3 марта на YouTube-канале т/к «Дождь» (внесен Минюстом в реестр СМИ-иноагентов) состоялась премьера документального фильма «F@ck This Job». Кинокритик Полит.ру Кирилл Сафронов разбирается, чего в этой картине больше — художественности, публицистики или мистики.
Казалось бы, ну какое сейчас кино? А вот такое. Документальное. Трейлер к которому ты смотрел еще в кинотеатре — в старое, доспецоперационное время, — а сам фильм встречаешь уже на YouTube. Потому что его прокат в кинотеатрах без объяснения причин отменен. А YouTube-канал давно считающегося иноагентом «Дождя»* пока доступен. В отличие от самого телеканала, чей сайт был 2 марта заблокирован по требованию Генпрокуратуры «за распространение экстремистских материалов» и «целенаправленную публикацию заведомо ложных сведений о действиях российских военных в рамках спецоперации по защите ДНР и ЛНР». Такое сейчас кино.
Начинается всё с эпиграфа из Джима Моррисона: «Тот, кто контролирует СМИ, контролирует разум». После титр: «К финалу второго президентского срока Владимира Путина (2008) всё российское телевидение оказалось под прямым или косвенным контролем государства». Дальше — виды дома основательницы «Дождя»* Натальи Синдеевой и его окрестностей под закадровый голос режиссера фильма Веры Кричевской — журналиста и документалиста, автора фильмов «Слишком свободный человек» (2016) — про политика Бориса Немцова и «Дело Собчака» (2018) — о бывшем мэре Петербурга.
Благодаря включению режиссера в пространство фильма интонация сразу же задается личная. Никакого панибратства в этом не чувствуется, поскольку Вера Кричевская стояла у истоков «Дождя»* и говорит во многом и о своем детище. Несмотря на то, что из-за истории про снятие с эфира выпуска программы «Гражданин поэт» она в 2011 оттуда уволилась, связь с каналом не разорвала, о чем подробно рассказывает в своем фильме.
В «F@ck This Job» вообще много личного: архивные записи со свадьбы Натальи Синдеевой и Александра Винокурова (инвестора «Дождя»*), видео с кастингов ведущих, вечеринок, устроенных в редакции, и проч. Даже интервью с сотрудниками по атмосфере больше напоминают кусочки из хоум-видео — шутками, улыбками, слезами. Тепло этих кадров перебивается хроникой происходящего на гостелеканалах: выступление Владимира Путина на Красной площади (когда президентом выбрали Дмитрия Медведева), инаугурация уже самого Владимира Путина, его же выступление в Госдуме по поводу незабываемых поправок в Конституцию…
За счет этого личные истории участников команды «Дождя»* вплетаются в историю современной России. Становится понятно, почему Optimistic Channel, задумывавшийся в качестве канала «за всё хорошее против всего плохого», стал одним из главных независимых СМИ — через протесты, выступления Pussy Riot, сбитый боинг, прямые трансляции из автозаков…
Режиссерское решение — полиэкран: скажем, в левом нижнем углу — отрывок из выпуска программы «Дождя»* «Здесь и сейчас», встревоженные ведущие в прямом эфире говорят о взрыве в аэропорту Домодедово; на т/к «Россия 1» — сериал; на Первом канале — ток-шоу; на НТВ — что-то криминальное.
Так проявляется история «Дождя»* — от посещения его Дмитрием Медведевым до выселения редакции с «Красного Октября», отключения телеканала от вещания и вызовов Натальи Синдеевой в Следственный комитет.
Кульминация наступает, когда зрителю показывают, как Наталья Синдеева сражается с онкологией, и одновременно — как Владимир Путин говорит в Госдуме о поправках в Конституцию. В финале же намекается, что — вопреки всему — еще поборемся. Что выглядит уж очень оптимистично и не совсем правдоподобно (потому что на протяжении всего фильма «Дождь»* со стороны государства получал удары всё большей и большей силы).
Мистика же начинается в связи с премьерой «F@ck This Job». Премьера была назначена на 3 марта, показы должны были стартовать в сети кинотеатров «КАРО». Вместо этого 3 же марта Наталья Синдеева объявила о временном закрытии телеканала: «Мы временно приостанавливаем работу в сложившихся обстоятельствах. Нам нужны силы, чтобы выдохнуть и понять, как работать дальше. Мы очень надеемся, что мы вернемся в эфир и продолжим работу».
За сутки с момента выхода «F@ck This Job» посмотрели уже полмиллиона человек.
*Внесен Минюстом в реестр СМИ-иноагентов.