будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Культура
Золотухин Валерий

Тепличный хулиган

Тепличный хулиган
essen.gif

На прошлой неделе завершился премьерный показ сериала «Есенин» (производство - "Про-Синема Продакшн", Первый канал). Многочисленные отклики на фильм начали появляться в блогах и на форумах сразу же после первых серий; их авторы дружно осуждали бесцеремонность авторов фильма в обращении с реальными фактами биографии поэта. Затем, не дожидаясь окончания показа, по Интернету разошлись списки многочисленных неточностей, обнаруженных в сценарии. Вслед за этим дискуссия о фильме переместилась в газетные публикации, однако смысл ее остался прежним – полемический задор был вызван непривычной грубостью авторов в обращении с историческими фактами. Со всеми выдвигаемыми историческими претензиями легко соглашаешься, в большинстве случаев они совершенно справедливы. Вместе с тем не покидает ощущение, что направлены они совершенно не по адресу.

Сюжет

Смысл обсуждать авторскую концепцию, глубину идей и уж тем более - какие-либо последствия высказанных создателями догадок (в первую очередь, версию об убийстве) имеет в том случае, если речь идет, допустим, о книге серии ЖЗЛ, о вышедшей монографии, посвященной поэту. О сенсационном журналистском расследовании, в конце концов, в результате которого были обнаружены ранее неизвестные документы и факты. Это стоит исторической дискуссии, но она, увы, совершенно напрасна в случае с этим сериалом. В этом фильме все устроено по другим законам – законам бизнеса и телевизионного производства, в соответствии с которыми убийство внутри замысла фильма о Есенине имеет смысл рассматривать не как версию и ни в коем случае не как чью-либо точку зрения, а как кропотливо и последовательно созданную сенсацию.

В истории телевидения последнего десятилетия был любопытный случай, благодаря которому мир узнал о режиссере Питере Джексоне (в дальнейшем он снят все три части фильма «Властелин колец»). Его первый громкий успех был связан с псевдодокументальным телевизионным фильмом «Forgotten Silver» («Забытое серебро», 1995), в котором утверждалось, что первую переносную камеру, вместе со звуком в кино, изобрел в начале века никому не известный новозеландский изобретатель Колин МакКинзи. Картина была показана крупнейшим каналом страны без всяких предупреждений о фальсификации, а на следующий день режиссер проснулся автором исторической сенсации. Даже кинокритики – и те поддались на талантливую провокацию. Позже новозеландцам при помощи того же телевидения было доходчиво объяснено, что фильм является в чистом виде выдумкой, виртуозной стилизацией с привлечением средств документального кино. Но не тут-то было: проведенный спустя некоторое время социологический опрос показал: огромное количество зрителей по-прежнему продолжали верить в версию Джексона.

Достойным образчиком жанра стал недавно выпущенный российский фильм «Первые на луне» (реж. Алексей Федорченко), в котором изобретательно обосновывается версия испытаний полетов советских космонавтов на луну, опередивших американские. А вот «Есенин» оказался гибридом - фильмом, который, формально подражая традиционному историческому сериалу, боится сознаться в том, что по-настоящему близок именно псевдодокументалистике. Яркий пример этого – сюжетная линия с расследованием обстоятельств смерти поэта, проводимым сыщиком Хлыстовым в 80-е годы. Расследование в подобном кинематографе – не столько интрига (все равно понятно, что рано или поздно он докопается до доказательств убийства), сколько теплица для бесчисленных версий, замалчиваемых свидетельских показаний, опровергающих версию самоубийства врачебных заключений и т.п.

Герои

Чтобы обеспечить достоверность исторического антуража фильма, в него было введено бесчисленное количество исторических персонажей. Немыслимое. Их функция в фильме часто кажется не совсем ясной, но тем не менее в их появлении есть своя железная логика.

Вот один из примеров. В одной из сцен Зинаида Райх (Марина Зудина) уговаривает Всеволода Мейерхольда (которого играет внук режиссера, музыковед Петр Меркурьев) поставить поэму Есенина “Пугачев” в театре. Мейерхольд отказывается, якобы пугаясь присутствующих в тексте аллюзий на современную действительность, после чего Есенин бросает ему обвинение в неуважении к слову (всю эту чепуху придумал, между прочим, театральный человек Виталий Безруков!) и гневно хлопает дверью. Но вот вопрос: сцена ровным счетом ничего нового не привносит ни в образ Есенина, ни в образ Мейерхольда. Этот сюжет не получает дальнейшего развития и, по сути, становится сценарной пробуксовкой. Тогда зачем вообще понадобилась эта сцена?

