будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Культура
Рогинская Ольга

Театр без границ

Театр без границ
IMG_0313
фото Juliaaug

Начало театрального сезона в этом году связано с двумя событиями. Во-первых, 250-летие двух главных императорских театров России – Александринского в Санкт-Петербурге и Малого театра в Москве. Как были императорские, так и остались – масштаб торжеств соответствующий. Во-вторых, очередной фестиваль «Новая драма», который открывается 15 сентября. Театр тут совсем другой. Современный – само собой, в первую очередь – демократичный. Не чета репертуарному театру с его бюджетами и аристократической спесью.

Поначалу Новая Драма понималась исключительно как альтернатива традиционному театру. Все силы уходили на самоутверждение. Фестиваль при этом все равно сводился к параду спектаклей – форм более чем привычных. Дискуссии, читки, разнообразные встречи и обсуждения – все это возникало спонтанно и протекало где-то вовне. Программа нынешнего фестиваля построена так, что с основной программой, в которую входит 19 российских и зарубежных спектаклей, всерьез конкурирует специальная – экспериментальные работы, читки, семинары, мастер-классы, дискуссии и обсуждения. Похоже, это будет даже интереснее самих спектаклей. Тем более что заведомых шедевров в этом году не ожидается. На пресс-конференции Эдуард Бояков отметил, что критериями отбора в этом году являлась не степень новизны, а личная мотивация создателей спектакля. Ему вторил Михаил Угаров, сравнивая движение новой драмы с текущим литературным процессом, для которого оценочный критерий неприменим – главное, что процесс идет. 

Фестивальные события будут происходить практически круглосуточно. С утра до ночи будут сменять друг друга мероприятия четырех направлений: герои – опыты – спектакли – клуб. Организаторы фестиваля отказались от невнятных обсуждений и круглых столов, предложив участникам формат свободного монолога, отчасти напоминающего stand-up comedy. Именно так будет проходить серия утренних встреч с практиками и теоретиками новой драмы Михаилом Угаровым, Андреем Могучим, Иваном Вырыпаевым, Мариной Давыдовой и др.

Дневные часы будут заняты следующим направлением – «Опыты». В первую очередь, это читки. На фестивале будут представлены новые российские пьесы, а также очередные переводы британских пьес, осуществленные при поддержке Британского Совета. В июне этого года на Первом Фестивале современной британской драматургии в Москве уже было нечто подобное. Механизмы взаимодействия актеров друг с другом и со зрителями, процесс рождения спектакля, обнажение его открытой структуры лежат в основе проектов «Москва-Вроцлав-Москва», «Демократия.doc», «Открытый круг»  и др. Взаимодействие разнообразных медиа в современном культурном пространстве – особая тема. Логично и предсказуемо присутствие на фестивале и нового российского документального кино (КИНОТЕАТР.DOC) и темы «Телеканал» (Театральный канал ZDF, Германия).  

После «Опытов» пойдут спектакли. Интригуют польские «Большая жрачка», «Сны» и «Клаустрофобия»: все три по русским пьесам, к тому же уже поставленным в российских театрах. Новых пьес вообще мало, интерес перемещается в поле интерпретации: как в Сыктывкаре играют «4.48 Психоз», а в Якутии «Пластилин»? Ждут в Москве и питерский спектакль Андрея Могучего «Не Наmlet» по тексту Владимира Сорокина.

А ближе к ночи начнет свою работу фестивальный клуб, посвященный «новым рифмам нашего города» - современному русскому рэпу. В свое время улицы американских гетто породили ритуальную зарифмованную читку. В русской традиции ближайший аналог рэпа – раешный стих. Так что это не просто чужое явление, закупленное за границей по очередному ленд-лизу. Вопреки сложившимся стереотипам, рэп куда ближе театральной стихии, чем собственно музыке. Опять-таки все логично – хорошо, что в итоге додумались. Поискам ритмов и рифм современной жизни заняты и создатели американского спектакля «Требуется барабанщик», и идеолог российской саунд-драмы, режиссер спектакля «Переход» Владимир Панков.

У фестиваля своя территория. Самым ненасытным предстоит постоянно фланировать между тремя основными площадками, образующими особую зону новой драмы в театральной Москве  – ТЕАТРОМ.DOC, театром «Практика» и Центром Мейерхольда.
Фестивальное время еще больше расширится за счет ежедневного ночного эфира на радио «Маяк», в котором будут представлены полные версии утренних выступлений фестивальных героев. А на сайте www.newdramafest.ru и в «живом журнале» www.livejournal.com/community/newdrama зрители смогут вести интерактивный диалог с участниками фестиваля.

Фестиваль в режиме нон-стоп провоцирует и участников, и гостей на совершенно особый тип существования. Конечно, программа не рассчитана на зрителей, воспринимающих театр сугубо потребительски. Фестиваль демократичен, это открытая территория общения, где нет устоявшихся иерархий, размыта граница между участниками и зрителями. Anything goes.

Рогинская Ольга
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).