будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Тихое искусство

Тихое искусство
kirill_kobrin_98

 «Когда я шел по улице, возбуждение мое переходило всякие границы:
все проходившие мимо женщины были моими»
Итало Звево «Самопознание Дзено»

В Праге проходит выставка фотографа и художника по имени Мирослав Тихий (так принято по-русски; вернее было бы транскрибировать «Тихи»). Мероприятие скромное, как и сам автор, приобретший, впрочем, в последнее десятилетие немалую известность в узких интернациональных кругах. На Староместской площади, в ратуше, что слева от знаменитой башни с часами, над которыми разыгрывают свою потешную пантомиму деревянные апостолы, надо пройти сквозь широкие стеклянные двери, обклеенные рекламой выставки Czech Press Foto, пересечь залу туристического информационного центра, протолкаться через толпу итальянцев или русских, готовящихся взобраться на смотровую площадку, затем подняться на третий этаж, открыть тяжелую наборного дерева дверь и оказаться в скромном помещении с двумя галереями, разделенными небольшой лесенкой.

Там, двигаясь вдоль стен, увешанных мутными старыми фотографиями, несфокусированными, случайными, смазанными, плохо напечатанными на скверной бумаге, кое-где – с подрисованными от руки линиями, оказываешься в какой-то скверной пародии на феллиниевский «Амаркорд». Перед нами мир, где прекрасная табачница манит мальчишек своими огромными грудями, где душа невинного сластолюбца исцарапана похотливым взглядом безумной Лисички, где дебил оказывается в гареме шейха, а школьники коллективно мастурбируют в старом авто.

То есть, конечно, ничего этого в фотографиях Тихого нет: только мутные смазанные женские и девичьи ноги, «филейные части», груди, иногда профиль, иногда смешная прическа социалистических времен. Есть, впрочем, несколько снимков экрана телевизора, по которому показывают немецкое порно восьмидесятых, – но все столь же нечетко, в дымке фантазмов восторженного престарелого мастурбанта. Фокус – с технической точки зрения – не наведен, однако с иной -- фантазмирующей, любострастной, одержимой, порнографической -- он еще как наведен, покруче, чем в продукции кинокомпаний «для взрослых».

Здесь только части тела, участвующие в прямых, не искаженных цензурой сознания мечтах об обладании существом женского пола. Причем, все равно, каким именно существом – такие вещи, как красота, привлекательность, возраст и проч., не имеют для вуайериста никакого значения; одни части тела, имеющие отношение к. И баста. Любопытно, что на этих снимках довольно много незрелых девочек, но никаких лолитизаций здесь не наблюдается; все они – десятилетние, двадцатилетние, тридцатилетние, сорокалетние, пятидесятилетние – привлекают, зовут, манят. В общем, холмы пены белоснежной.

Жизнь и труды Мирослава Тихого вкратце можно определить как нечто находящееся между «наивным искусством» и Art Brut. Тихий наивен, несмотря на некоторое художественное образование и несомненную начитанность в определенных областях. Он отчасти безумен, хотя обладает вполне прагматическим и точным взглядом на собственное искусство. Он авангардист, модернист и постмодернист разом, не будучи ничем из этого. Тихий родился в 1926-м, учился (но недоучился) в пражской Академии художеств, а затем перебрался на родину, в моравский город Кыйов, где и живет, кажется, до сих пор. Сначала он писал картины, а потом принялся за фотографию; с маниакальным упорством делал снимки (согласно навсегда установленному дневному плану) местных женщин с помощью смастеренной им из всякого хлама камеры. Для этого он использовал картонные коробки, фанеру, плексиглас; линзы полировал, как утверждают, сигаретным пеплом и зубной пастой. Модели (точнее, те, кого он сам для себя счел таковыми) чаще всего просто не знали, что их фотографируют, – странные конструкции, которые Тихий выдавал за камеры, всерьез не воспринимались.

