На прошедшей неделе в Москве состоялось два знаменательных фуршета. Один 27 сентября, в Центре Мейерхольда, другой - в "ПирОГАх" в минувшую субботу. То, чем занимались их участники в промежутке, называлось очень громоздко – «четвертый международный фестиваль Биеннале поэтов». Как рассказал «Прагматике культуры» один из критиков, слово «фестиваль» было вставлено, потому что никто не знает, какого рода слово «биеннале».
«Фестиваль-биеннале» проходил в Москве уже в четвертый раз. И еще неделю в столице будут звучать его отголоски – последние праздничные мероприятия пройдут 7 октября. Биеннале образца 2005 года был (было\была) одним из самых представительных по числу участников – приехала группа поэтов из Израиля, из Германии, из Австрии, с Украины и из разных городов России. Приехали пишущие на русском, но живущие за рубежом поэты. Все они читали свои стихи на самых разных площадках города – от "ПирОГОв" до школы №179. Филологи и критики позаседали на круглых столах, обсудив опыт русскоязычных стихотворцев за рубежом, "негритянскую пластику" и головы поэтов ( круглый стол, посвященный поэтам с травмой головы, так и назывался - "Голова поэта"). Удалось выйти на импровизированную сцену и самим читателям, читавшим любимые стихи у памятника Блоку.
На закрытиии фестиваля корреспондентам «Прагматики» удалось послушать, поговорить и потолкаться на банкете в душных ПирОГАх с организаторами, слушателями и, конечно, участниками Биеннале поэтов.
Депутат Московской думы и автор проекта, Евгений Бунимович, затруднился ответить на вопрос, понравился ли ему фестиваль. «Этот вопрос не ко мне. Мне кажется, что главное в таких фестивалях - это послевкусие, как в настоящем вине. Мы ведь называем это не Биеннале поэзии, а Биеннале поэтов, потому что поэзия все-таки требует интимного общения в тихой и личной обстановке. А вот Биеннале поэтов – это перекачка энергетических токов, ощущений, восприятий. И мне кажется, что это здесь происходит".
- Сложно ли организовать подобный фестиваль?
- Я могу Вам сказать, что любое масштабное мероприятие, начиная от встречи Большой восьмерки и заканчивая терактом, видимо, организовать проще, чем биеннале поэтов, так как все эти структуры гораздо более организованы. Здесь же предельная неорганизованность уже изначально задана тем, что поэты никогда ни в чем не ходят строем. Да и представить себе спонсоров, которые будут вкладывать деньги в такое безумное занятие как поэзия, чрезвычайно сложно.
Именно организацию посчитали многие иностранные делегации главным минусом московского биеннале. «Фестиваль довольно значительный, но организован он плохо. Например, сегодня – слишком маленький зал (В зале ПирОГОВ на Никольской действительно была постоянная толкотня – прим. "Прагматики культуры"), а на открытии, где места гораздо больше, присутствовали только приглашенные гости. Фестиваль, на который созвана почти сотня иностранных гостей, мог бы иметь намного более широкий резонанс и рассчитывать на гораздо большее количество публики. Все это зависит от организации, -- считает немецкий поэт Герхард Фалкнер. -- Подобные мероприятия проходят по всему миру, есть большие интернациональные литературные фестивали. Возможно, московскому стоит у них поучиться организации, и тогда он будет ничуть не хуже".
С мнением Фалкнера не согласилась главная «звезда» фестиваля, сенегальский поэт Амаду Ламин Салл, лауреат гран-при Французской академии, отдувающийся на Биеннале за всю Африку. "Да нет, все было очень-очень хорошо, -- считает поэт из Сенегала. -- У нас есть похожий фестиваль в Дакаре, и мы хотим пригласить русских поэтов и поэтов из Украины к нам на африканский биеннале".
- В течение фестиваля Вас называли «сенегальским Пушкиным»? Знаете ли Вы Пушкина?
- О, конечно, я его очень люблю. Но я еще лучше Пушкина (смеется). Пушкин -- великий поэт. Его очень любят у нас в Африке.
- Знают ли кого-нибудь еще из русских писателей в Сенегале?
- Ну, еще знают Пастернака, Маяковского, Горького, но лучше всех, конечно, Пушкина.
Куратор сенегальской и украинской программ на фестивале Игорь Сид отчасти разъяснил мотивы, по которым организаторы Биннале пригласили в Москву именно сенегальца. «Африку на Биеннале впервые представляет Сенегал, знаменитый гриотами - странствующими поэтами-музыкантами, типа греческих кифаредов, - рассказывает Сид. - В 2001 я курировал участие мадагаскарской поэтессы Рацифандриамананы. Но она оказалась задействована в пиар-кампании тогдашнего президента страны, и он ее в последний момент не отпустил. Тогда Мадагаскар нас немного обескуражил, но спустя 4 года я вернулся к мысли, что южную струю, помимо украинской, в этом нашем водовороте поэзии надо усилить. Мне не хватает Юга. Чем темнее кожа людей, их волосы, тем мне почему-то приятнее».
Представитель другой, в общем, не менее южной, израильской делегации, поэтесса Нурит Зархи, тоже поделилась своими впечатлениями о Москве и московском фестивале. «Я впервые приехала в Москву, и город показался мне очень-очень интересным. А что касается Биеннале, то тут столько поэтов, что начинает казаться - писать стихи – это что-то интернациональное, космополитичное. Правда, я не знаю русского языка, а никто не переводит ничего на английский, так что ничего не понятно. У меня только чувство, что что-то происходит, что вокруг что-то движется, это очень хорошее чувство – мир продолжается".
В плотной толпе поэтов, организаторов, иностранных гостей на прощальном фуршете мелькали и лица простых слушателей и читателей. Например, Марина, работающая фармацевтом, посетила со своей дочерью-студенткой несколько вечеров, увидев афиши, расклеенные по городу, и выяснив адреса клубов в Интернете. По мнению Марины, то, что читают на фестивале, по сравнению с классиками – слабо, впрочем, она тут же сослалась на то, что не слишком разбирается в современном литературном процессе. «Больше всего нам понравилась семья поэтов из Новосибирска, а также Маяковский, Сельвинский и Пастернак, которых читали после современных поэтов в пятницу в театре Маяковского».
А вот чешскому слависту Алене подобные мероприятия уже порядком приелись. «Я бываю в Москве раз в год и каждый раз посещаю какие-нибудь литературные тусовки, -- говорит Алена. – Такие мероприятия быстро надоедают, они, в общем, похожи, но это же моя профессия!»
Таким он и получился, четвертый фестиваль поэтов - представительным, большим, с организационными накладками, зато живым. Учитывая, что дело происходит в России и заправляют им поэты, большего, кажется, и требовать невозможно.