будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 21, 2025
Культура
Плунгян Надя

Три третьих Рима

Вместо длинного коридора бывших конюшен самая эффектная международная экспозиция последнего времени заняла весь второй этаж ГМИИ им. Пушкина.

Подзаголовок выставки: "Сквозь века взаимного изумления". Его еще иногда вежливо переводят как "обоюдное чудо". Организаторами чуда значатся Министерство культуры России и Министерство иностранных дел Италии,  президент В.В.Путин, президента Италии Чампи и премьер-министр Берлускони. Таким образом, чудо происходит на государственном уровне.  И хотя по пафосу проект можно сравнить с «Гармонией и Контрапунктом» (русско-немецкая выставка прошлого года, посвященная 19 веку), по исполнению «Россия-Италия», пожалуй, даст фору Московской Биеннале. Так что  тем, кто приехал в Москву посмотреть contemporary art, все-таки удастся увидеть высокое русское искусство, достойно вписанное в европейский контекст.

Кажется, до сих пор в Пушкинский музей ни разу не привозили такого немыслимого количества звезд одновременно. В выставке «От Джотто до Малевича» совмещаются «Клевета» Боттичелли, икона «Ангел Златые Власы» 13 века, "Прачки" Архипова и натюрморт Моранди, блистательная «Старуха» Джорджоне. Татлин, Гварди, Шагал, Тициан, Серов, Тьеполо.. Есть даже небольшой женский портрет кисти Леонардо да Винчи и знаменитая "Донна Велата" Рафаэля, последний раз побывавшая в Москве в 1989 году, как "выставка одной картины". Словом, не случайные вещи из провинциальных собраний, а ровно то, что называется "национальным достоянием". Показательно и то, что в Москву приехало намного больше итальянских картин, чем экспонировалось в Риме. Это – гораздо более наглядный пример роста международной актуальности  российских музеев, чем выставка в Музее Ленина.

Выставка построена на прямом сопоставлении русского и итальянского искусства последних семи веков. Например, золотой фонд икон из Третьяковки, вывешен напротив шедевров Возрождения. Из этого напряженного и поучительного диалога выясняется, как часто  Россия и Италия говорили на предельно близком  художественном языке,  что русско-итальянские связи отнюдь не исчерпывались итальянским строительством в Москве и Петербурге и  паломничеством русских художников-академистов в Рим. 

При этом несмотря на явные переклички, русское искусство в сравнении вовсе не проигрывает, а выглядит совершенно самостоятельной европейской школой, даже в рамках интернационального стиля. Например, чисто итальянский жанр ведуты (городской, панорамный пейзаж), у Федора Алексеева не менее оригинален, чем у Каналетто – хотя у Алексеева и добавляются московские реалии. Есть и организаторские находки; "Девочка в желтом платке" Манчини выглядит итальянским Врубелем или по меньшей мере Малявиным – русский Врубель висит на соседней стене. Нашлись и Джотто с Малевичем (Св. Стефан 1334 г. и "Супрематическая композиция" из Екатеринбургского музея).

Но у сопоставления есть и свой парадокс. Такой насыщенной выставке не дает развалиться на шедевры именно жесткая концепция. В определенном смысле "Россия-Италия" – это кураторский проект, в котором собственно картины играют иллюстративную роль по отношению к основной идее -  нетрудно догадаться, какой. По сторонам второго этажа, многократно увеличенные, глядят друг на друга гравированные изображения Сан-Пьетро и Благовещенского собора. Самый наглядный способ доказать, что Москва все-таки – третий Рим, это напомнить о былом взлете искусства. Тем более, что стала она Римом во многом благодаря итальянским архитекторам от Фиораванти до Расстрелли.

ГМИИ, как всегда, оказался политкорректен. В зале, посвященном архитектуре, стоит огромный макет Смольного монастыря, окруженный макетами римских руин Кикки, проектными листами Кваренги (рядом – часть Михайловского замка архитектора Бренны), но очень осторожным пунктиром проведена линия другого третьего Рима – советского. Всего три листа чертежей из Музея архитектуры им. Щусева: "Советская Площадь" Фомина, проект Пантеона героев 1945 года в pendant к Храму Христа Спасителя, и Щуко - рисунок римской колоннады. Об архитектуре Муссолиниевского Рима, видимо, предпочли вовсе забыть.

Хочется надеяться, что уровень этой экспозиции станет для музея не исключительным, а обычным. Тем более что к ее организации не пришлось привлекать иностранных экспертов: дизайн разрабатывал Борис Мессерер и оказался вполне на уровне Метрополитена или Уффици. И оттого знаменитая видеоинсталляция американского видеохудожника Билла Виолы «Приветствие», тоже выставленная в Пушкинском музее (уже в рамках Московской биеннале), никак не противоречит идее итальянско-русской выставки и даже ее обостряет. Виола, создавший своеобразный римейк картины итальянца Понтормо «Посещение» (16 век), изображающей встречу евангельских Марии и Елизаветы, тоже бесстрашно окликает столетья и традиции итальянского искусства.  

Плунгян Надя
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).