будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Культура
Короленко Псой

Теперь все будет по-взрослому

Теперь все будет по-взрослому
98_08

Принято считать, что некоторые события обладают особой символикой. Они как бы начинают другой отсчет времени. В культуре есть устоявшийся штамп, связанный со словом «после». Например: «после Катастрофы нельзя писать стихов». Понятно, что можно, и никто не перестал их писать. Но всё же формула вызывает понимание. Это призыв к какой-то предельной внутренней ответственности каждого. Если угодно – нельзя писать плохих стихов.

В последние годы говорят об «мире после 9/11» - и это тоже не лишено смысла. Я сам бывал в Америке и до и после – правда, что-то у них там поменялось в атмосфере. Трудно сказать, что именно – но это ощущение не обманывает. Исчезла какая-то беспечность. Это видно на разных уровнях. И вот интересно, что в связи с этим почему-то приходят в голову вещи, напрямую никак с терактом не связанные. Зато связанные с мелкими деталями быта, повседневной жизни, с едва заметными, но очень существенными социальными практиками.

Вот глупый пример: в нью-йоркских барах теперь нельзя курить – про это даже теперь есть художественный фильм. Понятно, что 9/11 тут не при чем. Но это связано с каким-то общим вектором в сторону регламентации жизни, самоограничения. Представьте себе какой-нибудь Гринвич-Виллидж, где до сих пор бродят тени старых битников. Если там не курить в барах, то такая литература, такая красивая мифология «расслабона», как у битников, уже не будет писаться. И читаться она будет меньше. Курение – это только одна деталь, но таких деталей много. Важен общий принцип – уходит расслабон.

Есть время расслабляться, и есть время напрягаться, сосредоточиваться.  Различные катастрофы и катаклизмы – всегда сигнал к этому. Это не обязательно политические события: войны, революции, терроризм, диктатура. Это могут быть даже стихийные бедствия или эпидемии. В культуре это выражается архетипом «казней египетских». Всегда были такие «казни». Банально, но ведь именно СПИД вбил осиновый кол в могилу «сексуальной революции», показав смешными её ценности перед лицом ужаса. На смену ей пришла борьба с харрасментом и новый культ целомудрия, «здорового начала».

Всё то хорошее и «творческое», что связанно с «расслабоном» - это чисто подростковые, юношеские ценности. К ним относится и хорошо известный  миф «свободы», имеющий широкий диапазоном оттенков – от миролюбивых «Махатм Ганди» до разного рода «Че Гевар». Но под сексуальным прикидом пислава и толерантности или под бушлатом анархиста, «взрывающего мир», скрывается один и тот же ювенильный бунт против нормы, который оборачивается многоплановым культом экстремизма, патологии и девиации.

Не случайно кроулианская заповедь «делай, что хочешь» стала библией и евангелием нескольких поколений контркультуры. Действительно, на определенных этапах развития отдельной личности очень важно научиться этому для психологической ассимиляции от рода, семьи, авторитетов, для индивидуального поиска и какого-то раскрепощения. Но люди, которые продолжают руководствоваться этим всю свою жизнь, гротескны. Про таких говорят: «Маленькая собачка – до старости щенок». Они похожи на пани Броню, «мисс Вечную Молодость» от Алекасндра Петлюры, или на подростка, который упрямо затягивается сигаретой и кашляет. А надо бросить курить,  чтобы не откинуть копыта. Взрослый человек – это тот, который принимает правильное решение, несмотря на то, что оно совпадает с советом отца.

То же самое можно сказать и о целых обществах, культурах. На определенных этапах они нуждаются в отработке инфантильных ценностей, в «расслабоне». Но в какой-то момент расслабон переходит за границу своей «разрешающей способности», и начинается полный бардак. Страшные события свидетельствуют о том, что общество «заигралось». Тогда приходит время концентрации, сосредоточения, самоограничения. И даже страх может быть вполне положительным фактором в этих процессах, потому что один из смыслов страха – предельное созерцание зла и осознание его как такового.

