будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Культура
Борисова Марина

Стерилизация чувств

Стерилизация чувств
preljocaj

Можно ли представить, чтобы тело – молодое, сильное, тренированное, эстетически завершенное – производило манипуляции, которые не передают эмоции? Кроме тех, разумеется, которые рождаются автоматически от вида грамотной работы мышц? Спектакль «Времена года», показанный в Москве труппой «Балле Прельжокаж» (Франция) -- как раз из этой серии. На протяжении 84 минут 11 танцовщиков, являющихся совершенными пластическими инструментами, с помощью которых хореограф Прельжокаж выражает некое смысловое образование, в разных комбинациях --  от соло до тутти – производят движения, которые называются модным конвертируем словосочетанием – современный танец.

Спектакль «Времена года» на музыку Вивальди отвечает самым высоким стандартам этого жанра. Интернациональная труппа с актуальными акцентами  на разномастности членов (смешение рас и разных физических данных), сексуальная стертость танца (проявления мужского-женского, скорее, исключения), идеально тренированные тела, адекватные любому изгибу хореографии (немыслимо сложные спортивные поддержки, стремительные темпы, рискованные манипуляции с частями декораций), отсутствие актерских индивидуальностей, доводящее исполнителя до архетипа  - танцовщик современного танца. Словом, за всем основательность, свидетельствующая о серьезной государственной поддержке, результатом которой во Франции стали хореографические центры  в разных городах и сошедшие с конвейера труппы под началом именитых хореографов, экспортирующие продукцию на пристойном уровне. Все хорошо, кроме одного – эмоциональной и смысловой обезвоженности такой продукции.

О чем спектакль «Времена года» (премьера в Ницце в 2005-м), в аннотации которого хореограф, ссылаясь не больше не меньше, как на Спинозу, задает фундаментальный философский вопрос – что может тело? Прежде всего о том, как важно правильно подобрать ингридиенты, к которым относятся название, автор музыки и автор дизайна (модный во Франции  художник Фабрис Ибер). Если название уже брэнд, музыка коммуникабельна, а дебютирующий в театре дизайнер прославился за пределами его шумными инсталляциями, то остальное уже не имеет решающего значения. Вопрос о качестве хореографии быстро отпадет сам собой  ввиду высокого качества танца. Вопрос содержания отпадет тоже – конструкция спектакля держится на музыке Вивальди, даже если ее и членят на кусочки, перемежая многозначительными паузами, когда танцовщики движутся в тишине. Но даже физической энергии музыки не хватает, чтобы сцепить по смыслу эти отшлифованные танцевальные куски с их функцией заполнения времени и пространства. И если от танца не ждать эмоциональной и смысловой мотивированности, рассматривая его исключительно как дизайн, тогда продукция «Балле Прельжокаж» окажется вполне кондиционной.

Но все-таки несколько моментов смущают. Во-первых, имя автора спектакля: Прельжокаж не рядовой производитель танцевальных опусов, а авторитет в современном искусстве, которому в 2007-м будет 50. Ожидания по отношению к его новым постановкам достаточно высоки, и когда к середине спектакля вопрос, зачем все это затеяно, забывается за ненадобностью, статус мероприятия автоматически понижается – из события искусства оно становится заметным фактом культурной жизни. Второе – реакция зрителей,  уходящих из зала на протяжении всего спектакля – чего-то им, видимо, в нем не хватало, несмотря на его полное соответствие жанру – вечеру современного танца. Наконец, Вивальди. Несмотря на свою «банальность», «заигранность» и прочее, что имеет отношение не к музыке, а к ее нещадной эксплуатации, именно Вивальди в исполнении Венецианского барочного оркестра выглядел самым свежим и оригинальным персонажем, который не может испортить даже кинетика с общим лицом.

Борисова Марина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).