Как на каких-нибудь свадебных фотографиях из журнала «Семь дней» обыватель будет разглядывать с одинаковым интересом как новобрачных, так и присутствующих гостей, попавших в объектив камеры, так и персонажу Есенину необходимо окружение, состоящее из исторических «селебритиз». Которые, к слову, никогда не были его постоянными спутниками, да и он, судя по всему, не очень-то в них нуждался. Мейерхольд, Маяковский, Блок, Городецкий, Пастернак и остальные – суть недурная декорация, пеньки и деревья, на которые опирается и присаживается герой. Здесь отнюдь не развитие сюжета становится во главу угла, а рецепт, согласно которому важен сам факт появления узнаваемого зрителем лица. Троцкий, Фрунзе, Сталин, Каменев, Горький, Луначарский и еще бог знает кто – все это занятная (и не более чем) энциклопедия эпохи, написанная обывателями, а не историками литературы и адресованная все тем же обывателям. И первые, и вторые целиком принадлежат нынешнему времени, а иначе - просто не поняли бы друг друга. Другими словами, исторические факты, судьбы, вообще образ эпохи применительно к этому фильму становится десятым делом, а первым - рецепт, и чем он действеннее, тем больше о фильме ведется разговоров, тем нетерпимее становятся реплики филологов на страницах газет и, как следствие, выше поднимается рейтинг сериала.

Авторство самого удачного рецепта «Есенина» принадлежит исполнителю главной роли - Сергею Безрукову. На протяжении десяти лет он играет эту роль на сцене театра им. Ермоловой, и чтобы проникнуться результатами многолетней шлифовки образа, необходимо хотя бы раз вслушаться в произносимую героем фразу «Ядрить твою в дышло!». Могут ли после этого возникнуть сомнения, что спустя годы актер нашел для нее единственно верную интонацию? Если серьезно, то безруковский Есенин – балагур, одинаково насмешливый и простодушный герой. Сцены вечеринок, отчаянных гулянок, флирта, неожиданных всплесков гнева, сменяющихся веселым угаром в кругу друзей, – экранного времени на это уходит уйма, но в них и проявляются основные характеристики героя. Поэт у Безрукова – бесшабашный и вспыльчивый, но не настолько, чтобы отпугнуть зрителя. А то, что на грани между привлекательным и пугающим, – это и есть неплохой рецепт, который актеру знаком с первых лет на сцене. Возможно, что версия о насильственной смерти привлекла Безрукова-старшего по той простой причине, что самоубийство уж слишком не вязалось с тем, что играл на сцене его сын. «Самоубийца – трус. Есенин трусом никогда не был», - объясняет в первой серии фильма один из свидетелей убийства поэта. Но не стоит забывать, что самоубийство – это еще и внутреннее противоречие, которое актеру пришлось бы сыграть, не появись на горизонте версия о насильственной смерти. А раз нет противоречий, так нет и повода. И наоборот.

Половник

Разоблачение версии об убийстве не поможет разобраться в задумке сериала хотя бы потому, что, думается, сами создатели, во главе с автором романа Безруковым-старшим, сценаристом Владимиром Валуцким и режиссером Игорем Зайцевым, едва ли верят в ими же выдвинутую версию убийства поэта. Они подготовились к встрече с широкой телевизионной аудиторией, подтянули слегка потрепанную, но все-таки действенную легенду, собрали в сценарии весь цвет многоликого советского общества 20-х годов и… собственными руками все, в конце концов, испортили. Здесь не нужно копаться в исторических фактах, не нужно выявлять сюжетные нестыковки, а надо всего лишь внимательно следить за сюжетом. И ничему не удивляться.

В фильме, как уже было сказано, есть две линии повествования: одна относится к 20-м годам (собственно, линия Есенина), а вторая – к 80-м (следователь берется за раскрытие убийства поэта). Первую линию закруглить в последней серии было несложно – точка была поставлена сценой убийства. А вот со второй сценаристы оплошали: после получения неопровержимых доказательств в виде подлинного, а не поддельного свидетельства смерти поэта, следователь садится в машину и отправляется восвояси. И вдруг ни с того ни с сего случается авария, машина падает с моста, герой погибает, а вместе с ним гибнут и неопровержимые доказательства. В пересказе все это звучит как абсурд, но на экране – в десятки раз абсурднее. Такого «непредсказуемого» финала, смею заверить, вы не встретите ни в одном художественном фильме.

Рассуждения о схемах, жанрах и персонажах бессильны объяснить подобный дилетантизм. Как трудно было бы растолковать что-либо горе-повару, который, запутавшись в рецепте кулинарной книги, ни с того ни с сего решил бы треснуть себя половником по лбу.

Золотухин Валерий
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).