будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 21, 2025
Культура
Идлис Юлия

Танцы под литературу

На пре-пати Книжного фестиваля ко мне подошел подвыпивший французский поэт и спросил: «Тебе здесь нравится?» «Да, - сказала я, - а тебе?» Он немного подумал и решительно пробормотал: «Нет. Тут ведь ничего не происходит. Писатели вообще не умеют развлекаться. Другое дело – поэты. Вот я - умею». И ушел развлекаться в павильон с алкоголем.

Писатели действительно не умеют развлекаться, потому что не привыкли к этому. Другое дело деятели кино и театра: у них что ни фестиваль – то вечеринки (закрытые и открытые), летние площадки (открытые и закрытые), вечерние платья (открытые и закрытые)… А у писателей только заунывные чтения в микрофон, сдержанные аплодисменты и традиционная пьянка в конце литературного вечера.

Читатели тоже не очень привыкли развлекаться литературой, да и вообще не приемлют книгу, если она представляет собой не стопку резаной бумаги в картонном переплете, а что-либо другое. То есть, конечно, есть люди, которые приемлют, но их мало. И чаще всего они не читатели. Вот у меня есть знакомый, который различает аудиокниги не только по авторам и названиям произведений, но и по фамилиям актеров, которые начитывают текст, и по манере начитывания. Но он кинокритик вообще-то. 

При таком отношении к литературе в обществе удивительно, что Книжный фестиваль, организованный как серия развлечений, которые к чтению относятся весьма косвенно, вообще состоялся. В пятницу – в первый фестивальный день – народу было не очень много, во-первых, потому, что рабочий день, а во-вторых, потому что всем казалось, что это аналог Книжной ярмарки, куда приходишь с пластиковой сумкой побольше, а уходишь с надорванной спиной. Почему-то при наличии книжных супермаркетов, домов книги и почти круглосуточного книжного магазина «Москва» в нашем подсознании прочно сидит мысль о книге как о дефиците, за который нужно давиться на ярмарках и распродажах.

А тут, наоборот, продавали мало: всего два павильона – «Взрослый» и «Детский», стенд издательства «Панглосс» на иностранных языках, да еще на подступах к ЦДХ бравые молодые люди и с нажимом предлагали: «Покупайте запрещенную литературу», - имея в виду книгу Эдуарда Лимонова «Против Путина». Более того, книги не только почти не продавали, но еще и норовили отобрать. На ступеньках ЦДХ проходила акция «Дай книгу городу»: посетителям предлагалось разгрузить домашние книжные полки, передав ненужное в библиотеки или малоимущим семьям. 

Во внутреннем дворике ЦДХ, открытом специально под Книжный фестиваль, посетители опасливо косились на предложенные развлечения – всякие дегустации, видеопоэтические ролики и музыкальные концерты - не зная, как в этому подступиться. К тому же люди не привыкли, что за книжные развлечения надо платить: при том, сколько стоят у нас книги, мы давно уверены, что они растут на деревьях. В некоторые павильоны нужно было покупать билет, и это решительно отсекало любопытствующих, которые предпочитали ловить обрывки слов снаружи. Самой низкооплачиваемой, как всегда, оказалась поэзия:  организаторам пришлось отменить плату за вход на демонстрацию поэтического видео, хотя в Европе (Латвии, Эстонии, Литве, Германии) эта форма пользуется широкой популярностью и становится темой больших фестивалей. 

Но к последнему дню ММОКФ народ, наконец, понял, чего ему предлагают, и раскачался. При хорошей погоде формат фестиваля, подсмотренный в Эдинбурге, оказался вполне московским и прекрасным. Адрес ЦДХ – Крымский вал, 10 – отразился не только в названиях павильонов (Гурзуф, Бахчисарай, Керчь, Артек), но и в общей атмосфере курортной расслабленности. Народ валялся на газонах с книжками; для Москвы это редкая идиллическая картина – увидеть москвича не с газетой в руках, а с книгой, и чтобы эта книга была не из серии «Черная кошка». Народ бродил вокруг бассейна, висел в гамаках и забирался на трибуны, чтобы рассмотреть мастер-класс по приготовлению ферганского плова, устроенный Сталиком Ханкишиевым под зычные комментарии главного редактора издательства «КоЛибри» Сергея Пархоменко. Это действо вообще стало центром притяжения страждущих и голодных. Я лично наткнулась на редактора одного столичного журнала, который яростно говорил в мобильный телефон: «Тут мастер-класс по приготовлению плова на 500 человек, и у тебя есть шанс попасть в их число. Так что иди сюда быстрее, блин горелый!»