Меж тем, эти реликты разом двух эпох – дагерротипов и дадаизма – странным образом фотографировали. Непосредственность героинь, не сдвигавших коленей при виде придурковатого бородача с самопальной пупырлой, накладывалась на непосредственность порнографического вожделения фотографа, а потом – в девяностые и нулевые, когда Тихого вытащили в галерейный свет, – и на наивную непосредственность перекультуренной арт-публики. Получилась непосредственность в кубе, наивность такой концентрации, такой плотности, что разъять ее аналитическим критическим умом почти невозможно.

Оттого о Тихом пишут либо в глуповатом полулирическом тоне, либо просто глупости (вроде того, что Тихий покинул Академию художеств после прихода к власти коммунистов в 1948 году -- в знак протеста против запрета рисовать в классах обнаженные модели). В сущности, этот человек и его творения есть удивительное сочетание банальности (безумный художник, не от мира сего, затворник, равнодушный к славе и деньгам) и того, что с банальной точки зрения называется «поэзией» (глуповатая, неопределенная, безумная). Сам Тихий (говоря о том, как он превратил ошибки в наведении своей самодельной камеры в фирменный стиль) сформулировал это так: «Ошибка. То, что создает поэзию».

Я не буду пересказывать здесь историю трудов и дней Мирослава Тихого. Ее можно найти здесь, здесь (для тех, кто читает на чешском) и здесь (на этом сайте можно увидеть и фото, и картины, и рисунки нашего героя). И, уж конечно, не буду раздавать эстетические оценки (не кажется ли тебе, дорогой читатель, что время кончеевских разговорчиков – публичных, конечно – прошло?). Нет, меня здесь интересует искусство, не с большой буквы, а просто «искусство» -- как оно возникает, вот, скажем, в случае Тихого. Почему так волнуют зрителя эти мутные части женских тел – если, конечно, наш зритель не солдат срочной службы и не монах?

Отсылкой к порнографическому вуайеризму, юношескому и старческому разом? Может быть, но этого недостаточно; нельзя бесконечно играть в амаркорд и город женщин; в конце концов, в этом нет никакой загадки – а в работах Тихого есть. Дело, думаю, не в том, что он снимал, а в том, чем. Его самодельные аппараты – своего рода рамочки, которые деревенский дурачок таскает с собой и наставляет на попадающиеся ему вещи и пейзажи. Или на людей. Или на части тела людей – в зависимости от настроения.

Никто его игру не принимает всерьез; но только вообразим себе, что это не дурачок, а волшебник, который умудряется запечатлевать жизнь с помощью грубо сколоченного из четырех деревяшек прямоугольника или квадрата. Он ухватывает ее врасплох; получившиеся картинки ни на что не претендуют, ничем, по сути, не являются; равнодушие обладателя рамочки делает все изображения равноценно бессмысленными. Смыслом их наделяет только тот, кто увидит; в случае дурачка-волшебника, никто. В случае Мирослава Тихого – зрители.

Получается, что кыйовский эксцентрик – идеальный художник, который не только не навязывает нам своих мыслей, он даже не намекает на них. Порнографический фантазм его снимков легко вынести за скобки; он настолько наивен, что в расчет не берется. Остается чистое поле для наших собственных чувств, соображений, истерик, страхов, воспоминаний. И мы с радостью населяем его собой. Что и есть, по моему скромному суждению, современное искусство, искусство нашего нарциссического, эгоистичного, примитивного времени.

P.S. Я намеренно не украсил этот текст образцами тихого искусства. Мне кажется, лучше представлять их себе, чем видеть; так или иначе, увидев их, мы представляем себе Бог знает что. Своего рода удвоенное воображение.

См. также другие тексты автора:

  • Дети мистера Френкленда
  • Серьезные глупости
  • Хроники прекрасных селений
  • Эскаписты (Путешественники: Случай третий)
  • Ностальгический модернист (Путешественники: случай второй)
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).