Все не могут стать героями и святыми – это утопия. Однако возникает определенный «охранительный» вектор. Это слово обычно используется в отрицательном смысле. Но его внутренняя форма – позитивная. Речь идёт о сохранении, о нерастрачивании ценностей. В том числе тех, которые ассоциируются с чем-то древним - семья, род, патриотизм, воинская и гражданская честь. Все эти вещи защищены в культуре целой системой предписаний и табу.  Их продолжительное нарушение приводит к коррупции. Это слово я употребляю в самом широком смысле: в переводе с латыни оно означает «испорченность». Или распущенность – пусть даже это не так точно.

Мое поколение начало сознательную гражданскую жизнь в эпоху перестройки. Трудно преодолеть ностальгию по этим временам. Было чувство какой-то легкости, свободы, надежды, оптимизма, «удовольствия от текста», а также – и это особенно важно – было ощущение силы. Но это, как потом прояснилось,  было то чувство силы, которое есть у ребёнка или подростка. Его всемогущество иллюзорно, но он обречен понять, что взрослому человеку не только многое можно, но и многого нельзя. И что для выполнения этого «нельзя» нужна качественно иная сила. Она не допускает «расслабона», но зато впоследствии вознаграждается неслыханной свободой и могуществом.

Эта сила есть в религиях, в традиционных обществах, но и в советском менталитете тоже был огромный потенциал своего рода секулярной святости. Вспомним хотя бы о том, сколь крепкой была семья. Да и «дружба народов», казалось бы чистый культурно-идеологический конструкт, была вовсе не таким уж симулякром и на многих уровнях вполне работала. Модель религиозного или советского общества сейчас исторически невозможна, но сейчас явно пришло время искать модели, в чём-то соотносимые с этими примерами.

Вот почему мне нравится тема, что мы должны стать сильными. Это ассоциируется с моментом взросления. В истории есть примеры, когда общество, пресыщенное «расслабоном», осознавало себя испорченным, «коррумпированным» и принимало конструктивно-жесткий стиль правления с целью возврата к некоторой интуитивно понимаемой норме.  Сейчас даже интеллигенция признает, что нужно как-то собраться и серьёзно, по-взрослому осмыслить происходящее. И это какой-то позитивный фактор. Можно и нужно спорить о правомерности тех или иных политических мер, но появление «охранительных» тенденций в культуре и обществе – это здоровый момент.

Только надо сделать одну оговорку. Всё-таки нужна какая-то «лаборатория», в которой можно было бы работать в плане преодоления самых глубинных табу и реализовывать те экстремальные стихии, которые есть в каждом человеке. Поскольку в каждом человеке продолжает жить подросток, штурмующий мир. Просто этот подросток должен четко знать свою территорию. Мне кажется, что такой «лабораторией невозможного» может быть искусство. В идеальном здоровом обществе покой и безопасность гарантируется тем, что искусство знает свое место, не смешивается с политикой, жизнью. У нас этого традиционно не понимали. Искусство агрессивно вмешивалось в жизнь, а это потом оборачивалось возложением на «художников» ответственности за то, что делают экстремисты в реальной жизни. Причем сами же художники с удовольствием брали на себя эту ответственность. Пример – «подросток Савенко» с его агрессивным жизнетворчеством и «газетой прямого действия». 

Искусство – это то же самое, что игра, помогающая «слить агрессию» или реализовать какие-то другие «подрывные» процессы души. Это мощное орудие сублимации, поскольку оно создает мир именно искусственный, виртуальный, а значит и безопасный. Взрослый человек может позволить себе играть в игры, в отведенном для них времени и пространстве. Чем больше экстремальности и отчаяния поместит сознательный и ответственный художник в свое искусство, тем вероятнее он сможет дифференцировать это искусство с жизнью, и не смешивать две территории. Если в искусстве допустима отработка виртуальных моделей субверсивности, деструкции и зла, то в жизни и политике требуется приверженность норме, дух целомудрия и благонамеренного разума. 

Тогда всё будет по-взрослому.

Короленко Псой
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).