Оказалось, что писатели, если их вытащить из чулана и как следует отряхнуть от пыли, могут быть вполне забавными, как и встречи с ними. Дмитрий А. Пригов публично ел булочку на «завтраке со звездой», то есть с самим собой. За этим занятием его видели чуть ли не впервые: вот пьющим и закусывающим видели наверняка, а так, чтобы кофе и круассан, да еще с утра – только избранные счастливцы. Сергей Кузнецов лихо отплясывал под клезмерскую музыку на презентации нового проекта фонда Авихай – сайта о еврейской литературе и культуре Booknik.ru. Поэты соревновались на финале Открытого чемпионата Москвы, болели и дискутировали за видеопоэзию (поэт Семен Ханин из рижской текст-группы «Орбита», снявший пару десятков видеоклипов на свои и чужие стихи, сказал мне потом, что он-то дискутировал против). 

Были, конечно, и традиционные мероприятия – чтения, встречи с российскими и зарубежными писателями, дебаты о разных литературных проблемах. Большое место на Книжном фестивале занимало кино: каждый день шли кинопоказы, а в воскресенье писатели (Грэм Свифт и Алексей Слаповский) обсуждали экранизации своих романов а сценаристы (Юрий Арабов и Дуня Смирнова) говорили о закадровых секретах мастерства.

И конечно, не обошлось без традиционной писательской неорганизованности. Все-таки книга для нас – вещь не совсем обязательная, и поэтому литераторам многое прощается. Когда режиссер Михаэль Ханеке в последний момент отказывается возглавить жюри Московского кинофестиваля, разражается чуть ли не международный скандал. А когда Людмила Улицкая, проведя детский утренник, вдруг встает и уходит, не оставаясь на собственную встречу с читателями, касса возвращает билеты и все довольны. 

Точно так же поступила Дуня Смирнова, которая поучаствовала в дискуссии сценаристов, а вместо своего мастер-класса поехала на съемки. Сергей Лукьяненко пришел на фестиваль в субботу и простудился, поэтому не смог принять участие в дискуссии с Алексеем Ивановым. Оксана Робски, знаменитая тем, что динамит литературные мероприятия со своим участием (например, голосование по «анти-Нацбесту» в Билингве, вот уже второй год подряд), не приехала на «завтрак со звездой» из-за отмены рейса. Наконец, Константина Эрнста президент отправил в командировку, так что не состоялась самое интересное мероприятие из серии «встречи с читателем»: послушать Эрнста живьем только президенту и удается, а уж узнать, что он еще и читатель – это вообще сенсация. 

Все это происходит по двум причинам. С одной стороны, писатели слишком серьезно к себе относятся, что не дает им взглянуть на литературу как на модное развлечение для буржуазии, хотя именно в такое развлечение и превращают ее многочисленные премии, от «Нацбеста» до Букера. В другой стороны, писатели не относятся к себе с должной серьезностью, и это позволяет им с великолепным легкомыслием раздавать обещания и не приходить на собственные вечера, находясь под обманчивым впечатлением, что пришедшие читатели не много потеряют.

И читатели легко схватывают такое отношение к литературе как к необязательному довеску школьной программы, отказываясь платить нормальные деньги за книги и покупать билеты на встречи с писателями. Вряд ли один Книжный фестиваль способен переломить эту тенденцию, но он может стать хорошей альтернативой столичному литературному процессу в его затхлой академичности. 

По словам программного директора ММОКФ Александра Гаврилова, этот формат уже заинтересовал организаторов Львовского литературного форума и Московского биеннале поэтов, которые намерены взять некоторые программы Книжного фестиваля (ту же видеопоэзию) к себе. Будет неплохо, если ММОКФ вместо того, чтобы стать еще одним московским фестивалем «про книжки», превратится в выставку достижений фестивального движения, в демонстрацию того, как литературу можно превратить в развлечение без особого ущерба для нее. Глядишь, тогда и писатели станут обязательными, и читатели вспомнят про вечерние платья. Открытые и закрытые.

См. также о Московском книжном фестивале:

Юлия Идлис. Средний класс между раком и щукой

Майя Кучерская. Шоу на троих.

Идлис Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).