не могу с собой поделать. И потому с особого рода удовольствием я давно наблюдаю за меценатской деятельностью властей, с каждым годом приобретающей все более отчетливые формы. Сегодня уже понятно, что процесс формирования вкуса в целом закончен, а все последующие движения будут лишь корректировать сложившуюся модель – так что именно сейчас есть, о чем поговорить.

Географическая и символическая близость московских властей всем центральным государственным органам позволяет наделить их “культурную политику” статусом законодательного образца, поэтому я решила сходить в Манеж на персональную выставку Василия Нестеренко – новой звезды отечественного художественного официоза, руководителя артели, расписывающей Храм Христа Спасителя, объекта страсти покровителя изящных искусств Лужкова, подарившего ему здание на Арбате.

Народу на выставке было мало, даром, что суббота. К тому же, не все еще успели проникнуться важностью “нового” стиля, поэтому люди в Манеже отчаянно пытались найти хоть какое-то подобие изюма в этой сдобе: “Смотри, это Гурзуф, помнишь это место?”, “Как красиво – ее вполне можно было бы на нашей кухне повесить”, “Хорошо у него получается передавать сумрак белых ночей”…

И проплывают эпизоды истории отечественного искусства в Манеже: 1962 год – Хрущев объясняет художникам-модернистам, что они “пидарасы”; конец 1980-х – на волне очередной оттепели проходят выставки молодых художников, не состоящих в официозном “Союзе” и академическому благочестию предпочитающих “абстракционизмы” и “модернизмы”; 1990 год – настоящий ажиотаж по поводу Ильи Глазунова; наконец, 2004 год – пластиковые растяжки на всю стену с репродукциями росписей Храма Христа Спасителя и евангельские сюжеты из музея ХХС, портреты духовных лиц, виды родного края, история государства российского. Но уже никакого ажиотажа, потому что не оказалось в живописи Нестеренко достойного информационного повода. Он художник нормальный – во всех возможных смыслах этого слова. И техника нормальная, и биография понятная, и сами картины ничем не выдающиеся. Единственное, что выдает в нем русского партизана – названия. Без них полнота смыслов ускользает: пейзаж с коровами на переднем и церквушкой на заднем плане вполне мог бы быть “Полднем”, “Лужками” или “Поречьем”, однако звучит совсем иначе: “О, русская земля!”. А в это время в ЦДХ проходит огромная выставка “Россия”, и на ней тоже висят деревенские пейзажи с коровами и церквями. Но, как и живопись Нестеренко, для зрителей пенсионные страдания Союза художников остаются явлением маргинальным, малоприметным – десяток посетителей на весь этаж.

Так что повод возникает только в процессе позиционирования, и здесь ключевым становится пространство. История Манежа символизирует государственное понимание правильного художественного стиля: если в перестроечные времена ничего круче революционного авангарда представить себе было нельзя, то сегодня нас хотят видеть во второй половине девятнадцатого столетия – во временах правления Александра III и зарождения национального мифа, победоносного шествия передвижников. А, может, и еще раньше, когда граф С. Уваров породил доктрину о православии, самодержавии и народности: именно на последние три понятия без остатка делится все то, что висит нынче в Манеже.

Никас Сафронов, давно достигший вершин официального признания, в интервью журналу “Буквы” говорит о своем понимании расписывания храмов, помощи сиротам и портретирования известных лиц как деятельности вполне рентабельной: после этого “все будет” - и “город подарит мастерскую”, и “люди будут благодарны”, и популярность появится. Но официальные лица предпочитают говорить не о способах заработать имя, а о роли художника в современной ему истории. Вот “объективка” в исполнении вице-президента Академии Художеств: “Творчество московского живописца Василия Нестеренко неотделимо от своего времени. Он один из тех мастеров, кто вводит отечественное искусство в новое столетие”. И ведь действительно неотделимо. И правда вводит. Прискорбно только, что под историей мы понимаем ее официальный фасад, после чего новое столетие начинает сильно пахнуть нафталином.

Конрадова Наталья
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).