В данном случае я буду являться объектом своего же естественно-научного исследования. Общее описание проблемы: есть факт, который, вроде, сам по себе факт. Но, конечно, он становится фактом только в общественном сознании, через его перетирание. Где надо находиться в этот момент, чтобы быть адекватным итоговому факту?
Ну да, есть еще СМИ, которые оформят факты уже в образовавшемся контексте и т.п., но они явно вторичны относительно первичного частного перетирания. Теперь, причем тут я: схема выглядит донельзя банальной, но только если находится в месте, где все эти процессы и происходят. Но когда произошла катастрофа польского самолета, я был в Вене. Занимался своими делами, за новостями следил, но - разумеется - находился совершенно вне контекста. Эмоционального, разумеется. А оттуда все выглядело так: упал самолет, катастрофа. Возможные обстоятельства примерно такие-то, последствия - известны. Всё, практически.
То, что в онлайне.ru началось масштабное исследование мистической стороны дела, выглядело неожиданно. Все эти «почему с Польшей у нас всегда как-то не этак», как повлияет на отношения и даже в варианте «сверхплотно пошли «знаки» и «сигналы». Причем, на этот раз не привычно – из бюрократических сфер, - а как бы из сфер повыше и от властей небесных». Возможно, к данному повороту я бы отнесся несколько по-другому, если бы был в это время в России. Общая атмосфера, то да се, размывает экзальтированность отдельных интеллектуальных оценок. Но я-то был в Вене, отчего никакого инсайдерского понимания российской чувственности у меня по данному поводу не было. Не специально, откуда бы ему там взяться?
То есть, - если оттуда - происходившее на российской территории выглядело так, что конкретное событие упаковывалось в достаточно иррациональную оболочку. Ну, а когда что-то упаковано, то видна будет именно упаковка. Притом, что по части рациональности Вена явно не в мировых лидерах. Но, тем не менее.
На этом естественно-научная часть почти закончена, вывод: со стороны совершенно не понять, чем является реальность там, где не находишься сам (совершенно не понимаю, как пишут блоги лица, находящиеся вне метрополии, но постоянно высказывающие мысли по ее поводу).
Но данная территориальная и чувственная отчужденность, сложившиеся в момент оценки факта, влияли и дальше. Например, вынуждая недоумевать на тему заявлений «Мы ведем себя как люди», а также «Поведение и слова наших вождей в кого-то вселяют надежду...» - журналистка «Эха Москвы». Поясняю недоумение: общественность заявляет, что гордится поведением первых двух лиц – но чем именно? Они не стали публично хихикать со словами «так вам и надо»? Какое поведение предполагалось по умолчанию? Что именно было сделано такое, что позволило оценить ситуацию как «мы ведем себя как люди» - ну да, это «мы» тоже интересно, но про это ниже.
Имело место вполне регламентное поведение первых двух лиц, так что именно предполагалось другое? Потом, уже не в Вене, этот вопрос возник у Ивана Давыдова, так что определенное количество мнений на эту тему можно найти там в комментариях . Вообще, не очень понятно и то, почему поведение власти, учитывая ее окрестности считается образцовым - за вычетом протокольного поведения первых двух лиц. Даже вот так: «Польские катастрофы почему-то предвещали катастрофы мировые. Почему - не известно. Но события, начинающиеся из-за Польши или в связи с ней, обходятся миру дорого. Особенно для России».
Но мистика в окологосударственном варианте, это не так, чтобы мило. Сначала мистика истории, мистика народа всегда под рукой (умом РФ не понять), в сумме получится мистика нации, ну а там уже и мистика власти, как иначе.
Но да, там не только мистики, есть и прагматики: «Поскольку погиб целый пласт польской элиты, критически настроенный к России, я думаю, следует ожидать усиления того крыла политиков, которое выступает за более прагматичные и доброжелательные отношения с нашей страной… Поэтому призываю российские СМИ, политических обозревателей и нас, экспертов, быть сдержанными и уважительными к тому огромному горю, которое постигло польский народ». Ага, а вот если бы рухнул «пласт элиты», доброжелательный к России, тогда следовало бы стать несдержанными и неуважительными.
Теперь о том, что «мы ведем себя как люди». «Мы», это что за совокупность снова имеется в виду? Вот как представить: все любители разных радиостанций, телеканалов и прочих СМИ; лица, по разному относящиеся к действительности, вне зависимости от идеологий, имущественного и национального положения объединились в этом «мы», которое ведет себя одинаково. Что оказалось круче всех этих - как оказалось - мелких различий? Видимо, это: «Поведение и слова наших вождей»? Другого кандидата на главную объединительную силу современности не названо. Прекрасно, но не содержится ли в этом призыв к восстановлению крепостного права?