будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Культура
Карась Алена

Тени леса

«Комеди Франсез» - орешек непростой. Трехсотлетняя история, профсоюзы, сосьетеры, генеральный администратор, статус, респект, традиция. Наконец, элегантная и изысканная школа представления. Мягкая, льющаяся, точно журчащий ручей, речь –  фирменная  риторическая манера «Комеди». Cо всем этим русскому режиссеру работать трудно. Анатолий Васильев, искавший новых соотношений переживания и представления в теории и практике игрового театра, поставил там два спектакля (лермонтовский «Маскарад» и мольеровский «Амфитрион»). В васильевском «Маскараде» красота и изысканность жеста, его предельный символизм оказывались сродни одновременно Серебряному веку, риторической манере первой французской сцены и глубокому мистицизму автора и самого режиссера. Так соединялись алгоритмы разных культур, обнаруживая в них нечто общее.  

Петр Фоменко, ставя «Лес» в 2003 году, тоже принес на сцену «Комеди» элементы русской театральной традиции. Он попытался привить французским актерам буйную, эксцентричную манеру главного русского драматурга, которую в ХХ веке так радикально обновил для театра Всеволод Мейерхольд. Родом оттуда - цветные парики Гурмыжской, которые она меняет в сцене обольщения Буланова, в конце концов оказываясь лысой, точно Графиня из «Пиковой дамы». И Буланов (Матье Жене), танцующий на пеньках, шаг за шагом, фуэте за фуэте скидывающий одежду до самых трусов. Гомерически смешной танец Восмибратова (Жерар Жирудон)  с Петром (Лоран Стокер), который повторяется при каждом их появлении: сын скачет вокруг отца точно дрессированная собачка. Вальс Чайковского превращает весь спектакль в эксцентрический «лесной» балет и тоже является явной рифмой к вальсочку, бренчавшему в мейерхольдовском спектакле. И так же как у Мейерхольда, этот «Лес» поделен на эпизоды, каждый со своим названием. Но спектакль отсылает нас и не в столь далекое прошлое -  к собственному спектаклю Фоменко 1979 года в другом театре Комедии – Ленинградском.

И здесь – на мой взгляд – возникает самое интересное. Фоменко, прославившийся в Европе благодаря спектаклю «Волки и овцы» в своей «Мастерской», очаровал французов (как и русских) легкостью и лирической интонацией, впервые открытой у этого автора. Островский становился у Фоменко писателем накануне и в предчувствии Чехова. Режиссер достиг совершенства, усмиряя сочное, гротескное островское буйство, язвительность, утишая колорит его типов. Он расслышал главное качество драматурга, которое Аполлон Григорьев назвал органичностью. Горький взгляд на русскую жизнь, полная ясность во взгляде на природу социальных отношений и человеческих характеров, и при этом - какое нежное и нетенденциозное письмо! Жизнь во всем ее объеме – мерзкая и возвышенно-прекрасная – подчинялась его перу.

Все это возникло в лексике фоменковских мизансцен гораздо позже, во времена «Мастерской». Театр Фоменко в 70-е годы был, кажется, гораздо резче, агрессивнее, жестче. Трепеты и вздохи, нюансы и полужесты, сквозь которые сквозит целый мир отношений, – этот фирменный стиль «фоменок» - был ему еще неведом.

Желчность, которую режиссер, похоже, запретил себе, начав работать в ГИТИСе, сочилась сквозь каждый его сценический пассаж. Вот и в этом «Лесе» мы видим точно двух Фоменко – того, язвительно-жесткого, и нынешнего, мудро-примиренного, нежного. У того (из 70-х годов) Фоменко русское рабство выглядит как страшный и дикий танец с дрессурой, когда, поигрывая хлыстом, отец заставляет сына кружиться вокруг себя. У нынешнего Гурмыжская (Мартин Шевалье) не говорит – поет. Ее речь журчит точно реченька, нежно и ровно, без всплесков. У того Фоменко Несчастливцев воет вновь и вновь: «Люди, люди, порождение крокодилов!». У нынешнего горечь этой фразы снята юмором, с которым произносит ее на ломаном русском французский актер Мишель Виллермоз. У того Аксюша цинично разыгрывала свою любовную игру, постепенно усваивая уроки Гурмыжской и в финале выходя ее абсолютной копией. У нынешнего (девушку играет Анн Кесслер) ничто не предвещает этой горькой метаморфозы, и она выглядит нежданным эпилогом-моралите, разыгранным во время поклона. 

Иногда на московских спектаклях казалось, что чувство, породившее спектакль 1979 года, исчезло, оставив лишь свои формальные приметы, а нового взамен не нашлось. Оправдания человека (столь явного в тонких подробностях «Волков и овец» или более поздних спектаклей) у него не получилось. Но и для осуждения, для мизантропического и гневного высказывания не нашлось ни сил, ни энергии. Спектакль «Комеди Франсез» живет как тень иного, бывшего спектакля, почти нигде не одушевленный гневом и страстью, но лишь с точностью и мастерством следующий режиссерским задачам. Этот усмиренный, тихий «Лес», хранящий тени прошлых горестных эскапад, больше говорит о пути, проделанном Петром Фоменко, чем о взаимопроникновении культур.

Что же касается жизни, то к ней имел отношение разве что блистательно-острый Мишель Виллермоз. Последние реплики его Несчастливцева, несокрушимо-героического, похожего на Дон Кихота и Сирано де Бержерака одновременно, дали, наконец, этому изысканно-осторожному спектаклю каплю недостающей страсти.

Карась Алена
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).