будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 8, 2025
Культура
Векшина Анастасия Поливанов Александр

Тот, кто ясен, - просто глуп

Тот, кто ясен, - просто глуп
bumaggit1

На прошедшей неделе в Москве состоялось два знаменательных фуршета. Один 27 сентября,  в Центре Мейерхольда, другой - в "ПирОГАх" в минувшую субботу. То, чем занимались их участники в промежутке, называлось очень громоздко – «четвертый международный фестиваль Биеннале поэтов». Как рассказал «Прагматике культуры» один из критиков, слово «фестиваль» было вставлено, потому что никто не знает, какого рода слово «биеннале».

«Фестиваль-биеннале» проходил в Москве уже в четвертый раз. И еще неделю в столице будут звучать его отголоски – последние праздничные мероприятия пройдут 7 октября. Биеннале образца 2005 года был (было\была) одним из самых представительных по числу участников – приехала группа поэтов из Израиля, из Германии, из Австрии, с Украины и из разных городов России. Приехали пишущие на русском, но живущие за рубежом поэты. Все они читали свои стихи на самых разных площадках города – от "ПирОГОв" до школы №179. Филологи и критики позаседали на круглых столах, обсудив опыт русскоязычных стихотворцев за рубежом, "негритянскую пластику" и головы поэтов ( круглый стол, посвященный поэтам с травмой головы, так и назывался - "Голова поэта"). Удалось выйти на импровизированную сцену и самим читателям, читавшим любимые стихи у памятника Блоку. 

На закрытиии фестиваля корреспондентам «Прагматики» удалось послушать, поговорить и  потолкаться на банкете в душных ПирОГАх с организаторами, слушателями и, конечно, участниками Биеннале поэтов.

Депутат Московской думы и автор проекта, Евгений Бунимович, затруднился ответить на вопрос, понравился ли ему фестиваль. «Этот вопрос не ко мне. Мне кажется, что главное в таких фестивалях - это послевкусие, как в настоящем вине. Мы ведь называем это не Биеннале поэзии, а Биеннале поэтов, потому что поэзия все-таки требует интимного общения в тихой и личной обстановке. А вот Биеннале поэтов – это перекачка энергетических токов, ощущений, восприятий. И мне кажется, что это здесь происходит".

- Сложно ли организовать подобный фестиваль?

- Я могу Вам сказать, что любое масштабное мероприятие, начиная от встречи Большой восьмерки и заканчивая терактом, видимо, организовать проще, чем биеннале поэтов, так как все эти структуры гораздо более организованы. Здесь же предельная неорганизованность уже изначально задана тем, что поэты никогда ни в чем не ходят строем. Да и представить себе спонсоров, которые будут вкладывать деньги в такое безумное занятие как поэзия, чрезвычайно сложно.

Именно организацию посчитали многие иностранные делегации главным минусом московского биеннале. «Фестиваль довольно значительный, но организован он плохо. Например, сегодня – слишком маленький зал (В зале ПирОГОВ на Никольской действительно была постоянная толкотня – прим. "Прагматики культуры"), а на открытии, где места гораздо больше, присутствовали только приглашенные гости. Фестиваль, на который созвана почти сотня иностранных гостей, мог бы иметь намного более широкий резонанс и рассчитывать на гораздо большее количество публики. Все это зависит от организации, -- считает немецкий поэт Герхард Фалкнер. -- Подобные мероприятия проходят по всему миру, есть большие интернациональные литературные фестивали. Возможно, московскому стоит у них поучиться организации, и тогда он будет ничуть не хуже".

С мнением Фалкнера не согласилась главная «звезда» фестиваля, сенегальский поэт Амаду Ламин Салл, лауреат гран-при Французской академии, отдувающийся на Биеннале за всю Африку. "Да нет, все было очень-очень хорошо, -- считает поэт из Сенегала. --  У нас есть похожий фестиваль в Дакаре, и мы хотим пригласить русских поэтов и поэтов из Украины к нам на африканский биеннале".

- В течение фестиваля Вас называли «сенегальским Пушкиным»? Знаете ли Вы Пушкина?

- О, конечно, я его очень люблю. Но я еще лучше Пушкина (смеется). Пушкин -- великий поэт. Его очень любят у нас в Африке.

- Знают ли кого-нибудь еще из русских писателей в Сенегале?

- Ну, еще знают Пастернака, Маяковского, Горького, но лучше всех, конечно, Пушкина.

Куратор сенегальской и украинской программ на фестивале Игорь Сид отчасти разъяснил мотивы, по которым организаторы Биннале пригласили в Москву именно сенегальца. «Африку на Биеннале впервые представляет Сенегал, знаменитый гриотами - странствующими поэтами-музыкантами, типа греческих кифаредов, - рассказывает Сид. - В 2001 я курировал участие мадагаскарской поэтессы Рацифандриамананы. Но она оказалась задействована в пиар-кампании тогдашнего президента страны, и он ее в последний момент не отпустил. Тогда Мадагаскар нас немного обескуражил, но спустя 4 года я вернулся к мысли, что южную струю, помимо украинской, в этом нашем водовороте поэзии надо усилить. Мне не хватает Юга. Чем темнее кожа людей, их волосы, тем мне почему-то приятнее».

Представитель другой, в общем, не менее южной, израильской делегации, поэтесса Нурит Зархи, тоже поделилась своими впечатлениями о Москве и московском фестивале. «Я впервые приехала в Москву, и город показался мне очень-очень интересным. А что касается Биеннале, то тут столько поэтов, что начинает казаться - писать стихи – это что-то интернациональное, космополитичное. Правда, я не знаю русского языка, а никто не переводит ничего на английский, так что ничего не понятно. У меня только чувство, что что-то происходит, что вокруг что-то движется, это очень хорошее чувство – мир продолжается". 

В плотной толпе поэтов, организаторов, иностранных гостей на прощальном фуршете мелькали и лица простых слушателей и читателей. Например, Марина, работающая фармацевтом, посетила со своей дочерью-студенткой несколько вечеров, увидев афиши, расклеенные по городу, и выяснив адреса клубов в Интернете. По мнению Марины, то, что читают на фестивале, по сравнению с классиками – слабо, впрочем, она тут же сослалась на то, что не слишком разбирается в современном литературном процессе. «Больше всего нам понравилась семья поэтов из Новосибирска, а также Маяковский, Сельвинский и Пастернак, которых читали после современных поэтов в пятницу в театре Маяковского».

А вот чешскому слависту Алене подобные мероприятия уже порядком приелись. «Я бываю в Москве раз в год и каждый раз посещаю какие-нибудь литературные тусовки, -- говорит Алена. – Такие мероприятия быстро надоедают, они, в общем, похожи, но это же моя профессия!»
 
Таким он и получился, четвертый фестиваль поэтов - представительным, большим, с организационными накладками, зато живым. Учитывая, что дело происходит в России и заправляют им поэты, большего, кажется, и требовать невозможно.

Векшина Анастасия Поливанов Александр
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).